мнения красноярцев

20 декабря 2008 года

Выйдет ли роскошь из моды?

Сергей Протасов

— Роскошь останется роскошью. Кризис лишь снизил покупательскую способность. И я считаю, это здраво — научиться не совершать необдуманных покупок, что актуально для нашей страны, поскольку русским свойственно принимать не взвешенные решения. Так, например, на западе покупка такой дорогой вещи, как яхта – это очень обдуманное взвешенное решение. У русских людей аналогичная покупка может быть связана не столько с потребностью, сколько с порывом души.

Кризис научит людей думать, как тратить деньги. Люди будут задумываться, тратить ли деньги на себя или на более нужные вещи. С другой стороны, люди, которым самолет нужен для работы, а не в качестве «понта», будут продолжать покупать дорогие вещи, летать на своих самолетах, плавать на яхтах, несмотря на экономическую нестабильность.

Я думаю, в этом аспекте неправильно говорить о моде на роскошь. Покупка дорогих вещей – это дело субъективное. Поэтому те, кто гипотетически был на грани возможности тратить деньги на дорогие вещи или не тратить, тот и будет секвестрировать расходы. А у кого денежный запас позволял безболезненно покупать дорогие вещи, думаю, и в кризисе будет продолжать тратить деньги на роскошь.

Сергей Протасов
ОАО «Красноярскэлектросетьстрой»

Константин Лапыцкий

— Вопрос, на самом деле, шире, дело не в моде, а в привычках. Когда богатый становится бедным, он еще десять лет ведет себя, как богатый, а бедный, который стал богатым, ведет себя, как бедный. Поэтому у многих людей останутся привычки покупать дорогие вещи, останется тяга к дорогим брендам. Так, например, в винном бизнесе, люди, которые покупали дорогие марки вина или коньяка, не откажутся от них при любых обстоятельствах, кризис в стране или не кризис. Богатые люди не откажутся от роскошных вещей, они просто будут брать их меньше. Например, раньше покупал десять шикарных рубашек, а теперь купит только семь.

Если говорить о людях, у которых не было привычки пользоваться дорогими вещами, то здесь другая ситуация. В последние годы с помощью кредитов все становились богатыми, а сейчас большинство людей откажется от дорогих вещей, как от излишеств. Массовое сознание изменится в сторону «немодности» дорогих вещей так же легко, как качнулось раньше в сторону «модности»: «Я не покупаю дорогие вещи не потому, что у меня нет денег, а потому что это немодно».

Но подчеркну: для людей, которые привыкли к роскоши, ничего не изменится. От того, что в стране кризис и у меня нет денег, «Мерседес» не поблекнет и не станет менее желанным. Это вкусы, а они под давлением обстоятельств не меняются.

Константин Лапыцкий
«Формула Холдинг»
Генеральный директор

Ирина Сокол

— Мое мнение таково: роскошь — кичливая и кричащая — перестала быть модной какое-то время назад. И дело тут совершенно не в кризисе банковский ликвидности, кризис — скорее следствие.

В существовавшем еще полгода назад мире шальных нефтяных денег, в мире, где бюджеты строительных компаний сравнимы с бюджетами небольших территорий, где стоимость дамской сумки исчисляется десятками тысяч евро — в этом мире рано или поздно должен был случиться макроэкономический коллапс. И роскошь в том, прежнем мире, была соответствующей — эпатажной, громкой, приторной, в целом — too much. На смену этому, слишком предметному, миру, пришла новая действительность и Новая Роскошь. Ее идеология очень проста и приятна — это скромность. Элегантная, дорогая скромность. Демократичность и космополитизм во взглядах, благотворительность и хорошее образование, идеальное воспитание и увлечение искусством, и пускай современное искусство побило все рекорды — и цен и здравого смысла, — об этом теперь не принято говорить вслух.

