В Красноярске, похоже, началась партизанская война с бездомными собаками. На улицах города найдено уже несколько трупов животных, зоозащитники бьют тревогу – а власти в спешном порядке пеняют на новый закон, на самом деле пожиная плоды своего бездействия.
Прокуратура еще в прошлом году обвиняла мэрию Красноярска в неэффективном отлове бродячих животных. Но в администрации города продолжали сидеть сложа руки
Все началось после подозрительных смертей нескольких человек – по данным следователей, как минимум двух из них загрызли собаки, но никаких подробностей о случившемся правоохранители не сообщают.
Нет пока и данных экспертизы, которая должна определить истинную причину смерти людей.
Официальной информации очень мало: в феврале на ул. Мичурина нашли тело женщины, следователи прямым текстом сказали о «причинении смерти бездомными собаками».
На руководителя МКУ «УДИБ» завели дело по статье о халатности, повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц – отсюда можно сделать вывод о минимум двух погибших от нападений собак, хотя о второй жертве ничего неизвестно.
Помимо этого, трупы двух мужчин с характерными ранами были найдены в гаражах в районе ТЭЦ-1 в Кировском и на территории производственной базы в Ленинском районах. В соцсетях пишут, что у погибших были обглоданы конечности – но это могло произойти с телами и после смерти. Поговаривают и о ножевых ранениях. Правду здесь скажет только экспертиза.
Как бы там ни было, собак в городе слишком много, и они злые.
После случаев убийств в городе создан штаб для борьбы с агрессивными животными, а в некоторых районах, таких как Водники, Таймыр, Бугач, Черемушки, Николаевка, ввели режим чрезвычайной ситуации. Только 28 февраля в службу 005 поступило более 1500 заявок на отлов собак, на четверть больше, чем год назад. А в нацпарке Столбы, как стало известно сегодня, стая собак загрызла марала.
Закономерно будет поставить вопрос, что привело к засилью собак. Согласно новым требованиям законодательства, бродячих животных нельзя расстреливать, как раньше, а требуется отлавливать, стерилизовать и отпускать на улицу. В случае, если псы продолжают проявлять агрессию, их предписывается пожизненно содержать в приютах.
Красноярская мэрия насчитала, что на содержание собак требуется почти полмиллиарда рублей
Но красноярские чиновники – вот неожиданность – оказались не готовы к исполнению обязательств.
Они знали, что приютов в городе нет, однако строить их не стали. По словам первого вице-мэра Владислава Логинова, денег на решение вопроса не нашлось, ведь для этого требуется приличная сумма в 450 млн рублей.
При этом о том, что закон о гуманном обращении с животными должен вступить в силу 1 января 2020 года, власти узнали не вчера. И еще в декабре прокуратура края внесла мэру Еремину представление об устранении нарушений, а первому вице-мэру Логинову – предостережение, указывая именно на то, что в муниципалитете нет приютов для собак.
«Указанное не позволит отлавливать и содержать животных в количестве, отвечающем объективной ситуации в Красноярске, после 1 января 2020 года», – говорили в ведомстве.
События последнего месяца подтвердили, что реальность оказалась страшнее предположений.
Сейчас красноярские власти заняты переводом стрелок: первый вице-мэр Владислав Логинов обвинил во всем зоозащитников и заявил о «неправильном» законе о гуманном обращении с животными, позже к нему присоединился и мэр.
В свою очередь депутаты горсовета Красноярска отреагировали на проблему тем, что составили обращение в адрес Госдумы, заявив, что законотворцы не учли отсутствие приютов в муниципалитетах и нехватку денег на их строительство. Они также просят отменить отдельные положения закона о гуманном обращении с животными – и в случае, если людям будет угрожать опасность, вновь разрешить отстрел собак.
Пока проблему пытаются решить в бюрократической плоскости, а за уничтожение животных выступают даже депутаты, появление трупов собак на улицах неизбежно. Травить псов могут начать и отморозки-догхантеры, и простые родители, чьих детей покусает бродячая стая.
Впрочем, отдельные случаи уже происходят, и сообщения о них вызывают бурю в соцсетях:
противостояние противников гуманных мер и зоозащитников разворачивается в Красноярске в прежде невиданном масштабе
(кстати, заметим, в ситуации не обошлось и без конспирологических теорий: есть мнение, что почти полмиллиарда на приюты есть кому освоить, и, чтобы ускорить решение вопроса, эти лица пытаются обострить собачью проблему).
Объективную картину с убийствами собак, как и с убийствами людей, нарисовать сложно. За выходные трупы псов были найдены на ул. Тимошенкова и на ул. Рейдовой на берегу Енисея. Зоозащитники кричат о десятках убитых псов, во все паблики рассылаются сообщения о «массовых отстрелах животных на глазах у детей», но эти заявления не подкреплены ничем.
Мэрия Красноярска запустила проблему и теперь пытается решить ее в режиме ЧС.
А по соцсетям гуляют фото мертвых собак
По соцсетям же ходят фотографии двух мертвых собак – одну сняли на ул. Тимошенкова, вторую – вообще неизвестно где.
В городской полиции ДЕЛА.ru сообщили, что в органы действительно поступило сообщение об инциденте на ул. Тимошенкова – предположительно, собаку там сбил автомобиль. Сейчас по этому поводу проводится проверка.
«Это было единственное сообщение за выходные, в котором фигурировали собаки», – заявили в пресс-службе ведомства.
В мэрии получить комментарий не удалось – в течение нескольких часов там не отвечали на звонки.
Согласно опросам в соцсетях, за отстрел бродячих собак в Красноярске выступают 65% из почти 4,5 тысячи респондентов, то есть население, в принципе, поддерживает свою власть – которая, вероятно, думала, что проблема рассосется сама собой, и ничего не сделала для ее решения в прошлые годы.
Упомянутый проект обращения к депутатам Госдумы сегодня планируется рассмотреть на заседании комиссии по городскому хозяйству в горсовете.
Остается гадать, чем на этот раз – сразу после «черного неба» – Красноярск прославится на всю страну: громкой инициативой о возвращении убийств бездомных псов – или тем, что станет городом собак-людоедов.