мнения красноярцев
20 декабря 2008 года
Выйдет ли роскошь из моды?
— Роскошь останется роскошью. Кризис лишь снизил покупательскую способность. И я считаю, это здраво — научиться не совершать необдуманных покупок, что актуально для нашей страны, поскольку русским свойственно принимать не взвешенные решения. Так, например, на западе покупка такой дорогой вещи, как яхта – это очень обдуманное взвешенное решение. У русских людей аналогичная покупка может быть связана не столько с потребностью, сколько с порывом души.
Кризис научит людей думать, как тратить деньги. Люди будут задумываться, тратить ли деньги на себя или на более нужные вещи. С другой стороны, люди, которым самолет нужен для работы, а не в качестве «понта», будут продолжать покупать дорогие вещи, летать на своих самолетах, плавать на яхтах, несмотря на экономическую нестабильность.
Я думаю, в этом аспекте неправильно говорить о моде на роскошь. Покупка дорогих вещей – это дело субъективное. Поэтому те, кто гипотетически был на грани возможности тратить деньги на дорогие вещи или не тратить, тот и будет секвестрировать расходы. А у кого денежный запас позволял безболезненно покупать дорогие вещи, думаю, и в кризисе будет продолжать тратить деньги на роскошь.
Сергей Протасов
ОАО «Красноярскэлектросетьстрой»
— Вопрос, на самом деле, шире, дело не в моде, а в привычках. Когда богатый становится бедным, он еще десять лет ведет себя, как богатый, а бедный, который стал богатым, ведет себя, как бедный. Поэтому у многих людей останутся привычки покупать дорогие вещи, останется тяга к дорогим брендам. Так, например, в винном бизнесе, люди, которые покупали дорогие марки вина или коньяка, не откажутся от них при любых обстоятельствах, кризис в стране или не кризис. Богатые люди не откажутся от роскошных вещей, они просто будут брать их меньше. Например, раньше покупал десять шикарных рубашек, а теперь купит только семь.
Если говорить о людях, у которых не было привычки пользоваться дорогими вещами, то здесь другая ситуация. В последние годы с помощью кредитов все становились богатыми, а сейчас большинство людей откажется от дорогих вещей, как от излишеств. Массовое сознание изменится в сторону «немодности» дорогих вещей так же легко, как качнулось раньше в сторону «модности»: «Я не покупаю дорогие вещи не потому, что у меня нет денег, а потому что это немодно».
Но подчеркну: для людей, которые привыкли к роскоши, ничего не изменится. От того, что в стране кризис и у меня нет денег, «Мерседес» не поблекнет и не станет менее желанным. Это вкусы, а они под давлением обстоятельств не меняются.
Константин Лапыцкий
«Формула Холдинг»
Генеральный директор
— Мое мнение таково: роскошь — кичливая и кричащая — перестала быть модной какое-то время назад. И дело тут совершенно не в кризисе банковский ликвидности, кризис — скорее следствие.
В существовавшем еще полгода назад мире шальных нефтяных денег, в мире, где бюджеты строительных компаний сравнимы с бюджетами небольших территорий, где стоимость дамской сумки исчисляется десятками тысяч евро — в этом мире рано или поздно должен был случиться макроэкономический коллапс. И роскошь в том, прежнем мире, была соответствующей — эпатажной, громкой, приторной, в целом — too much. На смену этому, слишком предметному, миру, пришла новая действительность и Новая Роскошь. Ее идеология очень проста и приятна — это скромность. Элегантная, дорогая скромность. Демократичность и космополитизм во взглядах, благотворительность и хорошее образование, идеальное воспитание и увлечение искусством, и пускай современное искусство побило все рекорды — и цен и здравого смысла, — об этом теперь не принято говорить вслух.
Нет, дорогих и роскошных вещей покупать меньше не станут, просто вещи эти станут другими. Если наряды, то «интеллектуальных» брендов, если автомобиль, то интеллигентный, если часы или ювелирные украшения, то благородные. И тратить деньги (а этого, как мне кажется, меньше делать не станут) их обладатели будут по-другому — с умом.
Ирина Сокол
ООО «Студия Екатерины Алтаевой»
— Я считаю, что роскошь выйдет из моды, она уже выходит. Люди начали думать о других ценностях. В будущем не будет такого, что обязательно нужны яхты, самолеты. Эти вещи, конечно, нужны, но они уйдут на второй план. Вряд ли людям в период кризиса захочется дорогие вещи покупать. Хотя сегодня товары этого сегмента стали более доступными, их можно купить в полцены. Однако уже сейчас многие предпочитают тратить деньги не на роскошь, а на более нужные вещи, на недвижимость для бизнеса, например.
В связи с кризисом все стали ценить деньги. Раньше их никто не ценил потому, что всем давали кредиты, и человек, имеющий небольшую зарплату, мог позволить себе, не задумываясь о будущем, покупать квартиры или загородные дома. А когда случился кризис, пошли сокращения, и все задумались, а как платить? И это произошло не только в России, но и во всем мире. Сейчас даже стало не этично покупать роскошные вещи, когда в стране безработица, кризис. Глобальное секвестрование расходов происходит у всех.
Так, например, одни мои знакомые купили вертолет, полетали на нем неделю, а сейчас его продают, потому что он просто не нужен. В дальнейшем эта тенденция будет развиваться, но кризис не вечен. Так что, я думаю, все равно люди будут покупать и дорогие произведения искусства, и машины, и яхты.
Жан Мкртчян
Гостиница «Метелица»
директор
— Я думаю, что весной, а особенно летом людям точно будет не до роскоши. Хотя это вопрос относительный. У кого был бизнес стабильный, не «воздушный» и не связанный с легкой доступностью денег, тот будет продолжать пользоваться теми благами, на которые зарабатывает. А те, кто жил за счет облегченной доступности к деньгам, за счет кредитов, тому будет не до роскоши.
Вообще в Красноярске уровень потребления роскоши широкими массами очень низкий. Автомобилей «Феррари», например, всего один или два в городе, а людей, которые могут позволить купить себе яхту, около десяти. Вот и получается, что у нас в городе рынок гламура и роскоши держится на десяти-двадцати потребителях. Это несерьезно, проще сказать, этого рынка в городе нет.
Роскошь - это исполнение особо дорогих желаний. Поэтому тот, кто на это заработал, правильно бизнес построил, будет свои желания в жизнь воплощать, а остальным придется от дорогих вещей отказаться.
Олег Провоторов
Ювелирные салоны «Адамас»