статья

«Ренова» готовится строить красноярский аэропорт

Аэропорт Красноярска с большой долей вероятности все-таки будут модернизировать на частные деньги. Все споры о целесообразности привлечения инвестора, похоже, уперлись в финансовый вопрос, который тянет на миллиарды рублей.
В бюджете таких денег нет, зато они есть у «Реновы». В компании утверждают, что уже убедили правительство края пойти на сделку: осталось лишь урегулировать недомолвки с депутатами и дождаться положительного заключения экспертизы проекта.

Напомним, что с «Реновой» в 2013 г. правительство подписало соглашение о намерениях модернизировать аэропорт «Емельяново». Компания выразила готовность взять на себя развитие пассажирской инфраструктуры, а ХК «Интеррос» — грузовой.

На КЭФ-2014 структуры Виктора Вексельберга подробно рассказали о планах на красноярский аэропорт
На КЭФ-2014 структуры Виктора Вексельберга подробно рассказали о планах в отношении красноярского аэропорта

После церемонии тема затихла и всплыла вновь после того, как структуры «Реновы», принадлежащей российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу, подали ходатайство в антимонополь­ную службу о приобретении ООО «Аэропорт «Емельяново», управляющей аэропортом Красноярска.

Все это стало поводом для бурных дебатов в Заксобрании. Депутаты требовали от правительства публичности при принятии решения о привлечении инвестора, так как аэропорт — это краевая собственность. В парламенте выдвигали идеи по проведению народного IPO или конкурса среди потенциальных инвесторов (см. подр. «Красноярскому аэропорту ищут лучшую долю»).

Новый красноярский аэропорт Емельяново
Кто будет строить новый красноярский аэропорт «Емельяново», официально пока не решено

Впоследствии была создана рабочая группа, которая приступила к детальному обсуж­дению схемы финансирования проекта. После нескольких заседаний вопрос о том, как привлекать средства, так и не был решен (см. подр. «Краевые власти не решили, где взять деньги на аэропорт»).

Понятно, что в «Ренове» намерены отстаивать свое участие в проекте, несмотря на «напряженную обстановку» в теме аэропорта. Гендиректор «Аэропортов регионов» (входит в «Ренову». — Ред.) Евгений Чудновский говорит, что компания так или иначе занимается проектом уже около двух лет, с того момента, как совместно с «Интерросом» они сделали предложение правительству выступить инвесторами для «Емельяново» с его устаревшей инфраструктурой. Около года предприниматели обдумывали конкретные шаги. И в феврале 2013 г. подписали соглашение.

«Я думаю, вы согласитесь, что инфраструктура аэропорта нуждается в инвестициях, причем срочно, — считает Чудновский. — Это уже не вопрос Универсиады, а вопрос комфорта красноярцев. Нынешняя инфраструктура ограничивает в том числе и рост пассажиропотока. Особенно напряженная ситуация возникает в часы пик».

Чудновский говорит, что к разработке проекта нового терминала компания «не имеет никакого отношения».

Дескать, заказывал его сам аэропорт у немецкого проектировщика — Hochtief Airport GmbH. «Мы его видели, он нам нравится», — кратко охарактеризовал проект гендиректор «Аэропортов регионов».

Проект нового аэропорта Красноярска
Проект обновленного терминала потенциальным инвесторам нравится

Он отметил, что в самом проекте «можно, конечно, что-то поменять, но уже смысла нет, надо начинать стройку». Чудновский уверен, что для правительства и самого аэропорта «очевидно, что сами они этого (построить новый терминал. — Ред.) не сделают».

С его слов, объем инвестиций только в один терминал пропускной способностью в 3,5 млн пассажиров

«превышает 30 годовых прибылей аэропорта» — 6 млрд руб.

«В нашем понимании развилка с финансированием проекта за счет бюджета или аэропорта в умах правительства пройдена: все пришли к выводу, что делать это нецелесообразно, потому что есть инвесторы, которые готовы это делать. Во-вторых, это стоит много денег, и у правительства края, видимо, есть другие приоритеты, куда потратить эти деньги», — сказал он.

Впрочем, в любом случае, чтобы заработал новый терминал, властям придется вкладывать в реконструкцию перрона и рулежной дорожки — это минимум 2 млрд.

Евгений Чудновский (Аэропоры регионов) в Красноярске
Евгений Чудновский: документы, по сути, готовы к подписанию

Последний год, рассказал Чудновский, компания провела в «достаточно сложных, тяжелых переговорах» с правительством о структуре сделки. Документы, по сути, «готовы к подписанию», но сейчас они являются предметом обсуждения той самой рабочей группы.

«Сейчас идут консультации, и правительство объясняет, как и почему так было сделано», — пояснил он.

