Нужны или нет — на самом деле вопрос не такой простой. ДЕЛА.ru попытались разобраться, какой формат торгово-офисных площадей наиболее перспективен для Красноярска и что сейчас в тренде — крупные центры, которые строят отдельно, либо небольшие магазины и офисы, интегрированные в существующую городскую среду.
По мнению главного архитектора института «Красноярскгражданпроект» Антона Шаталова, сейчас в градостроительстве в тренде интеграция и смешение функциональных зон.
«Сейчас архитекторы при планировании пытаются избегать больших монофункциональных зон в городе. Гораздо перспективней дисперсно разбросанные по территории объекты с разной функцией — они делают город живым и интересным», — говорит Шаталов.
В качестве примера он приводит Взлетку.
Со временем Взлетка стала районом, более пригодным для жизни
«Раньше этот район был унылым и страшным, потому что там ничего не происходило. Прошло 20 лет, и Взлетка насытилась предприятиями обслуживания, ресторанами и всем тем, чем сейчас насыщен центр, — считает Шаталов. — Безусловно, планировочная структура Взлетки не настолько уютная, как центр города, но тем не менее сейчас район обрел жизнь — с жилой, деловой насыщенной функцией».
Антагонистом интегрированной застройки выступают крупные торговые и офисные центры.
Так, крупные шопинг-моллы в черте города Шаталов называет «абсолютным злом».
«Такие объекты зачастую занимают огромное пространство, до 1 кв. км, и самое страшное, что на большей части этой территории располагается парковка. На карте города это выжженное пятно. Куда правильней весь город сделать одним большим торговым, жилым и офисным комплексом, чего и стараются добиться европейские планировщики.
Огромные парковочные зоны «правильных» ТРЦ – выжженные пятна в центре города
Чтобы красивые люди, сейчас прогуливающиеся по кафельному полу в шоппинг-моллах, вышли оттуда и точно так же гуляли бы по улицам города, чтобы им было там интересно находиться, было где купить еду, одежду, попить кофе и посидеть на лавочке — все то, ради чего они сейчас едут в «Планету», — сказал Шаталов.
Почти столь же категоричен он и в отношении крупных офисных центров — по мнению главного архитектора «Красноярскгражданпроекта», такие площади опять же правильней интегрировать в жилую среду города:
«Нужны ли они, торговые и офисные центры? Это большой вопрос. Большинство офисов и предприятий торговли может размещаться на первых этажах жилых домов. У людей есть больше возможности иметь рабочее место в пешеходной доступности, а это, в свою очередь, снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру и делает город более связанным и интересным».
Между тем, по оценке генерального директора компании «АРЕВЕРА-Недвижимость» Константина Попова, сейчас в Красноярске растет спрос на все виды коммерческой недвижимости.
«Кризис закончился, в городе растет деловая активность», — объясняет Попов.
При этом, по его мнению, спрос на площади, расположенные на первых этажах зданий, сейчас превышает спрос на площади в крупных торгово-офисных центрах.
Попов связывает это со сложившимся на рынке дефицитом площадей на первых этажах.
Другое объяснение в том, что автотрафик, привлекаемый крупными торгово-офисными центрами, зачастую приводит к локальному транспортному коллапсу — особенно если такой центр встроен в уже сложившуюся ранее жилую застройку. Подъехать к таким объектам и припарковаться рядом зачастую бывает очень сложно — что и вынуждает бизнес искать другие площади для базирования.
В Красноярске можно строить торгово-офисные центры прямо на дороге
Пример, прекрасно иллюстрирующий эту нездоровую ситуацию, — торгово-офисный комплекс «Арбат» на Взлетке. Несколько лет назад его построили на ул. 78-й Добровольческой бригады, втиснув в дольно узкий промежуток между дорогой и фасадом жилого дома.
Площади парковки около него абсолютно недостаточно. В результате сейчас объект одним своим присутствием усугубляет транспортную ситуацию на и без того сложной для прохождения трафика улице.
Другой пример, более свежий и пока еще не реализованный в полной мере, — это запланированный к постройке торгово-выставочный (по другим данным, просто торговый) центр на ул. Ладо Кецховели на 5,3 тыс. кв. м. Его планируют возвести на площадке между дорогой и общежитием по адресу ул. Ладо Кецховели, 67а.
На ул. Ладо Кецховели на месте бывшей автостоянки задумали построить торговый комплекс
Согласно данным, изложенным на стенде рядом со входом на стройплощадку, заказчиком работ выступает Плисевич Д. М., подрядчик — ООО «Партнерстрой». Попытки издания связаться с ООО «Партнерстрой» результата не дали — по указанным в открытых источниках телефонам никто не отвечает.
Закончить строительство изначально планировалось в декабре 2012 г., однако уже на первом этапе строительство застопорилось — жители близлежащего дома выступили с протестами против возведения объекта и в мае подали коллективную жалобу в Стройнадзор. Работы на объекте были временно приостановлены.
Жители окрестных домов на Л. Кецховели активно борются против нового строительства. Они опасаются парковок во дворах и общего ухудшения транспортной ситуации в районе перекрестка с ул. Копылова
Как рассказал ДЕЛА.ru заместитель начальника отдела санитарно-эпидемиологических исследований службы строительного надзора и жилищного контроля по краю Вадим Мангушев, специалисты Стройнадзора, изучив материалы жалобы, установили, что из-за строительства могут оказаться нарушены нормативы по освещению естественным светом в квартирах близлежащего дома по ул. Ладо Кецховели, 67а. Застройщику выдали предписание — направить проект на повторную госэкспертизу.
9 августа застройщик представил в Стройнадзор повторное заключение экспертизы, согласно которому при строительстве нормативы освещения нарушены не будут. Таким образом, теперь Стройнадзор не имеет рычагов для того, чтобы воспрепятствовать строительству.
Однако в пресс-службе мэрии ДЕЛА.ru сообщили, что строительство по-прежнему заморожено.
Очевидно, что в случае, если объект все-таки будет построен, это не лучшим образом отразится на проходимости ул. Ладо Кецховели — притом что на выезде с нее на ул. Копылова движение в часы пик уже сейчас затруднено.
Учитывая, что торгово-выставочная деятельность подразумевает привлечение больших масс людей единовременно, посетители комплекса рискуют столкнуться с дефицитом парковочных мест и вынуждены будут парковаться во дворах близлежащих домов, что вряд ли обрадует местных жителей.
Согласно представленному проекту нового торгово-офисного здания на ул. Ленина,
для парковки будет использоваться и полоса общественного транспорта
Наконец, третий пример — проект офисного здания на ул. Ленина, 50 (см. подробнее: «Слушанья на троих» ). Несмотря на то, что в проекте учтена двухэтажная парковка, уже на этапе слушаний местные жители выступили против строительства — они настаивают, что предусмотренных строителями машиномест недостаточно и посетители здания вынуждены будут парковаться на проезжей части либо во дворах.
Вопрос строительства в черте города новых торгово-офисных комплексов по-прежнему открыт, в каких-то случаях их появление может быть оправданно и выгодно горожанам, но во многих случаях вред от строительства просто очевиден. И многие ошибки можно еще предотвратить.