новость

На воздушные ворота Красноярского края поставили министра Пашкова

21 ноября участники проекта развития кроссполярных перелетов в Канаду через Красноярский край провели первое заседание, на котором обозначили намерение открыть арктический авиационный коридор в период с 2013-го по 2015 г.

Ответственным за осуществление этих планов назначили министра промышленности и энергетики края Дениса Пашкова. Чиновник возгла­вит руководящий комитет проекта «Северный воздушный мост» и будет держать ответ за успешность его реализации.

Через полярные области пролегает кратчайший путь между Юго-Восточной Азией и Северной Америкой
Через полярные области пролегает кратчайший путь между Юго-Восточной Азией и Северной Америкой

Напомним, что проект подразумевает организацию авиационных маршрутов из Азии в Северную Америку через Арктику. Ключевым связующим звеном между континентами должен стать Красноярский край.

Аэропорту «Емельяново» в этом случае отводится роль перевалочного пункта для обслуживания грузовых и пассажирских рейсов (см. «Летать в Канаду через Красноярск собираются после 2013 г.»).

Ранее власти края подписали соглашение с «Интерросом» о строительстве нового транспортно-логистического узла на базе грузового терминала в «Емельяново» (см. подр. «Красноярский аэропорт модернизируют на деньги Потанна»). В Канаде принимать кроссполярные рейсы будет аэропорт Виннипега.

Впервые об использовании Красноярска как главного пункта в будущих кроссполярных авиатрассах Азия — Северная Америка заговорили еще при губернаторе Валерии Зубове.

Впрочем, определиться с конкретными сроками запуска первых авиационных маршрутов власти пока не могут. Претворению проекта в жизнь мешают сразу несколько факторов, и практически все они зависят от российской стороны — это проблемы с постоянной связью в Арктике, низкие объемы транспортных перевозок, роялти (плата) за полёты над Сибирью, слабая аэропортовая инфраструктура и так далее.

К примеру, пока региональные власти стараются привлечь инвестиции на модернизацию аэропорта «Емельяново», их канадские коллеги уже давно нашли деньги, и теперь аэро­порт Виннипега (города с населением в полтора раза меньшим, чем в Красноярске) может по праву считаться международным авиахабом.

Аэропорт Виннипега уже модернизирован. Модернизация аэропорта Красноярска пока в планах
Аэропорт Виннипега уже модернизирован. Аэропорт Красноярска пока в планах

«Аэропорт Виннипега играет важную роль с точки зрения инфраструктуры и взаимоотношений с перевозчиками, — рассказал в ходе заседания директор по планированию и анализу управления аэропорта Виннипега Джей Пасемко. — Мы располагаем 72 тыс. кв. м площадей под грузы, возможности нашего аэропорта позволяют приземляться любому типу воздушных судов.

У нас есть серьёзная инфраструктура, в том числе совершенно новый пассажирский терминал, который обошелся в 500 млн канадских долларов (около $486 млн). Мы верим, что из проекта «Северный воздушный мост» смогут извлечь выгоду и Красноярский край, и провинция Манитоба. И с нетерпением ждём, чтобы поработать в этом направлении с правительст­вом края».

Однако канадцам, судя по всему, нужно набраться терпения, потому что ближайшие год-полтора их коллеги в Красноярском крае будут решать организационные задачи проекта. Прорубать «окно в Америку» из Сибири поручили министру промышленности и энергетики края Денису Пашкову. Таким образом, руководителем комитета по проекту «Северный воздушный мост» назначен чиновник, который занимается развитием авиации далеко не по профилю своего ведомства (пока его «профильный» коллега, министр транспорта края Захар Титов, всеми силами пытается склонить красноярских к таксистов к лицензированию).

Главным по авиации Красноярского края остается Денис Пашков
Главным по авиации Красноярского края остается Денис Пашков

Как заявил замминистра регионального развития РФ Александр Викторов, Пашков должен стать «руково­дителем этого руководящего комитета», потому что он, во-первых, уже отвечает за авиационную отрасль в крае, а во-вторых, является «самым активным» в теме кроссполярных перелётов.

Докладывая о планах будущей деятельности комитета, министр Пашков особо подчеркнул, что сейчас участники совещания стоят буквально у истоков «предельно конкретной работы» по проекту воздушного моста через Арктику, а начнётся она традиционно с организации трудового процесса.

«План мероприятий состоит из решения четырех блоков задач: организационных, право­вых, финансовых и технических, — огласил список Пашков. — Приоритетом на ближай­ший период времени — до конца этого года и на начало 2012-го — является решение организационных задач, от которых зависят все последующие».

По словам министра, требуется найти средства не только на сам проект, но и на пред­шествующие ему научные исследования и разработку технического задания.

«Считаю, что данный план мероприятий — это уже определённая конкретика, — продол­жил свою мысль «руководитель руководящего комитета». — Мы уже много говорим, но считаю, что это заседание является первым практическим шагом к реализации проекта».

При этом министр отметил, что согласен с мнением о сроках открытия кроссполярных перелётов в период с 2013-го по 2015 г.

Трансарктические перелеты начались в 30-х годах XX века
Трансарктические перелеты начались в 30-х годах XX века

Однако сейчас специалисты не могут однозначно сказать, что маршруты через Арктику будут коммерчески привлекательными.

По мнению председателя совета директоров группы компаний «Кратос» Игоря Каталевского, необходимо снять ограничения на пользование воздушным пространством России и Северной Америки для авиаперевозчиков, развить аэропортовую инфра­структуру, перевести оформление грузов в электронную форму, организовать работу всех аэропортов маршрута в бесперебойном режиме (24 часа в сутки, 365 дней в году), осуществлять техничес­кое обслуживание и дозаправку по конкурентным ценам и миро­вым стандартам, а также поддерживать развитие производства вблизи аэропортовых зон.

Эффективно работать на таких рейсах смогут только лайнеры корпорации Boeing, которыми в России на грузовых перевозках пользуется лишь компания Air Bridge Cargo. «Других эксплуатантов этой техники у нас нет, — отметил Каталевский. — А с канадской стороны, насколько мне известно, таких перевозчиков вообще не существует.

Это очень важный вопрос, который может серьезно уменьшить шансы на реализацию проекта, так как ни клиенты, ни одна из индустрий не согласятся инвестировать средства в такие предприятия, если на рынке существует монополия и их экономическая жизне­спо­собность будет зависеть от одного поставщика услуг.

Поэтому для достижения успеха является абсолютно необходимым и минимально обяза­тельным требованием открытие воздушного пространства для грузовых перевозчиков и привлечение большего количества компаний, заинтересованных в кроссполярных маршрутах».

Пока на рынке существует монополия Air Bridge Cargo
При сохранении монополии Air Bridge Cargo проект будет неинтересен для инвесторов

Кроме того, чтобы арктические маршруты были выгод­ными для бизнеса, нужно добиться загрузки самолётов разного рода товарами на уровне 85% туда и обратно, полагают эксперты. При этом 60% груза должно иметь в качестве пункта назначения или отправ­ления аэропорт того города (и близлежащих районов), который входит в маршрутную сеть и желает стать коммерчески привлекательным хабом.

Аналитики «Кратоса» полагают, что кроссполярные маршруты в первую очередь понадобятся странам Юго-Восточной Азии, для которых летать в Северную Америку удобнее именно через Арктику. В этом случае время перелёта сокращается на 2-5 часов в зависимости от маршрута.

Существующих сегодня транспортных потоков недостаточно для гарантированного достижения объемов перевозок, но ситуация может измениться за счёт вступления России в ВТО, надеются участники проекта.

Наиболее перспективными грузами специалисты видят нефтегазовое и горнодобы­вающее оборудование, оборудование тяжелого машиностроения, фармацевтические препараты, продукты и электронику.

«Статистика последних лет показывает быстрый и устойчивый рост количества полётов, совершенных через Северный полюс в воздушном пространстве России, — сказал Каталевский. — Если за первый год работы кроссполярных маршрутов было совершено только 754 рейса, то в 2006 г. — уже 5308 рейсов, а в 2011 г. показатель составит порядка 11 тыс. полётов, или 30 полётов в день».

Впрочем, с организацией арктических авиарейсов через Красноярский край число полётов должно вырасти в разы. По крайней мере, создаваемая навигационная система будет способна пропускать через регион ежесуточно по 50 кроссполярных рейсов.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).