мнения красноярцев
13 ноября 2009 года
Достучаться до власти: блоги эффективнее СМИ?
— Я думаю, что никакого соревнования между СМИ и блогами нет, а эффективнее всего прямые обращения.
Нужно понимать, что когда вы говорите про блог президента, то речь идет о представительстве высшего должностного лица страны в сети, и все письма рассматриваются в значительной степени как прямое обращение к этому должностному лицу.
На обычные блоги реакция со стороны власти совсем другая. И в этом случае традиционные блоги никоим образом не могут вытеснить СМИ или быть их эффективнее.
Блог, созданный органами власти или должностными лицами, — это инструмент работы с обращениями граждан. Если гражданин пишет на мой сайт письмо, указывая свой домашний адрес и другие данные, которые необходимо предоставить в соответствии с законом, то каждое такое обращение я ставлю на контроль.
По этим вопросам идет такая же работа как с обычными обращениями, идет подготовка ответа, запросы по указанным в письме проблемам и так далее. И так устроена работа всех представительств органов власти в интернете. Здесь не может быть конкуренции со СМИ, поскольку СМИ выполняют свою функцию, а блоги и интернет-ресурсы, созданные органами власти, свою.
Мне кажется, что та эйфория, которую сейчас испытывают большинство пользователей по отношению к блогам, быстро уляжется. Сегодня это модно, а завтра — кто знает?
Но что касается вопроса использования интернет-площадок в качестве канала связи, то совершенно ясно, что это направление будет развиваться дальше и станет обыкновенной практикой. Например, органы Евросоюза все свое общение с гражданами ведут через интернет-приемные.
Для нашей страны, к сожалению, этот путь не так скор, как хотелось бы. Значительная часть населения, причем та часть, которая имеет большую потребность в обращении к органам власти, пока еще интернетом не владеет. Например, многим пожилым людям психологически трудно представить, как можно через «машинку» обратиться к власти. Но постепенно это станет обычным и для нашей страны.
Алексей Клешко
Законодательное собрание Красноярского края
Заместитель председателя, председатель комитета, депутат
— Первая вещь, которую нужно усвоить и как аксиому принять — фактически нет руководителей высокого ранга (начиная от президента, губернатора, мэра), которые бы читали большое количество печатных СМИ, смотрели бы много телепрограмм, часто слушали радио.
Не исключаю, конечно, что едет в машине губернатор и слушает по радио выпуск новостей, что тот же Александр Хлопонин, время от времени, читает информацию на порталах, которым доверяет. Но большинство глав местного самоуправления, включая нашу мэрию, вообще интернетом не пользуются, считая, что компьютер всего лишь дань моде.
Они черпают информацию из обзоров, которые им готовят или пресс-службы, или управления информационной политики. И если раньше в основу обзоров попадали обзоры газет, каких-то новостных лент, то с появлением нового Президента РФ и вообще с развитием информационных технологий в обзоры стали попадать и интернет-ресурсы.
К этому привело не просто любопытство к новым технологиям, а то, что у населения, в особенности у молодых людей, сформировалась стойкая привязанность к интернету как источнику получения достоверной информации.
Я не стал бы утверждать, что интернет — это массовое СМИ, поскольку существует четкая градация его пользователей. Например, поколенческая, разделение на дедов, отцов и детей, у каждого их этих поколений свои каналы получения информации.
Сейчас политическая ситуация развивается таким образом, что игнорировать интернет-аудиторию политики больше не могут.
Организовывая выборы в органы местного самоуправления на местах, мы понимаем, что 90% людей, которые приходят на избирательные участки, — это люди старшего поколения. Они пользуются для получения информации традиционными каналами связи, такими как телевизор, газеты, радио.
Если политики хотят привлечь к выборам более молодую аудиторию, то они вынуждены осваивать новые просторы информационного пространства — интернет.
Поэтому у чиновников высшего звена и появляются личные блоги. Только не надо быть наивным человеком, полагая, что их ведут сами политики. Такие уникумы, конечно, есть, но их немного, обычно блоги ведут специально нанятые люди.
И второй важный момент. Уровень доверия к СМИ за последние 15 лет снизился в разы. Если на заре перестройки публикациям в газетах доверяли 90% населения, то сейчас этот процент колеблется в районе 5-7%.
Это говорит о том, что люди в поисках достоверной информации вынуждены искать альтернативные информационные каналы, одним из них и стал интернет. Кто-то читает западные сайты, кто-то блоги людей, которым доверяет.
Сейчас масса журналистов, работающих в официальном СМИ, руководствуясь внутренней политикой издания, не могут сказать все, что знают, и выплескивают эту информацию в интернет. Ведь в интернете можно спрятаться за псевдонимом и высказать все, что наболело, не неся за это ответственность.
Не думаю, что интернету доверяют на 100%, но когда дело касается каких-то конкретных событий, то люди считают, что там более искренне, всестороннее и объективнее раскрывается та или иная проблема. Думаю, этот тренд будет развиваться дальше.
Информации становится больше, фильтров, которые люди устанавливают на пути этой информации, еще больше. А лет через 10-15 интернет станет реальным конкурентом СМИ и телевидению в борьбе за умы избирателей.
Василий Нелюбин
ГТРК «Красноярск»
Директор
— Это вопрос о разных вещах. Средства коммуникации действительно становятся массовыми. Власть же предельно бюрократизирована, она живет сама в себе, для себя, общество ее не интересует. Это результат способа ее формирования: она воспроизводит себя сама, общество от этого отстранено.
До чиновничества в целом, включая депутатское, «достучатся» в принципе невозможно — хоть через газеты, хоть через блоги. Разумеется, есть отдельные нехарактерные персонажи, мы их знаем, они мелькают на телеэкранах.
