статья

Красноярский аэропорт «Емельяново» взлетел до потолка

Красноярский аэропорт подошел к пределу своего развития: если не начать сейчас строить новый пассажирский терминал, то «Емельяново» начнет усту­пать позиции на рынке соседним Новосибирску и Иркутску, предупреж­дают в минтрансе края. Вся проблема — в устаревшей инфраструктуре, которая не способна поддерживать динамику роста пассажиропотока.
Чтобы решить вопрос, аэропорт нужно модернизировать как минимум на 16,5 млрд руб. Власти планируют привлечь в проект частные инвестиции — желательно от компании, которая уже управляет сетью аэропортовых комплексов.

Вчера в Заксобрании члены комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения обсуждали с министром транспорта края Сергеем Ереминым будущее аэропорта «Емельяново», где до 2017 г. должен появиться новый современный терминал.

Аэропорт Емельяново
Аэропорт «Емельяново» достиг своего предела и требует модернизации и расширения

Началось обсуждение с пространного доклада министра по заданной теме. По его словам, в настоящее время на территории аэропорта осуществляют свою производст­вен­ную деятельность более 8 операторов.

«По экономическим параметрам аэропорт демонстрирует положительные показатели. По оперативным данным за 2013 г., полученная прибыль составит чуть более 200 млн руб., количество обслуженных пассажиров превысило 2 млн», — сообщил Еремин.

На данный момент из аэропорта «Емельяново» выполняются рейсы по 64 направлениям. С 2009 по 2014 гг. открыто 27 новых направлений, из них 8 международных. Пассажиро­по­ток на внутренних линиях за тот же период вырос в 1,5 раза, на международных — в 5,5 раза.

Однако Еремин подчеркнул, что показатели аэропорта подошли к своему пороговому значению,

«и имеющийся эффект, который сейчас достигается, ограничен инфраструктурой аэропорта, которая препятствует его дальнейшему развитию».

«Мы не можем открыть дополнительные рейсы в Европу, так как международный терминал не отвечает современным и необходимым требованиям, которые предъявляют авиакомпании, ни по площади, ни по уровню комфорта. Состояние перрона также вызывает нарекания у авиакомпаний, которые обслуживаются в аэропорту», — рассказал Еремин.

Кроме технических ограничений, в «Емельяново» существуют и проблемы, связанные с износом оборудования и построек.

«По пассажирскому терминалу: его пропускная способность не удовлетворяет современным требованиям. Терминал внутренних линий изначально был спроектирован как грузовой, а терминал международных линий проектировался под почтовый сортировочный пункт.  Моральный и физический износ зданий составляет более 80%», — констатировал Еремин.

Он отметил, что если в ближайшее время не начать масштабную модернизацию аэропорта, «то мы потеряем ту динамику, которую набрали, все показатели пойдут на снижение, и мы проиграем на конкурентном рынке нашим соседям — Новосибирску и Иркутску».

Аэропорт
Моральный и физический износ зданий аэропорта — более 80%

В настоящее время, напомнил Еремин, разработан мастер-план развития аэропорта до 2030 г. (где, в частности, просчитана и его финансовая модель) и спроектирован новый современный пассажирский терминал, который сможет принимать как между­народные, там и внутрироссийские рейсы.

 

«Проект терминала сейчас находится на главгосэкспертизе. Стоимость строительства нового терминала составляет 5,5 млрд руб. в ценах 2013 г., и по расчетам мастер­плана нам необходимо к 2016–2017 гг. ввести в эксплуатацию первую очередь терминала, которая будет оснащена пятью телетрапами.

Общая площадь первой очереди будет составлять 41 тыс. кв. м, пропускная способ­ность рассчитана на 3 млн пассажиров в год. В будущем система терминального комплекса предусматривает модульное расширение с возможностью увеличения пропускной способности до 3,5 млн пассажиров», — рассказал Еремин.

Финансировать развитие аэропорта в крае намерены путем привлечения частных инвестиций.

«Мы предлагаем привлекать инвестсредства в уставной капитал для развития аэропорта. Но ставим условие, чтобы на период развития инвестпрограммы край осуществлял контроль за ходом ее реализации», — сказал Еремин.

Финансовая составляющая мастер-плана свидетельствует о необходимости серьезных вложений в инфраструктуру аэропорта в общем объеме не менее 16,5 млрд руб. в ценах 2010 г. Финансирование работ должно проводиться в очень сжатые сроки, чтобы к 2017 г. аэропорт начал принимать первых гостей.

Новый терминал
Через три года в «Емельяново» должен заработать новый терминал

«Привлечь собственные средства в объеме 5,5 млрд на первый этап является, на наш взгляд, затруднительным, параллельно необходимо еще и развивать всю сопутствую­щую инфраструктуру. В настоящее время нами ведется работа по подготовке проце­дуры публичной оферты по окончательному выбору инвестиционных партнеров из числа наиболее профессиональных, которые предложат наиболее выгодные для края условия», — сказал министр.

Он отметил, что инвестора планируется привлечь для реализации сразу всех этапов строительства аэропорта, а не только первого, и «дробить ни в коем случае нельзя».

Депутаты предположили, что крупные инвестиции должны неминуемо вылиться в рост тарифов.

Еремин вынужден был согласиться, хотя и подчеркнул, что цены не должны вырасти значительно — поскольку модель развития «Емельяново» рассчитана под инвестора, который будет оператором сразу нескольких аэропортов и сможет за счет синергии обеспечить рост пассажиропотока и других показателей.

«Инвестмодель рассчитана так, что только к 2030 году наступит точка окупаемости проекта. То есть проект долгосрочный. И деятельность в целях повышения окупае­мости будет направлена не только в лобовую на повышение тарифов, но и на комплексное развитие.

Инвестор, который будет вкладывать средства, должен по-хорошему владеть сетевым принципом развития аэропортов. Если будет один аэропорт, то модель не разовьется в предложенных параметрах. Должны происходить развитие новых направлений и приток пассажиров, а окупаемость обеспечиваться за счет роста оборота.

Самолет
С развитием аэропорта тарифы на авиаперевозки будут расти

Конечно, тариф будет расти, но он не является свободным, регулируется федеральной службой по тарифами и будет четко фиксирован в пределах инфляционных процессов», — сказал Еремин.

Отметим, под описание идеального инвестора, данное министром, идеально подходит ГК «Ренова» Виктора Вексельберга, которая через управляющую компанию «Аэропорты регионов» контролирует аэропорты в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре.

Напомним, на прошлой неделе компания из структур «Реновы» получила разрешение ФАС на приобретение ООО «Аэропорт Емельяново», управляющее красноярским аэропортом (см. подр. «Над аэропортом Красноярска кружат сделки»).

Что же до роста тарифов, то не исключено, что предложение спикера Александра Усса о строительстве нового терминала на деньги инвесторов из народа еще воплотится в жизнь — правда, скидываться на аэропорт горожанам придется уже постфактум, а сам вклад — включаться в стоимость авиабилета.

Фото пресс-службы ООО «Аэропорт Емельяново»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Красноярские студенты получают современное цифровое образование В Красноярске в СФУ состоялась презентация возможностей программ профессиональной переподготовки проекта «Цифровая кафедра», который был учрежден…

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).