Удастся ли Красноярску реализовать давнюю мечту и стать главными воздушными воротами Сибири и Дальнего Востока? Об этом говорили участники круглого стола «Открытое грузовое небо Красноярска как способ регионального развития», прошедшего в рамках IX Красноярского экономического форума.
Участниками дискуссии стали заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, министр промышленности и энергетики краевого правительства Денис Пашков, представители крупнейших аэропортов и компаний, связанных с грузовыми авиаперевозками.
Стратегическое будущее красноярского аэропорта видится не в пассажирском хабе, а в грузовом
Разговоры о создании хаба в аэропорту «Емельяново», как известно, ведутся не один год. Предыдущие попытки добиться особого статуса для главных воздушных ворот края, предпринятые во времена губернаторства Александра Хлопонина, закончились неудачей. Последняя пришлась на кризис 2009-10 гг. и повлекла за собой банкротство базового регионального перевозчика — альянса «Эйр Юнион» и аэропорта «Емельяново».
Строительство нового пассажирского терминала аэропорта «Емельяново»
пропускной способностью 2,3 млн пассажиров в год уже началось, его планируется закончить в 2014 году
Кстати, в ходе дискуссии не раз было отмечено, что крах монополиста обернулся благом — пассажиропоток увеличился с 1,1 до 1,7 млн человек в год, а цены на билеты ощутимо снизились. Кроме того, удалось расширить круг авиаперевозчиков, привлечь инвесторов.
Однако стоит особо отметить: если Красноярск и станет хабом, то только грузовым.
«Очень вредно питать ложные иллюзии, — сказал Валерий Окулов. — Одна из них заключается в том, что ваш аэропорт может стать хабом на кроссполярных маршрутах. Современные концепции пассажирских перевозок не предусматривают наличие Красноярска на этом празднике жизни.
Новое поколение самолетов с дальностью полета 14-15 тыс. км ориентированы на беспосадочные полеты из Юго-Восточной Азии в Северную Америку. Но что касается грузовых перевозок, то город вполне может стать успешным игроком, поскольку «грузовикам», в отличие от пассажирских самолетов, требуется промежуточная посадка».
Красноярскому аэропорту предлагается делать ставку на грузовые перевозки
Отметим, что в правительстве края ранее обсуждался вопрос о превращении красноярского аэропорта в перевалочный пункт кроссполярных маршрутов (см. подр. «Министра Пашкова поставили на воздушные ворота»).
Сейчас краевая власть предпринимает очередную попытку сделать «Емельяново» международным грузовым аэропортом — а именно добиваться одностороннего введения режима «открытого неба», дающего максимально благоприятные условия для деятельности иностранных компаний. По словам Дениса Пашкова, региональный кабинет министров намерен обратиться с соответствующим предложением в правительство РФ (см. подр. «Красноярск полностью готов к работе по принципу «открытого неба»).
Пока грузовой терминал красноярского аэропорта только ждет наплыва клиентов
«Аэропорт Красноярска занимает стратегическое положение, имеет большую площадь и хорошие перспективы развития, — сказал Стенли Райт, управляющий партнер консалтинговой компании SASI.
— Существуют планы превращения аэропорта в транзитный хаб, и, похоже, есть политическая воля региональной власти, которая готова его развивать. Но готовы ли иностранцы прийти сюда? Для этого необходимы соответствующие условия. Политика «открытого неба» широко известна. Например, самолеты, летящие из США в Голландию, имеют все коммерческие права для посадки в этой стране».
По словам Райта, в результате многосторонних консультаций определены типы грузов и потенциальные заказчики, которые могут быть привлечены в Красноярск. Это сотни тонн скоропортящейся продукции из Европы, Азии и Африки, грузы для сибирской нефтегазовой промышленности и многое другое. Кроме того, красноярский хаб можно использовать для транзита в Казахстан.
Вслед за заказчиками пойдут и авиаперевозчики. Как ДЕЛА.ru уже писали, привлечением новых грузоперевозчиков в емельяновский аэропорт согласно договору будет заниматься в том числе уже работающая в Красноярске немецкая «Люфтганза» (см. подробнее «Lufthansa займется поиском перевозчиков для «Емельяново»).
Однако Красноярск может стать основным транссибирским и кроссполярным хабом, если правительство РФ будет стимулировать иностранных партнеров приобретать коммерческие права.
А стимулировать можно только либерализацией законодательства. Новые нормативы и регламенты должны снять большинство барьеров, которые не только «закрывают небо» для иностранных авиаперевозчиков, но и не позволяют раскрыть стратегические возможности таких аэропортов, как «Емельяново».
Красноярский авиатранспортный узел ждет модернизация
Кроме того, как отметил Валерий Окулов, аэронавигация и наземное обслуживание в России стоят ощутимо дороже, чем в странах ближнего зарубежья, поэтому лайнеры, летающие из Европы в Азию, совершают промежуточные посадки в Казахстане, хотя тот же Красноярск расположен в куда более выгодной точке.
Если рассуждать шире, то исключительными географическими преимуществами для межконтинентального транзита обладают Владивосток и Петропавловск-Камчатский, однако в силу указанных выше причин плюс неразвитости инфраструктуры лайнеры совершают промежуточные посадки в Сеуле и Шанхае.
Обладателем коммерческих прав на наземное обслуживание является государство, и, само собой, какие-либо кардинальные перемены в этой сфере не находятся в компетенции региональной власти. Так что все взгляды устремлены наверх...
В «Емельяново» уже есть грузовой терминал мощностью 55 тыс. т груза в год. По расчетам, создание хаба увеличит грузооборот почти вчетверо — а это более полутора миллиардов рублей налогов в краевую казну и сотни рабочих мест.
Игорь Каталевский, генеральный директор компании «Интерпорт», осуществившей этот проект, рассказал, что нашел в интернете информацию о бытующей в Меланезии экзотической религии самолетопоклонников. «В духе этого культа мы намерены сделать куколки, изображающие федеральных чиновников, и покалывать их иголочками, чтобы они быстрее шевелились», — сказал он.
Александр Григоренко
ДЕЛА.ru