В прошедшем году объем товарооборота в розничной торговле продовольствием, включая алкоголь и табак, в крае вырос на 5,3%. Это вдвое ниже, чем в 2008 г., когда в среднем предприниматели получили прирост показателя сразу на 12,2%.
Однако таких темпов увеличения продаж, какие зафиксированы по итогам 2011 г., ретейл не ощущал со времен кризиса — об этом свидетельствуют данные Красноярскстата.
По информации статистиков, после того как в 2009 г. товарооборот в торговле продуктами в крае «свалился» почти на 2%, в 2010 г. роста почти не было (+0,3%), а по итогам 2011 г. произошёл существенный прорыв: оборот увеличился сразу на 5,3% и составил 163 млрд 968,7 млн руб.
Получилось, что в минувшем году красноярцы оставили в продуктовых магазинах на 22 млрд 295,8 млн руб. больше, чем в 2010-м.
При этом произошло очередное перераспределение доли в общем объеме оборота торговли. Данные Красноярскстата говорят о том, что красноярцы теряют интерес к покупке товаров на рынках и предпочитают тратить свои деньги в магазинах.
В 2011 г. на организации пришлось 94,9% оборота розничной торговли. Тем временем доля продажи товаров на рынках составила всего 5,1%, потеряв с позапрошлого года более 2 процентных пунктов, а с 2008 г. — больше 3%.
Все попытки чиновников повлиять на рынок продовольственного ретейла через регулярные ярмарки в центре города из года в год дают все меньше результатов: клиенты готовы жертвовать экономией ради того, чтобы погулять среди продуктовых прилавков в огромном гипермаркете.
Гендиректор сети «Красный Яр» Татьяна Павловская считает, что уличная торговля продолжит терять своих клиентов: «Переход к цивилизованным формам торговли наблюдается достаточно давно. Для покупателя всё более важными становятся не только качество продуктов и цена, но и место, где он их приобретает. Поэтому и в будущем доля стихийных рынков, мелких магазинов и ларьков совершенно точно будет сокращаться».
Сети в 2012 г. могут отобрать ещё больше рынка у уличных торговцев за счёт появления дискаунтеров, считают эксперты. Магазины подобного формата осенью прошлого года стал открывать «Командор» (см. подр. «В Красноярске стало больше дискаунтеров»).
Начало новой сети дискаунтеров «Лучи» положил и агрохолдинг «Сибирская губерния». Там пока рассчитывают остановиться на трёх магазинах такого формата — площадью 300, 600 и 1400 кв. м. Бизнесмены обещают порядка 2000 наименований продукции с минимальной наценкой в 7-10%.
Изменения грядут и в другом розничном проекте агрохолдинга — магазинах «Свежие продукты», рассказала исполнительный директор сети Екатерина Иокиманская. По её словам, в прошлом году сеть открыла порядка 130 магазинов по всей Сибири и получила увеличение продаж своих товаров на 50%. Однако руководство решило провести ребрендинг торговых точек. Магазины площадью до 50 кв. м получат название «Сибирская губерния», а свыше 50 кв. м — «Индюшкино». Планируется, что в 2012 г. розничная сеть агрохолдинга будет расширена ещё на 100 магазинов.
Расширять свою сеть планирует и дискаунтер «Светофор». «В прошедшем году мы открыли 10 магазинов в Красноярском крае, — сообщила ДЕЛА.ru руководитель сети Ирина Гайлит. — В 2012 г. планируем открыть ещё столько же дискаунтеров. Мы делаем ставку на периферийные города, так как в Красноярске у нас уже есть 4 магазина». Данные по увеличению объема продаж в прошедшем году Гайлит раскрывать не стала, но сообщила, что руководство показателями довольно.
Сеть «Красный Яр» в 2011 г. расширила своё присутствие — было открыто 9 новых магазинов. В текущем году новый магазин сети появился в Свердловском районе Красноярска, на ул. Семафорной, 189в, где ранее работал супермаркет «Вектор».
«Красный Яр» выкупил супермаркет «Вектор» на ул. Семафорной
В 2012 г. «Красный Яр» планирует запустить не менее десяти новых классических гастрономов. «В ближайшие месяцы во всех наших гастрономах будут широко представлены товары под собственной торговой маркой — качественные и по приемлемой цене», — пообещала Павловская.
В 2011 г. сеть «Командор» ширилась и магазинами, и новыми форматами торговли. Владельцы запустили дискаунтеры, а также начали строительство на ул. Вавилова в Свердловском районе торгового комплекса «Атмосфера дома», который обещали запустить с 1 марта 2012 г. (см. «Красноярские гипермаркеты пошли правым берегом»).
Кроме того, руководители сети уже заявили, что готовы открыть в текущем году порядка 10-12 новых магазинов «Командор», расширить сегмент продукции премиум-класса и создать распределительный центр, чтобы снизить входную цену на товар и обеспечить его равномерное присутствие на полках.
В новостройках «Утиного плеса» планируют открыть гипермаркет
Ранее Ассоциация розничной торговли Красноярского края отчиталась, что в 2010 г. в регионе по обороту товаров с большим отрывом на рынке лидировали пять сетей: «Командор» (7,5 млрд руб.), «Красный Яр» (5,5 млрд руб.), «Каравай» (3, 600 млрд руб.), «Сибтрейд» (торговые марки «Десятка» и «БигСи» — 1,4 млрд руб.) и «Свежие продукты» (1,7 млрд руб.).
По словам руководителя ассоциации Сергея Новикова, данных за 2011 г. пока нет, но расклад сил остался примерно тем же. Одновременно эксперты отмечают, что, скорее всего, каждая сеть прибавила в товарообороте столько же, сколько и рынок в целом.
В наступившем же году будет наблюдаться сдержанный рост розничной торговли и увеличение основного показателя ретейла — суммы среднего чека, считает гендиректор сети «Красный Яр». При этом, по мнению Павловской, значительная доля рынка по-прежнему останется за местными сетями.
«Нам есть что предложить покупателю, — пояснила она. — На мой взгляд, каждый из крупных игроков будет развиваться в выбранном им направлении. В связи с этим никакой «войны форматов» не предвидится, ведь гипермаркеты занимают свою нишу, а сети супермаркетов – свою. Так что покупателей на всех хватит».
Местным сетям, особенно супермаркетам, может навредить расширение в Красноярске торговых площадей федеральных игроков или приход новых, полагает Екатерина Иокиманская. Однако в ближайшей перспективе ретейлерам, по сути, опасаться некого. Сеть «Ашан» всё никак не может дойти до Красноярска, а новый торговый центр «МЕТРО Кэш энд Кэрри» в Кировском районе в этом году только начнёт строиться.
По мнению Иокиманской, в выигрышном положении от прихода федералов останутся только «магазины у дома». Впрочем, актуальности не потеряют и дискаунетры, добавляет руководитель сети «Светофор».
Тем не менее местные сети супермаркетов планируют не только расширение, но и открытие магазинов под совершенно новыми брендами. В декабре 2011 г. ГК «Каравай» начала переоборудование своих магазинов под новую голландскую марку — Spar (см. подр. «SPAR зашел на красноярский рынок сбоку»).
«Новый формат торговли горожанам, безусловно, нужен, — полагает руководитель Ассоциации розничной торговли Сергей Новиков. — Любая конкуренция снижает цену и повышает сервис. У игроков красноярского рынка европейский уровень обслуживания уже присутствует — это и O’Key, и «Командор», и «Красный Яр», и прочие. В этом плане они (магазины под брендом Spar) ничего нового не принесут. А вот конкуренцию, наверное, повысят, и покупатель от этого только выиграет».
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru