мнения красноярцев

11 декабря 2009 года

Чем еще государство может помочь бизнесу?

Виктор Шалыгин

— Тема о поддержке государством малого и среднего бизнеса в последнее время активно муссируется в СМИ, за счет чего и набрала большой вес. Это легко объяснимо, кризис больнее всего ударил именно по малому и среднему бизнесу, и многие предприниматели стали больше говорить об испытываемых ими трудностях.

А так как эта тема освещается в прессе, то реакция государства, с обещаниями помочь или с уверениями, что все будет хорошо, была ожидаема. Это хорошо уже само по себе, поскольку даже моральная поддержка во время кризисной нервотрепки, которую испытывают боль­шинство бизнесменов, очень важна.

Что же касается каких-то конкретных действий, то я считаю, что огромной помощи от государства ожидать не следует. Когда человек решает заняться бизнесом, он прекрасно отдает себе отчет, что, несмотря на кризисы, отсутствие или наличие поддержки со стороны властей, он должен надеяться только на себя. Государство может быть и поможет, но помощь эта, в любом случае, кардинально ситуацию не изменит.

Когда наша компания участвовала в программе по поддержке малого и среднего бизнеса, нам местные власти выплатили субсидии по кредитам на покупку нового оборудования в размере около 2 млн. рублей (для сравнения, в тот год компания заплатила только в виде налогов более 18 млн. рублей). По сути, это немного, но получить помощь было приятно. Тем более, что собрать все необходимые бумаги для получения поддержки оказалось не так сложно. Планируем участвовать в этой программе и на следующий год.

Если говорить о том, что может сделать государство для бизнеса, то, наверное, главное, чтобы государство не мешало зарабатывать деньги. Не изобретало новые непонятные законы, не втыкало палки в колеса, и тогда предприниматели будут в состоянии справиться с проблемами сами.

Федеральные власти любят много и красиво говорить, но, как правило, у нас в стране слова далеки от воплощения. По разным причинам. Сейчас в законодательстве бывает неразбериха, один документ противоречит дру­гому, появляются новые проверки, контролирующие органы и т. д.

А для нормальной и плодотворной работы нужны четкие правила ведения бизнеса, которые были бы понятны всем. Когда это будет, тогда предприни­матели перестанут жаловаться, начнут нормально развивать компании, платить налоги и создавать новые рабочие места.

Виктор Шалыгин
Холдинг ONE-to-ONE group
Руководитель

Ирина Видова

— Я, как представитель малого бизнеса, как предприни­матель, занимающейся развитием своей компании 10 лет, ни разу не ощутила на себе поддержку со стороны государства.

Сколько бы я не обращалась за необходимой помощью в контролирующие органы, не участвовала в конкурсах, объявленных в рамках госзаказа, ни один мой предпринимательский шаг в попытке получить помощь не увенчался успехом.

На мой взгляд, очень помогло бы малому бизнесу облегчение налогового бремени. У многих компаний образовались долги по налоговым платежам, я сама сейчас письмо в налоговую службу составляю с просьбой отсрочить платеж до января.

Понимаете, многие бизнесмены не платили налоги в течение полугода, и это произошло не потому, что избегаем уплаты налогов, нет, элементарно — денег нет. Мы сейчас натуральным образом выживаем. Послабление необ­ходимо.

Я не говорю о том, чтобы кардинально снизить налоги, но хотя бы законодательно ввести систему рассрочки или возможной реструкту­ризации налоговых долгов.
Чтобы налоговые службы не отдавали долги судебным приставам, как сейчас это делается, а чтобы была дана возможность предпринимателям рассчитаться позже. В противном случае многие небольшие предприятия просто вынуждены будут закрыться.

Кроме того, программы финансирования бизнеса, субсидирования по кредитам, о которых власти так много говорят, должны быть реальными, с менее жесткими условиями. Потому что некоторые предприниматели бьются месяцами, чтобы субсидию получить, а в итоге им отказывают. В итоге идея субсидировать расходы компаний хорошая, а воплощение ее неэффективное.

Ирина Видова
ООО «Проспект-Студия»
Директор

Николай  Колпаков

— Жаль, что только сейчас, но к счастью, что вообще государство начало задумываться в этом направлении и предпринимать какие-то шаги.

Я, как представитель структуры, которая напрямую зани­мается поддержкой и развитием малого предпринима­тельства, скажу, — оказываемая государством поддержка на сегодняшний день недостаточно эффективна.

Проблем у малого предпринимательства несколько.

Первая — колоссальная дебиторская задолженность компаний монопо­листов перед малыми компаниями. Оказаны услуги, проведены подрядные работы небольшими организациями для крупных, а монополисты за эти услуги не рассчитываются.

Малому бизнесу в принципе не нужны кредиты, но они вынуждены их брать, чтобы закрыть «дыры», образовавшиеся из-за дебиторской задолженности, чтобы выплатить зарплату сотрудникам и сохранить штат, поскольку потеря сотрудников означает потерю бизнеса.

Для решения этой проблемы должен быть создан фонд дебиторской задолженности, который бы выкупал долги перед малыми компаниями, гасил их хотя бы на 50%, а далее с кредиторов взыскивал остальную сумму. Решение этого вопроса сняло бы большинство проблем с креди­тованием малого бизнеса.

Второе. Малые предприниматели ощутили кризис сильнее всего из-за потери привычных рынков сбыта. Сейчас основными рынками являются муниципальный заказ и государственный заказ. На данный момент доступ к ним затруднителен. Нужно дать реальный доступ малым предприятиям к этим рынкам.

Третье. Доступ к поддержке достаточно затруднителен, слишком сильны бюрократические проволочки.