Но как институт, российская бюрократия сейчас самая «непробиваемая» за всю постсоветскую историю. Рубрика «Газета выступила, что сделано?» сегодня не может существовать в принципе.
Если речь идет о блогах граждан, то для власти это не имеет никакой разницы — как не реагировали на СМИ, так и на блоги не будут, да и вряд ли их кто-то мониторит, кроме правоохранительных органов.
Если речь идет о модном, мягко насаждаемом сверху веянии — блогах самих чиновников; то технически, безусловно, стало значительно удобнее. Однако если они игнорировали обычные письма, отправленные им по почте, то с чего вдруг начнут прислушиваться к электронным? Даже если представить, что они сами модерируют свои блоги, что вряд ли (во всяком случае, большие начальники этого не делают).
К тому же, чем сообщения в блогах отличаются от писем на давно существующие чиновничьи сайты? Хотя, считаю, поток информации в адрес власти бесспорно возрастет. Но наивно думать, что это как-то повлияет на характер принимаемых решений — что у них мало было информации по поддержке ВАЗа и повышению пошлин на иномарки? У них другая логика поведения, другой приоритет интересов.
Впрочем, решению каких-то локальных, небольших проблем, это, наверное, поможет, поскольку неуклюжую бюрократическую машину в плане коммуникации делает несколько гибче.
Сергей Комарицын
ЦГИК «Текущий момент»
Директор
— Когда мой приятель в Москве открывал собственное пиар-агентство «Социальные сети», которое, как предполагалось, будет заниматься продвижением в различных «одноклассниках» и «живых журналах», я над ним подшучивал.
С тех пор прошло несколько лет, товарищ если не процветает, то, как минимум, не жалуется. Уже тогда в столицах чувствовался новый тренд — аудитория активно и массово уходит в сеть. По разным причинам.
Чтобы литературно самовыразиться, поспорить о политике, поболтать и развлечься, или просто потому, что стало модно иметь свой уютный дневничок. Кого-то притянула тоска по исчезающей авторской журналистике.
Там, где собираются люди, всегда возникает соблазн поработать с общественным мнением. А когда начинают работать с общественным мнением, «фидошная» площадка для разговоров превращается в средство массовой информации и дезинформации. В чью-то трибуну и рупор.
Интернет-СМИ будут меняться и дальше, как идеологически, так и технологически, постепенно вытесняя из поля зрения аудитории традиционные СМИ. Это неизбежно, так как в сети можно найти не только газету или телепередачу, но и гораздо больше.
Там можно самому быть средством массовой информации, источником новостей и суждений. Там можно реагировать на происходящее интерактивно, и твою реакцию заметят. Наконец, в этом течении можно находиться непрерывно при помощи портативного устройства в кармане. Боюсь предположить, во что это разовьется дальше.
Зато идеологический вектор более понятен — блогосфера станет полностью контролируемой. Ее главная сила — аудитория, способная быстро мобилизовываться и даже выходить в оффлайн, чтобы изменить реальность. Кстати, уличные флэшмобы — самый безобидный пример мобилизаций, которые породил интернет.
Разумеется, вольное и местами анархическое существование социальных сетей скоро закончится. Но тем временем мыслящий класс обязательно придумает что-то новое.
Сергей Дубинцов
ОАО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания»
Помощник генерального директора по работе с регионами и СМИ
— Вопрос, что эффективнее: блоги или традиционные СМИ, поставлен не совсем корректно. Эффективнее в чём?
В качестве основного канала коммуникации с теми, кто принимает решения (власть/бизнес), пока достойной альтернативы традиционным СМИ нет.
Инициатором постановки проблемы вполне могут стать рядовые блоггеры, но до «верхов» проблема дойдёт только в том случае, если это, грубо говоря, «покажут по ящику» (сразу вспоминается классический диалог из «Хвост виляет собакой»: «Да, но войны не было!» — «Была, я видел это по телевизору...»).
С другой стороны, блогосфера намного более оперативна, более демократична, чем СМИ, она не связана какими-то внутренними ограничениями.
Журналист традиционной «районки» не всегда будет готов написать материал про то, как бедствуют старики в местном доме престарелых. «Районку» кормит местная администрация, сразу же возникнет мысль — «как бы кого такая публикация не задела».
У блоггеров ограничений, кроме собственных моральных принципов, нет. А если пятьдесят человек напишут в блогах про этот самый дом престарелых — тут уже и «районка» не сможет промолчать, да и краевые СМИ вынуждены будут «взять на контроль».
Впрочем, тенденция такова, что новая схема «Общество-блоггеры-СМИ-власть» постепенно тоже трансформируется и «кусочек» в виде СМИ постепенно вытесняется блоггерами в пользу так называемых «новых медиа».
Уже существуют и отлично развиваются медиаресурсы, сформированные по принципу обычных ЖЖ-комьюнити. Они ещё вряд ли стали полноценными СМИ, но уже точно больше, чем простые интернет-сообщества.
Это понял и бизнес, который пока совсем понемногу, но уже сам идёт к блоггерам и использует их, как один из каналов коммуникации с аудиторией. Да, пока не основного. Но вопрос здесь только во времени.
Традиционные СМИ ведь сами ухватили «наживку» в виде блогов, и теперь целые сюжеты на ТВ и редакционные статьи в прессе — это только лишь развитие того, о чём пишут в своих дневничках и на онлайн-форумах жители обычного города или посёлка. Смогут ли этим распорядиться владельцы «наживки», думаю, будет ясно уже совсем скоро.
Василий Дамов
КРОО «Сибирский медиа-институт»
PR-консультант, исполнительный директор