мнения красноярцев

03 июля 2009 года

Как заставить Россию меньше пить?

Сергей Баякин

Алкоголизм — это проблема в голове, и для того, чтобы ее решить, нужно, чтобы в голове появился жгучий интерес к чему-то другому. Поэтому, по моему мнению, эту проблему влет не решишь, тут нужны комплексные меры.

Одного радикального средства не существует. Люди все индивидуальны, нужен персональный подход. Одни живут в таких условиях, где не пить невозможно, так как кроме водки развлечений больше нет, другие, наоборот, в шикарных условиях живут, но, тем не менее, пьют не меньше первых. Просто мотивации у них разные.

Поэтому для того, чтобы Россия стала менее пьющей, нужно досконально изучить проблему и в первую очередь мотивации. Ведь причин, почему люди уходят в запой, много. А так как все меры борьбы, принимаемые ранее государством, были неэффективны, нужно разрабатывать новые, но подойти к этому более вдумчиво.

Человеку нужно не просто запретить пить, а предложить альтернативу, занять чем-нибудь другим. Ведь проблема не в том, чтобы совсем не пить. Пусть люди пьют, но ровно настолько, чтобы не потерять человеческий облик. А для этого нужен определенный культурный уровень.

Сергей Баякин
Краевая федерация альпинизма
Председатель, мастер спорта по альпинизму

Ирина Кузнецова

Я считаю, что любые меры бессмысленны: те, кто хотел пить, они будут пить, хоть в кризис, хоть не в кризис. Никто из моих знакомых на данный момент пить больше не стал. Применение каких-то насильственных мер, например, продажа алкоголя по нереально завышенным ценам или объявление «сухого» закона, на мой взгляд, приведет к волне отравлений некачественным алкоголем. Повторюсь, кто хочет пить, тот найдет, где бутылку взять.

Теоретически возможна какая-то мера поощрения непьющих, но, мне кажется, она тоже не будет эффективной. У нас в компании была такая практика — руководство поощряло некурящих сотрудников. Надо сказать, с введением этой меры, многие побросали курить, радостно получили премию и вскоре опять закурили. Поэтому я думаю, что выбор пить или не пить, также как курить или не курить — выбор персональный, и здесь любые меры бессильны.

Если уж бороться с пьянством, то начинать нужно с запрета и ужесточения контроля продажи спиртных напитков несовершеннолетним. Законы есть, но посмотреть, как они работают, можно, придя в Центральный парк, где вы полюбуетесь, как там благополучно пьют пиво подростки. Мы даже это до ума довести не можем, поэтому говорить сейчас о борьбе с пьянством рано! Правительству надо страну из кризиса выводить, а потом уже объявлять войну пьянству.

Ирина Кузнецова
Телекомпания «ТВК»
Директор программы «Новое Утро»

Игорь Шеин

Интересный процесс я сейчас наблюдаю. Президент сказал нечто по поводу программы борьбы с алкоголем, и сразу начались всякие передачи, публикации о пьянстве, культуре пития.

Я глубоко убежден, что культуры пития не существует, существует просто культура. Когда мы говорим об избавлении от вредных привычек, нужно думать прежде всего о повышении общего культурного уровня.

Так вот, сейчас государство должно вкладывать деньги в общую культуру, в общее развитие, в образование. Я как преподаватель с большим стажем могу сказать, что сейчас высшего образования как такового в стране почти нет. Если государство будет повышать общий культурный уровень, тогда в стране все наладится.

Такие варианты, как, например, вырубка виноградников, запрещение продажи алкоголя или сигарет, монополизация алкогольной отрасли, применялись в истории тысячу раз и всегда были провальными. Запрещать ничего нельзя.

Если государство начнет запрещать алкоголь, люди начнут травиться суррогатами. Гидролизный спирт, например, у нас в Академгородке как продавали пять лет назад, так и сейчас продают. И уж если бороться с пьянством, то с этих квартирных точек и нужно начинать. Но просто запрещать алкоголь глупо и неэффективно.

Игорь Шеин
Красноярский винный клуб
Председатель

Виктор Потуремский

Первое. В психиатрии и психологии есть такое устойчивое словосочетание — алкогольная семья. Проблема пьющего человека — не только медицинская, но и социальная. Феномен алкогольной семьи заключается в том, что при наличии в семье пьющего человека все делают вид, что ничего не происходит. Это ситуация созависимости, когда все друг друга покрывают.

Продолжаем аналогию: у нас государство — это кто, жена или муж населению? Если народ много пьет, государство также втянуто в эту проблему. И надо начинать с понимания того, что, наверное, государство — не самый хороший «супруг», раз народ так много пьет.

За российским алкоголизмом часто стоят серьезные, трагические и экзистенциальные проблемы, в первую очередь связанные с невоз­можностью реализации человека, особенно мужчины, в этом обществе. Ведь пьют не только рабочие, но и ученые, культурные деятели.

Второе. Я вообще не склонен верить, что пьянство как проблема существует, а заявление властей о возможности принятия программы по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками рассматриваю как пропагандистский трюк.

По-моему, важнее обсуждать проблемы эффективности экономики, произ­водительности труда, проблемы предпринимательства и бизнеса, чем то, что наш народ много пьет.

