Пока автомобильный рынок сбоит и подтормаживает — продажи новых авто в Красноярском крае в первом квартале 2014 года сократились на 7,7% — рынок квадроциклетной техники переживает золотые времена и карабкается в гору.
По оценкам экспертов, последнюю пятилетку продажи мотовездеходов, они же квадроциклы, они же техника категории ATV, ежегодно увеличиваются в среднем на 25—30 процентов.
Каждый год рынок квадроциклов в Красноярске прирастает почти на треть
«Безусловно, рынок квадроциклов и в России, и в Красноярске растет из года в год. И думаю, этот год не будет исключением. Прирост составляет около 30%, — комментирует Юрий Ярошенко, генеральный директор компания «Экстрим Мото» (официального дилера марки Stels в Красноярске). — Уже сейчас в нашем городе работают более 20 дилеров разных марок. За всеми сложно уследить, так как каждый год появляются новые бренды».
Среди основных игроков на красноярском рынке квадроциклов выделим Arctic Cat, BRP, Honda, Kawasaki, Stels, а компании Polaris, СF Moto и Baltmotors в нашем регионе представлены уже тремя дилерами.
Сергей Торопынин, менеджер отдела продаж МотоЦентра «Енисей», отмечает:
«Рынок экстремальной техники в Красноярске насыщен, но при этом продолжает стабильно развиваться. Несомненно, все больше и больше жителей выбирают для себя активный отдых. Квадроцикл можно использовать как для отдыха, так и для реализации хозяйственных целей».
Главным катализатором роста рынка являются китайские квадроциклы.
Китайские квадроциклы лидируют по продажам в крае
На рынке России и края их присутствие очень серьезно: на данный момент они лидируют по продажам, опережая все именитые бренды вместе взятые. Для покупателя автомобиля или мотоцикла важен статус техники, имидж, принадлежность к какой-то определенной марке. Но для большинства покупателей квадроциклов эти тонкие материи не имеют значения. Им нужна функция. Они используют свою технику, гоняя по лесам, полям и деревням.
Местным жителям неважно, какая надпись украшает квадроцикл, Rolls-Royce или Nihao Motors, — самое главное, на что способен его обладатель. На квадроцикле физически невозможно ездить по городу и, соответственно, «колотить понты». Чаще всего владелец мотовездехода относятся к нему как мини-трактору. Поэтому китайская техника этим рыночным сегментом была принята на ура.
Комментирует Виктор Байбуров, представитель Центра экстремальной техники «Аллигатор», официальный дилер Arctic Cat, Kawasaki и CF Moto:
«Мы официально представляем интересны трех производителей квадроциклов. Продажи растут у всех, но самые высокие темпы наблюдаем у китайской техники. К сожалению, точную статистику сообщить не могу, это конфиденциальная информация».
Благодаря китайским производителям мотовездеходами обзавелись люди со средним достатком
Связано китайское лидерство в первую очередь с очень низкой ценой на новые аппараты. Сегодня утилитарный 2-местный китайский квадроцикл СF-Moto, модель CF500-A BASIC, с мотором объемом 500 куб. см, можно купить всего за 210 000 руб. При этом он уже в стоке оснащен неплохо. «Взрослая» модель CF 800-X8 EFI с 800-кубовым мотором в «базе» обойдется своему владельцу в 345 000 рублей. При этом японские и североамериканские аналоги стоят примерно вдвое дороже.
Демократичная цена позволят довольно большому количеству людей даже с достатком ниже среднего открыть дверь в мир мотовездеходов и на себе испытать все прелести этой техники.
«Китайские квадроциклы марки CF-Moto уже показали себя с хорошей стороны. Они стали неким эталоном надежности в массовом сегменте, — считает Сергей Торопынин. — По нашим оценкам, их присутствие на рынке составляет почти 50% от всех квадроциклов, причем спрос на них увеличивается».
Качество китайской техники постепенно растет, но все равно, конечно, не дотягивает до качества мировых лидеров.
