статья

Красноярскому аэропорту ищут лучшую долю

В Заксобрании края сегодня в бурных спорах решалось будущее красно­яр­ского аэропорта. Правительство готово отдать управление «Емелья­ново» бизнесу, а взамен получить 2 млрд инвестиций в инфраструктуру. Депутатов такое решение не устраивает: они требуют оставить за регионом контрольный пакет в уставном капитале аэропорта либо модернизировать его на бюджетные деньги и потом приватизировать.

Напомним, что судьбу аэропорта ранее обсуждали члены комитета Заксобрания по промышленности и вопросам жизнеобеспечения. На данный момент «Емельяново» находится в собственности края. По мнению властей, показатели работы аэропорта уже подошли к своему пороговому значению, и нынешнее состояние пассажирского терминала и инфраструктуры «препятствует его дальнейшему развитию».

Как рассказал министр транспорта Сергей Еремин, износ зданий аэропорта составляет более 80%. И если в ближайшее время не начать масштабную модернизацию аэропорта, «мы потеряем динамику» и «проиграем на конкурентном рынке нашим соседям — Новосибирску и Иркутску», предупредил чиновник.

Самолет

К 2017 г. минтранс рассчитывает построить первую очередь нового пассажирского терминала пропускной способ­ностью 3 млн в год пассажиров (сейчас пассажиропоток составляет 2 млн человек), оснащенного пятью телетрапами. Площадь здания составит 41 тыс. кв. м, стоимость — 5,5 млрд руб.

«В будущем система терминального комплекса предусматривает модульное расши­рение с возможностью увеличения пропускной способности до 3,5 млн пассажиров», — рассказал Еремин (см. подр. «Красноярский аэропорт «Емельяново» взлетел до потолка»).

Правительство намерено привлечь средства инвесторов в уставной капитал аэропорта для финансирования проекта модернизации. Ранее структуры, принадлежащие россий­скому бизнесмену Виктору Вексельбергу, подали в ФАС ходатайство о приобретении 100% доли в ООО «Аэропорт Емельяново», которое управляет красноярским аэропортом (см. подр. «Над аэропортом Красноярска кружат сделки»).

Сегодня на сессии состоялся второй раунд дискуссии.

Министр Еремин кратко повторил свой прежний доклад, подчеркнув, что необходимо найти финансирование и приступать к строительству нового терминала. Привлечь средства чиновник предложил по схеме через конкурс, который определит исполнителя проекта.

«У нас будет конкурс, и это, наверное, очень хорошо. А о чем тогда подписывалось соглашение на экономическом форуме?» — задал справедливый вопрос спикер Александр Усс.

«Соглашение нас ни к чему не обязывает, — ответил министр. — Пока есть только одно предложение от инвестора, которое поступило на форуме. Сейчас его необходимо обсудить».

В данном случае речь шла о ГК «Ренова» предпринимателя Виктора Вексельберга.

Однако последовавшее за этим выступление вице-спикера ЗС Всеволода Севастьянова

навело на мысль о том, что итог конкурса, возможно, уже предопределен.

«Договор на проектирование терминала ООО «Эра терминал» (оператор по обслу­живанию пассажиров и багажа в аэропорту. — Ред.), подконтрольное краю, без конкурса заключило с компанией Hochtief, аффилированной с «Реновой». И мастерплан был заказан там же. Почему? На этот вопрос придется отвечать если не здесь, то в прокуратуре. Вы нам сейчас с реверансами навязываете совершенно конкретного инвестора. Почему предлагается проект, который не прошел необходимых законных процедур?» — спросил Севастьянов.

«Никакого навязывания нет, это видение, как должен развиваться аэропорт, — парировал Еремин. — Компания Hochtief была выбрана на основе конкурса. Заявок от европейских проектировщиков было несколько. В итоге выбрали компанию, которая занимается комплексным проектированием».

Терминал
Будущий красноярский аэропорт должен выглядеть примерно так

«У меня был в этой связи разговор с «Красаэропроектом», нашими проектиров­щиками, которые, в частности, проектировали аэропорт в Сочи, — вмешался в диалог Усс. — Чем они вас не устроили? У них есть свои представления о качестве предложенного сейчас проекта».

Министр заявил, что «Красаэропроект» в конкурсе не участвовал.

Вице-спикер Севастьянов продолжил свои рассуждения, все время будто намекая на то, что вопрос с инвестором — дело решенное.