Третье. Основываясь на своей практике, я могу сказать, что проблема «а у нас мужики много пьют» как социальная проблема в социологических опросах в больших городах давно не фигурирует. Кроме того, алкогольная политика в нашей стране ведется с большой долей лукавства, и это еще мягко сказано.

И если решать проблему алкоголя и качества этого алкоголя, нужно вернуть спиртным напиткам заслуженный статус. То есть начать относиться к алкоголю не как к наркотику, а как к пищевому продукту.

На РЕКЛАМЕ-МАМЕ есть топик, посвященный любимому алкоголю. По ответам пользователей видно, что люди ценят в алкоголе «питкость», то есть возможность выпить достаточно большое количество, чтобы достигнуть измененного состояния сознания, но не испытывать при этом неприятных ощущений. В этом смысле у нас государство занимается продвижением маркетингового алкоголя — водка, которая продается в магазинах, к исконной водке не имеет никакого отношения.

Алкоголь сейчас полностью оторван от гастрономической традиции и традиции вообще. Водка, которая всегда была дистиллятом, продукцией, полученной из конечного количества сырья, стала сейчас химической продукцией, ректификатом.
У нас собираются вводить уголовную ответственность за фальсификацию истории, но на уровне госполитики мы фальсифицируем историю народной кухни. Сказки про Менделеева, который изобрел водку, — это ложь и клевета.

Поэтому первое, что нужно сделать, это начать относиться к алкоголю как к пище, вернуть на прилавки качественное и доступное по цене вино. Тогда молодежь не будет пить все эти алкогольные коктейли и суррогатную водку.

Виктор Потуремский
Агентство «Вертикаль»
Специалист

Сергей Бурлаку

На первый взгляд может показаться, что нужно ограничить продажу спиртного. Нечего станет пить — и не будут пить. Мы это уже проходили: талоны, очереди, две бутылки в одни руки... И борьба с самогоноварением. И по почкам тем, кто возмущается, куда водка подевалась. И рейды по всей стране. В принципе, при том количестве силовых структур, которые имеются сегодня в России, это технически возможно — дубинок хватит на всех.

Но в нынешней ситуации это опасно. Нельзя сейчас, в кризис, отбирать у народа то, что помогает ему забыться. Лишние социальные потрясения никому не нужны. В правительстве это прекрасно понимают и на серьезные ограничительные меры не пойдут. А водочные монополии? А алкогольное лобби в парламенте?

На что пойдут? Думаю, все будет как всегда. Сказал президент: нужна программа борьбы с алкоголем и вредными привычками — нарисуют программу. Или даже нацпроект «Трезвость» сочинят. Деньги на него выделят, они будут успешно кем надо распилены. Но на количество пьющих это не повлияет.

А надо, по-моему, всего ничего. Водка пусть себе продается. Но при этом — подключить такое убойное пропагандистское оружие, как телевизор. Это главный народный учитель и проводник любых идей в массы. Хорошо, что у Геббельса его не было.

Почему, если удалось с помощью «долбоящика» зомбировать народ «кривыми зеркалами» и новостями Первого канала, то нельзя сделать то же в сфере антиалкогольной пропаганды? Легко.
Хотя бы половину талантов, того напора и энтузиазма, что задействованы сейчас в рекламе пива и моющих средств, бросить на рекламу социальную! Антиалкогольную. Мол, быть алкашом — отстойно. Пить — немодно. Пьешь — значит лох. За «Клинским» ходят будущие импотенты. И долбить это ежедневно, навязчиво, в прайм-тайм.
Причем ролики должны быть талантливыми, запоминающимися, может даже чернушными. Бекмамбетова подключить! Так, чтоб прибило даже меня, матёрого бытового пьяницу. Чтоб эти ролики молодежь цитировала. И эффект будет, его не может не быть.

Надо-то надо. Но кто же даст? Телевизор — он не для того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. А было бы хорошо.

Впрочем, борьбу с пьянством надо начинать с устранения социально-экономических причин, его порождающих. Но это проблема неподъемная.
А программу — отчего же не придумать? Одной больше, одной меньше.

Сергей Бурлаку
Сайт komok.ru
Редактор

© МГ «Дела»
© АРК «БрэндОН»

 

что нам еще рассказали

17.07

Платите ли вы врачам?

Елена Попенко, Людмила Фёдорова, Сергей Богатский, Денис Чурилов, Вячеслав Миронов

10.07

Насколько в XXI веке актуально понятие патриархальной семьи?

Николай Рычков, Елена Пензина, Роман Броверман, Роман Клячкин, Мила Яблочная

26.06

Как справиться с нехваткой мест в детских садах?

Игорь Жуйков, Дарья Мосунова, Валентина Бибикова, Валерий Алексеев, Евгений Степанов

19.06

Читаете ли вы книги?

Эдуард Русаков, Владимир Владимиров, Вадим Горшечников, Андрей Киндяков, Анастасия Потёкина

информация
 
новости

Егор Васильев: «В край идут большие инвестиции»

Егор ВасильевЧто ожидает Красноярский край с инвестиционной точки зрения? Об этом мы поговорили с министром экономики и регионального развития Красноярского края …

Мэр: «Моя семья увеличилась на 1,1 млн человек»

Мэр: «Моя семья увеличилась на 1,1 млн человек»По словам Сергея Еремина, строительство дороги на Пашенном могут начать в …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»