Владелец китайского «квада» знает об этом и особо не смущается. Как правило, это практичный мужчина с золотыми руками, он готов что-то чинить, подкручивать, чистить, регулировать и периодически возить свою технику к дилеру для устранения дефектов по гарантии.
Производители китайских квадроциклов повторят путь, по которому двигались производители китайских автомобилей. Сначала те копировали именитые бренды, а сейчас начали предлагать собственные разработки. В настоящий момент на отечественном рынке «китайцы» жестко конкурируют в бюджетном сегменте, в первую очередь, друг с другом — CF Moto, Baltmotors, Irbis, PolarFox, Hisun и так далее, всего на рынке представлены десятки марок.
Популярны также совместные российско-китайские предприятия.
Даже завод имени Дегтярева, одно из крупнейших оборонных предприятий страны, выпускавшее в советские годы мотоциклы «Восход», сейчас на своих конвейерах собирает квадроциклы из китайских комплектующих под собственной маркой ЗиД.
Одной из самых мощных российско-китайских коллабораций является компания Velomotors. Ее продукция под брендом Stels известна всей стране. Уже семь лет компания успешно развивает направление по производству квадроциклов, мотоциклов и скутеров. Сборочный завод находится в г. Жуковка Брянской области.
«Стелсы» собирают в Жуковке
«Техника постоянно дорабатывается. Например, рамы изготавливают самостоятельно в России, они имеют гораздо большую жесткость по сравнению с теми рамами, которыми оснащаются китайские квадроциклы», — делится впечатлениями Юрий Ярошенко.
Крупнейшим партнером Velomotors с китайской стороны является корпорация Qianjiang Group. Дизайн техники Stels доверен художникам итальянской компании Benelli.
«Квадроциклы собираются в России, они не облагаются дикими ввозными пошлинами и по цене намного привлекательнее моделей конкурентов», — комментирует Ярошенко.
В этом году компания Velomotors начала полное производство собственных квадроциклов, а в модельной линейке Stels даже появились мотовездеходы класса Side-By-Side: на них водитель и пассажир сидят не друг за другом, а плечом к плечу.
Сергей Торопынин отмечает:
«Рынок ATV старается отвечать на потребительский спрос разнообразием моделей, производителей и ценовой составляющей. На сегодняшний день квадроциклы из разряда роскоши переходят в разряд достаточно доступной техники для отдыха».
Одни из самых доступных квадроциклов предлагает отечественная компания «Русская механика» (RM). Ее бюджетная модель «Рысь 500» с приличным полулитровым мотором стоит от 185 000 рублей. «Русская механика» использует комплектующие тайванской компании GAMAXMOTO, но из-за дефицита запасных частей в последнее время квадроциклы RM в Красноярске не пользуются популярностью, чего не скажешь о снегоходах компании «Русская механика».
Квадроциклам российского производства не всегда хватает запчастей
Из экзотических производителей мотовездеходов, чьи дилеры представлены в Красноярском крае, можно отметить еще и тайваньскую компанию SYM. Производственные мощности компании оснащены современным автоматическим высокоточным оборудованием, используемым для производства мотоциклов, скутеров и бюджетных автомобилей. Тайская компания занимает лидирующие позиции на внутреннем рынке и постепенно «захватывает мир». Продукция SYM продается почти в 70 странах. В Красноярске за хорошо оснащенную модель Quadraider с 600-кубовым мотором попросят 319 000 рублей. Относительно немного.
Пока китайцы и другие «новички» развивают рынок вширь, признанные мировые лидеры ведут его ввысь, шлифуют технологии, предлагают все больше ноу-хау.
В этом году Yamaha выпустила новую модель YXM700 Viking и открыла новый для российского рынка класс утилитарных мотовездеходов — ROV (Recreational Off-highway Vehicle). Viking 700 имеет три посадочных места плечом к плечу, большой грузовой отсек, а также проверенный временем тяговитый мотор объемом 686 куб. см.
«Еще Yamaha обновила свой бестселлер — ATV GRIZZLY 700 — он стал мощнее, расширилась колесная база, поменялась подвеска, как следствие — появилась лучшая управляемость на пересеченной местности», — комментирует Антон Никитин, руководитель отдела продаж ООО «Автодом "На Королева"» — официального дилера YAMAHA в Красноярске.