Понимаете, если компания сориентировалась на получение субсидии, прошла все круги ада по предоставлению документов, то отказ в предос­тавлении этих денег равносилен смерти.
Потому что те силы, которые предприниматель мог пустить на оптимизацию расходов компании, сохранение бизнеса, он пустил на получение субсидии, но ожидаемых денег не получил, или получил, но гораздо позднее, чем планировал, а значит, бизнес потерял. В то же время со стороны бизнеса нужны активные действия.

Четвертое. Сейчас бизнес в большинстве своем ориентирован на торговлю. Мы строим торговые и развлекательные центры, оказываем услуги и т. д., но фактически ничего не производим. Надо сейчас обращать внимание на переквалификацию малых предприятий из сферы услуг в производство.

Поскольку, пока у нас будет развиваться только сфера услуг, мы будем наши деньги прокачивать через торговые предприятия за рубеж, иностран­ным производителям, которым остается вся добавленная стоимость. Потери страны при такой системе колоссальны.

Нужно пересмотреть систему поддержки. Это можно сделать, перепро­филировав финансовые ресурсы на инновационные компании. А для этого нужно создавать фонды посевного финансирования. Нужно провести модернизацию многих компаний, предприятий, заводов на инновационный лад.

Николай Колпаков
Красноярский городской инновационно-технический бизнес-инкубатор
Директор

Татьяна Кирьянова

— Я считаю, что у нас в стране существует большая бумажно-творческая работа. Какие бы дела для бизнеса не вел, чтобы получить какой-то результат, нужно написать миллион бумажек и поставить такое же количество печа­тей.

Может быть, правительство и не подозревает, сколько кабинетов надо пройти, чтобы элементарно согласовать вывеску для магазина. Было бы здорово, если бы государство упростило взаимодействие между хозяйственными и государственными структурами. А для этого нужно всего лишь расширить полномочия отдельных структур и должност­ных лиц.

Что касается налогов, то мне кажется, что государство достаточно снизило налоговое бремя для малых предприятий. Наиболее актуально в этом контексте говорить о снижении налога на прибыль для молодых компаний.

Дело в том, что этот налог порой составляет четверть всех доходов компании, то есть очень существенную сумму. Как правило, деньги у предприятий постоянно в обороте, они не изымаются. И для молодых предприятий оплата налога на прибыль в полной мере — очень тяжелые траты.

Я считаю, необходимо, чтобы государство дифференцировало плату налога на прибыль в зависимости от возраста предприятия. Чтобы при открытии новых малых предприятий, минимум три года действовала уменьшенная ставка налога на прибыль. Это бы стимулировало молодых бизнесменов открывать новые компании, и помогло бы им наиболее комфортно начать предпринимательскую деятельность.

Татьяна Кирьянова
Туристическая компания «Спутник»
Директор

Анатолий Аульченко

— Я на примере своего бизнеса поддержки со стороны государства не почувствовал. А вопрос, чем могут власти помочь бизнесу, чтобы предприниматели это почувство­вали в полной мере, глобальный.
Мне кажется, нужно вообще менять подход государства к предприни­мательству, переходить от точечной помощи к системной поддержке.

Приведу пример. У меня разноплановый бизнес. В этом году государство стимулировало увеличение объемов посевных, давало дотации на удоб­рения, предоставляло льготное топливо, обещало при покупке урожая цену за зерно 3 категории 6 тысяч рублей.

Мы посадили зерно, урожай собрали, но продать его не можем, потому что закупы идут через биржу по цене ниже себестоимости зерна. И в этом серьезная недоработка государства. Спрашивается, зачем стимулировали большие посевы, если не в состоянии обеспечить адекватную урожаю реализацию?

Здесь важна ни какая-то сиюминутная помощь, выраженная в деньгах. Сегодня государство эти деньги даст и нам будет хорошо, а завтра они закончатся и опять плохо. Нужна стабильность.

Ставки по кредитам могут быть высокие и налоги не маленькие, но если эти ставки и налоги не будут постоянно прыгать и колебаться, как это происходит сейчас, то предприниматели всегда подстроятся под сущест­вующие условия. Главное, чтобы они были постоянными.

Например, на сегодняшний день принят закон по платежным системам, я за него двумя руками, но совершенно не понятно, как он будет работать. И это повсеместно, законы принимаются, а вопросов по ним множество. Как по ним работать даже контролирующие органы ответить не в состоянии. И это самая большая сложность для предпринимателей в этой стране.

Нужны четко прописанные правила игры, понятные всем, руководствуясь которыми предпринимательская деятельность бы стабильно развивалась. Бизнес требует очень четких расчетов, нужно все четко просчитывать на несколько лет вперед. А у нас сегодня одно, завтра другое. И это очень сильно мешает.

Анатолий Аульченко
Группа компаний «Платежка»
Генеральный директор

© МГ «Дела»
© АРК «БрэндОН»

 

что нам еще рассказали

25.12

Плюсы и минусы уходящего 2009 года?

Пётр Пимашков, Александр Хлопонин, Иосиф Гительзон, Ашот Тумасян, Дмитрий Миндиашвили

18.12

Как вы относитесь к реформам, в которых участвовал Гайдар?

Всеволод Севастьянов, Михаил Васильев, Евгения Зандер, Герман Москвин, Сергей Бурлаку

04.12

В чем причина дорожного коллапса в снегопады?

Владислав Королев, Владислав Власов, Анатолий Горбатюк, Галина Кошкина, Олег Сипетый

13.11

Достучаться до власти: блоги эффективнее СМИ?

Алексей Клешко, Василий Нелюбин, Сергей Комарицын, Сергей Дубинцов, Василий Дамов

новости

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Часть медного производства переедет в Китай Медный завод на севере Красноярского края может быть перефор­ма­тирован: на его площадях планируется развернуть высокотехно­ло­гичные переделы…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).