В руководстве компании полагают, что жаркие споры в Заксобрании — это не чьи-то происки, а «нормальная конструктивная работа».

«Всегда есть те, кто критикует, и всегда есть те, кто поддерживает. В этом рождается то, что надо», — уверен Чудновский. Он считает, что в Заксобрании просто еще не прошли нужный этап.

«У нас такие же были дискуссии с правительством. Кто-то эти развилки прошел, а кто-то нет», — сказал он. По мнению Чудновского, схема «оптимальна», при этом условия в ней «достаточно жесткие» по отношению к инвестору.

«Там реально драконовские меры относительно ответственности инвестора по управлению аэропортовым комплексом, операционной эффективности, качества и времени стройки. Там нас по всем параметрам контролируют. И, в общем, штрафы за день просрочки ввода терминала — полмиллиона рублей. В общем, там мама дорогая того, что из нас выкрутили».

Как сообщил Чудновский, согласно условиям сделки инвестор берет на себя обязатель­ства по реализации заданного проекта в утвержденные сроки. На первый этап — строи­тельство терминала — отводится два года. Второй этап — это гостиничный комплекс, ангары и другие объекты.

В целом объем инвестиций оценивается в 12 млрд руб.

«С нас деньги и привлечение кредитов. Если банки денег не дадут — это наши проблемы. Если не дадут, должны дать свои. За деньги мы получаем до 75% (в капитале управляющей компании. — Ред.), край оставляет за собой блок-пакет — не менее 25% плюс одна акция.

В итоге через два года край должен получить новый терминальный комплекс с заданными параметрами. При этом мы даем кучу гарантий по стройке, качеству управления. Край берет на себя обязательства построить новый перрон», — заявил Чудновский.

Кроме того, «Ренова» дает «гарантии, что доля края в аэропорту не обесценится», и регион получит право продать свою часть бизнеса кому угодно.

Инвесторы на такие условия пошли, так как «осознают в себе силы» осуществить проект и знают, как «контролировать эти риски», отметил Чудновский. «Поэтому боимся, но не очень», — добавил он.

Стенд Аэропортов регионов в КрасноярскеНе является предметом соглашения рост пассажиропотока. Новый терминал будет рассчитан на 3,5 млн пассажиров, но гарантий его достижения нет. Впрочем, с этим проблем, скорее всего, не возникнет, полагают инвесторы.

«Последние 7 лет средний темп роста пассажиропотока в год — 12–15%», — сказал Чудновский.

В компании считают, что пропускной способности, предусмотренной в проекте нового терминала, на «ближайшие пять лет более чем достаточно».

«Другой вопрос, надо ли строить сейчас терминал больше. Наверное, надо, потому что проект делался 4 года назад. И за это время Красноярск ударными темпами рос», — подчеркнул гендиректор «Аэропортов регионов».

Через два года край может получить новый терминальный комплекс и иметь его блокпакет
Согласно текущим условиям через два года Красноярский край получает новый
терминальный комплекс аэропорта и сохраняет за собой 25%-й блок-пакет

На вопрос о целесообразности проведения конкурса на право инвестирования в аэропорт Чудновский ответил, что процедура привлечения партнеров и без того «была публичной».

«Сколько лет проект выставлялся на КЭФе? Мы знаем, что обсуждения проекта с другими участниками велись и, наверное, ведутся. Просто они не вылились во что-то понятное и осязаемое. Предложение есть от нас. Есть ли другие подобные предложения, я не знаю. Почему их нет, я не могу прокомментировать.

Бизнес достаточно сложный, проект непростой, сроки и ставки большие», — сказал он.

Конкурсы, видимо, если и будут, то коснутся только уже выбора подрядчиков строитель­ства. Отбор их должен быть публичным — это прописано в проекте договора. По словам Чудновского, подрядчику, по сути, нужно будет построить высококачественный торговый комплекс, а специализированную инфраструктуру (к примеру, систему приема и выдачи багажа. — Ред.) «Ренова», по словам руководства, умеет создавать сама.

Сроки начало строительных работ будут зависеть от темпов согласования с Заксобрани­ем схемы финансирования и завершения госэкспертизы проекта. Заключение, по словам Чудновского, уже находится «на выходе».

Антон ЯСТРЖЕМБСКИЙ
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Стоимость проезда в автобусах Красноярска поднимется на 6 рублей Стоимость проезда в маршрутных городских автобусах Красноярска повысится на 6 рублей с 1 февраля 2022 года и составит 32 рубля за поездку. Об…

Минусинск задыхается: жители призывают обратить внимание на экологию города Жители Минусинска Красноярского края настоятельно призывают власти обратить внимание на экологическую обстановку в городе. Режим неблагоприятных метеоусловий…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»