«74,9% аэропорта уйдет «Ренове» — проект явно сомнительный. Почему их навязываете, почему нет открытого публичного тендера?» — возмущался депутат, предлагая осуществить независимую экспертизу проекта пассажирского терминала.

А пока она не проведена, заморозить бюджетное финансирование ремонта перрона аэропорта, на который предусмотрено 1,2 млрд руб.

В ходе обсуждения выяснилось, что одним из основных условий конкурса должно стать внесение в капитал аэропорта 2 млрд руб.

с гарантией того, что проект будет реализован. Взамен победитель конкурса получает 74,9% доли в компании, которая будет управлять «Емельяново».

Причем сумма взноса, со слов главы правительства Виктора Томенко, появилась не с потолка — ее предложил пул инвесторов перед подписанием прошлогоднего соглашения.

Спикер Усс задался вопросом, почему край сам не может вложить эти деньги, тем более что еще «летом спокойно находили 2 млрд на манежи, на прочие разные вещи».

«Аэропорт является стратегическим сверхперспективным объектом, — сказал он. — Писать в обоснованиях про отсутствие у могучего края денег просто стыдно! Давайте попросим «КРЭК», «Красцветмет». Они по сусекам в своих «ооошках» 2 млрд найдут за неделю».

Спикер подчеркнул, что «футбольный манеж за 2 млрд не окупится никогда, а аэропорт окупится».

Впрочем, Томенко отметил, что 2 млрд — сумма не окончательная, и, возможно, «денег потребуется в 2–3 раза больше». По его мнению, если в отрасли «существует возмож­ность привлечения инвесторов, то надо это делать» и осознавать, что исполнитель проекта «под обязательства дальнейшего развития аэропорта будет владеть своей долей».

Глава правительства заверил, что власти не гонятся с решением вопроса «к конкретной дате Универсиады».

«Нам говорят, что привлекательность края значительно возрастет, когда наш аэропорт станет похож на тот, из которого люди вылетают, когда летят из, скажем, Москвы», — объяснил он.

По словам Томенко, чиновники намерены вынести условия конкурса на публичное обсуждение, а затем создать специальное жюри, в том числе с участием депутатов.

«Мы хотели бы провести конкурс среди профессиональных игроков рынка, а не просто прожектеров и денежных мешков», — подчеркнул премьер.

«Запишите меня в эту комиссию», — попросил Усс, а потом взялся подводить итог обсуждения.

Спикер обратил внимание на тот факт, что, получив «четыре года назад весь имущест­венный комплекс аэропорта, мы ничего не сделали для улучшения его качества». Причину Усс увидел в том, что власти «упорно разрабатывали одну конкретную модель, в соответствии с которой за 2 млрд руб приходят некие структуры и забирают наш аэропорт».

«И не надо все время говорить, что должны прийти профессионалы с опытом управления. Откуда они возьмутся? С луны попадают? У нас Олег Шпагин (гендиректор ООО «Аэропорт Емельяново». — Ред.) на убогой инфраструктуре достиг пика в показателях работы аэропорта. Ему в помощь деятеля из «Люфтганзы», и он бы тут вообще всех завалил. Почему мы такие убогие и нам надо искать каких-то профессионалов?»

Председатель Заксобрание высказал мнение,

что модель владения долями 25% — край и 75% — частный инвестор является «самой плохой».

Аэропорт
Александр Усс предложил оставить контроль над аэропортом Красноярскому краю

Усс считает, что 25% доли «при отсутствии контроля очень скоро может превратиться в ноль». В связи с этим он предложил еще два варианта. Один из них, когда край оставляет за собой контроль над аэропортом: это либо 100% доли, либо 51%.

Второй вариант решения он назвал «радикальным» —

то есть модернизировать аэропорт «за собственные сравнительно небольшие средства и после этого продать целиком, но не за 2 млрд, а значительно дороже».

Над этими моделями развития он предложил подумать правительству края.

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Как самим лечить «легкий» ковид? Заболеваемость коронавирусом в Красноярском крае продолжает стремительно расти: на пике пятой волны медики ожидают до 2000 новых заразившихся в день. …

Жители Академгородка опасаются отмены 83-го автобуса Жители Академгородка в Красноярске собирают подписи в защиту маршрута №83. По их опасениям, мэрия может отменить этот автобус, как уже поступила с другими…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»