Спикер Заксобрания Александр Усс не оставляет тему строительства нового аэропорта — сегодня в ходе брифинга в перерыве сессии ЗС он вновь выступил с критикой существующей модели реализации проекта. Спикер полагает, что край, отдав строительство терминала на откуп инвестору, лишится в будущем источника дохода от аэропортового бизнеса, но при этом должен будет по-прежнему нести огромные затраты на содержание взлетно-посадочной полосы.
В связи с этим Усс призвал разобраться, «кому вершки, а кому корешки», и заметил, что в существующей схеме представителям края отводится лишь «право делать брови домиком» и «заказывать пельмени по дороге в Москву».
Напомним, тема строительства нового терминала красноярского аэропорта активно обсуждалась в ходе Красноярского экономического форума. Еще на прошлом форуме, в 2013 г., правительство края заключило с ГК «Ренова» соглашение о намерениях модернизировать аэропорт «Емельяново».
Компания выразила готовность взять на себя развитие пассажирской инфраструктуры, а ХК «Интеррос» — грузовой.
Впрочем, позже выяснилось, что соглашение носит рекомендательный характер и ни к чему стороны пока не обязывает. В рамках предложенной правительством схемы планируется передать управление аэропортом бизнесу: он должен внести 2 млрд руб. инвестиций в инфраструктуру и взамен получить долю в 74,9% в компании, которая будет управлять «Емельяново». Остаток в 25,1% должен остаться в собственности края. Схема была раскритикована депутатами Заксобрания, а активнее всего — спикером Уссом.
В ГК «Ренова» почти уверены в перспективах своего участия в реконструкции «Емельяново»
В этом году представители «Реновы» на экономическом форуме уверяли, что уже уговорили правительство края пойти на сделку, осталось лишь убедить в ее целесообразности депутатов и дождаться положительного заключения по результатам экспертизы проекта (см. подр. «Ренова готовится строить аэропорт»).
В связи с этим на брифинге Уссу и был задан вопрос — не изменилось ли его отношение к проекту после форума? Тот заверил, что не изменилось.
«Вопрос аэропорта очень важен, это, пожалуй, теперь последний стратегический актив Красноярска, причем в жизненно важной сфере. И мы должны подойти к этому решению не с позиций шапкозакидательства, с демонстрацией красивых картинок и криками «Давай, давай, быстрее! Глаза закроем и его построим!»» — сказал Усс.
Спикер
Александр Усс вновь призвал не торопиться с решением по аэропорту —
следует разобраться, «кому вершки, а кому корешки»
Он отметил, что у него по-прежнему
остаются вопросы к предложенной правительством схеме реализации проекта, а также к компетентности людей, ее предложивших.
«Почему в могучем Красноярском крае до сих пор такой аэропорт? Когда другие регионы, сомасштабные по населению с Красноярским краем, эту задачу решили? Люди, которые сегодня зачастую стоят за обсуждемым предложением, в предшествующий период продемонстрировали не очень блестящие управленческие способности.
Поскольку именно Красноярский край стал тем местом, где была обанкрочена базовая легендарная компания под названием «КрасЭйр». Почему этого никто не предотвратил? И авторы идеи, которая сегодня пропагандируется как единственная и неповторимая, в тот период времени имели непосредственное отношение к работе нашей авиации. Поэтому считать их безоговорочно авторитетными экспертами я не могу», — сказал Усс.
Вопросы у него, отметил спикер, вызывают и экономические аспекты проекта. По словам Усса, краю по предложенной схеме придется нести расходы на содержание плоскостных сооружений объекта и после того, как будет построен новый терминал.
При этом доходы от этого терминала пойдут в карман инвестора, а не края.
«Красноярский край сегодня является обладателем плоскостных сооружений аэропорта. Этого практически нигде в других регионах нет. То есть на ремонт взлетной полосы в ближайшее время нам придется затратить очень серьезные суммы, исчисляемые миллиардами рублей.
Инвесторы займутся терминалом, но содержание ВПП останется за краем
Но никто не пытается вразумительно ответить — вот построим мы это замечательное здание, оно действительно красивое и соответствует всем международным стандартам. А потом мы бюджетом Красноярского края, поддерживая полосу, перрон, инфраструктуру, будем дружно собирать деньги для того, чтобы хозяева этого прекрасного здания реально зарабатывали на нем.
Поэтому надо внимательно подумать, кому вершки, кому корешки», — призвал Усс.
Он отметил, что 2 млрд руб., которые в предложенной модели должен вложить инвестор, пойдут не в бюджет, а на строительство аэропорта.
«Есть другая модель — имущество аэропорта выставляется на конкурс, и, может быть, те же самые инвесторы его купят, но при этом 2—3—5 млрд руб., сколько на конкурсе будет назначено, пойдет в бюджет, пойдет на достройку онкоцентра, строительство детских садов и так далее. А аэропорт они действительно построят самостоятельно», — сказал Усс.
Предложил спикер и третью модель — когда Красноярский край сам выступает инвестором строительства аэропорта.
«Мое мнение по этому поводу точно не изменилось. Мы строим сегодня футбольный манеж. Хорошее дело? Хорошее. Но что важнее — манеж или аэропорт? Манеж мы будем содержать и тратить на это большие деньги (85—90 млн руб., по словам министра спорта края Алексеева. — Ред.), а аэропорт — это очень прибыльный бизнес, который может быть продан на любой стадии проекта, причем с серьезной выгодой», — сказал спикер.
Он подчеркнул, что с уважением относится «к тем бизнесменам, которые предлагают сегодня пропагандируемую схему».
«Это талантливые предприниматели и хорошие хозяева своих денег. Почему край не хочет быть хозяином своих денег? Говорят, 25% у нас останется. Если говорить упрощенно, это право делать брови домиком, сидя в совете директоров, и потом звонить по телефону членам совета и говорить: «Я вылетаю в Москву, закажите мне, пожалуйста, пельмени». Я думаю, вопрос не стоит того. Поэтому есть смысл очень внимательно подумать. Я не исключаю никакой модели, в том числе и предложенной, но при этом категорически против, чтобы красноярцев подталкивали в спину, чтобы они пошли туда с закрытыми глазами», — заявил спикер.
Он выразил уверенность, что в случае, если край примет решение самому стать инвестором строительства аэропорта, деньги на этот проект в дефицитном бюджете найдутся.
«Я думаю, что при варианте, когда край выступает инвестором, деньги мы найдем. Наш край один из самых могучих субъектов РФ. Повторюсь, что важнее: манеж или аэропорт? С чем можно подождать? Я не предлагаю приостановить строительство спортсооружения, все, что начато, должно быть достроено. Поживем — увидим до принятия бюджета. Но хочу обратить внимание на простой факт — модель, о которой все говорят, была изначально разработана около 2 лет назад, тогда с деньгами в крае было все в порядке.
Я не исключаю реализации в том числе и этой модели, но именно красноярцы сами, внимательно и не под барабанный бой должны принять это решение со всей вытекающей отсюда ответственностью», — заключил Усс.