Нет, дорогих и роскошных вещей покупать меньше не станут, просто вещи эти станут другими. Если наряды, то «интеллектуальных» брендов, если автомобиль, то интеллигентный, если часы или ювелирные украшения, то благородные. И тратить деньги (а этого, как мне кажется, меньше делать не станут) их обладатели будут по-другому — с умом.

Ирина Сокол
ООО «Студия Екатерины Алтаевой»

Жан Мкртчян

— Я считаю, что роскошь выйдет из моды, она уже выходит. Люди начали думать о других ценностях. В будущем не будет такого, что обязательно нужны яхты, самолеты. Эти вещи, конечно, нужны, но они уйдут на второй план. Вряд ли людям в период кризиса захочется дорогие вещи покупать. Хотя сегодня товары этого сегмента стали более доступными, их можно купить в полцены. Однако уже сейчас многие предпочитают тратить деньги не на роскошь, а на более нужные вещи, на недвижимость для бизнеса, например.

В связи с кризисом все стали ценить деньги. Раньше их никто не ценил потому, что всем давали кредиты, и человек, имеющий небольшую зарплату, мог позволить себе, не задумываясь о будущем, покупать квартиры или загородные дома. А когда случился кризис, пошли сокращения, и все задумались, а как платить? И это произошло не только в России, но и во всем мире. Сейчас даже стало не этично покупать роскошные вещи, когда в стране безработица, кризис. Глобальное секвестрование расходов происходит у всех.

Так, например, одни мои знакомые купили вертолет, полетали на нем неделю, а сейчас его продают, потому что он просто не нужен. В дальнейшем эта тенденция будет развиваться, но кризис не вечен. Так что, я думаю, все равно люди будут покупать и дорогие произведения искусства, и машины, и яхты.

Жан Мкртчян
Гостиница «Метелица»
директор

Олег Провоторов

— Я думаю, что весной, а особенно летом людям точно будет не до роскоши. Хотя это вопрос относительный. У кого был бизнес стабильный, не «воздушный» и не связанный с легкой доступностью денег, тот будет продолжать пользоваться теми благами, на которые зарабатывает. А те, кто жил за счет облегченной доступности к деньгам, за счет кредитов, тому будет не до роскоши.

Вообще в Красноярске уровень потребления роскоши широкими массами очень низкий. Автомобилей «Феррари», например, всего один или два в городе, а людей, которые могут позволить купить себе яхту, около десяти. Вот и получается, что у нас в городе рынок гламура и роскоши держится на десяти-двадцати потребителях. Это несерьезно, проще сказать, этого рынка в городе нет.

Роскошь - это исполнение особо дорогих желаний. Поэтому тот, кто на это заработал, правильно бизнес построил, будет свои желания в жизнь воплощать, а остальным придется от дорогих вещей отказаться.

Олег Провоторов
Ювелирные салоны «Адамас»

© МГ «Дела»
© АРК «БрэндОН»

 

что нам еще рассказали

18.01

Готовы ли вы перейти на отечественные товары?

Надежда Крафт, Ирина Долгушина, Сергей Шахматов, Дмитрий Бибиков, Алексей Максименко

28.12

Плюсы и минусы уходящего 2008 года

Александр Хлопонин, Василий Нелюбин, Михаил Успенский, Юрий Коропачинский, Сергей Ломанов

12.12

Каких СМИ не хватает читателям?

Андрей Агафонов, Алексей Машегов, Татьяна Дайнеко, Марина Добровольская, Игорь Астапов

06.12

Каких СМИ не хватает рекламодателям?

Юлия Пушилина, Алексей Грузиненко, Елена Демидова, Олеся Байкова, Сергей Горюнов

новости

Дмитрий Герасимов: «Нельзя лечить только зубы: мы смотрим на здоровье человека в целом» Лечить зубы приходится всем. И у многих по-прежнему живо представление о том, что визит к стоматологу – это очень страшно и, скорее всего, больно…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).