Каждый год продажи мотовездеходов Yamaha в Красноярском крае и в России увеличиваются примерно на 10—15%.
«Yamaha ценят, в первую очередь, за качество сборки, высокую надежность — купил и забыл, только плановые ТО, — простоту конструкции, малый вес, наличие электроусилителей рулевого управления на самых популярных моделях», — говорит Никитин.
Ну и большой склад запчастей тоже важен. Все-таки квадроцикл техника экстремальная, достается ему часто. Приятно, когда через пару дней после поломки ты можешь отправиться в новое путешествие, а не ждать нужную деталь 1—1,5 месяца из Японии или Америки.
Один из корифеев в мире техники для активного образа жизни, канадская корпорация BRP, тоже генерирует новые решения пачками. Например, канадцы предлагают на рынок четырехместные(!) модели квадроциклов SSV — Can-Am Maverick MAX 1000R, Can-Am Maverick MAX X RS 1000 DPS и другие.
На канадском квадроцикле можно ездить вчетвером
Евгений Мосин, директор по продажам ООО ПКФ "КРАБ" BRP центра по Красноярскому краю, отмечает основные причины рыночного успеха:
«Привлекательная внешность, целостный образ, новые технологии, высокое качество и строгий контроль на всех этапах производства — стандарты, которые позволяют команде BRP создать продукцию, формирующую не только спрос, но и сам рынок».
Многолетний опыт работы и помогает продвигать безопасную (как для человека, так и для живой природы), надежную и соответствующую высоким стандартам качества технику. Причем, концепции постоянно обновляются. Есть в гамме BRP шестиколесные квадроциклы с полным приводом.
Шестиколесный мотовездеход имеет полный привод
«Модель Can-Am Outlander 6x6 1000 XT устанавливает новые стандарты оценки мотовездеходов 6х6. Эта техника создана для выполнения самого тяжелого труда. Двигатель Rotax V-Twin 1000 обеспечивает достаточно мощности для работы в режиме 6x6», — говорит Евгений Мосин.
Многие квадроциклы стоят как хорошая новая иномарка — крепко за миллион рублей. В среднем продажи мотовездеходов BRP в крае ежегодно увеличиваются на 7%.
В Красноярске работают уже три дилера американской компании Polaris. И им есть чем гордиться. За полвека работы специалисты Polaris накопили огромный опыт, который позволяет им создавать шедевры технической мысли.
«Новинка сезона 2014 от Polaris — квадроцикл Scrambler1000 HO EPS LE, оснащенный четырехтактным двухцилиндровым двигателем с инжекторной системой впрыска топлива. Этот спортивный внедорожник на литых алюминиевых дисках обладает тяговым усилием 680,4 кг», — комментирует Сергей Торопынин.
Цены на передовой мотовездеход начинаются с отметки 854 000 руб.
Другой американский производитель квадроциклов, Arctic cat, сотрудничает с Suzuki и устанавливает на свою технику японские двигатели. Отметим серию Wildcat с классической компоновкой багги. Эти дикие аппараты созданы для агрессивного катания на больших скоростях по трассам со сложным рельефом и по умеренному бездорожью. Квадроциклы имеют литровый мотор. У красноярских дилеров Arctic cat стоит от 700 000 рублей.
Квадроциклы Kawasaki, как и все японское, надежны и высокотехнологичны. В модельном ряду марки есть даже квадроциклы с дизельным мотором — большая редкость среди мототехники Kawasaki — Mule 4010 Diesel 4X4.
Kawasaki имеет повышенную проходимость
4-тактный трехцилиндровый дизельный мотор обеспечивает очень высокий крутящий момент и низкий расход топлива.
«Техника Kawasaki — это яркий пример того, каким должен быть квадроцикл на сегодняшний день. Мощный, надежный, проходимый», — комментирует Виктор Байбуров.
А еще эти «квады» имеют очень хорошую эргономику и соответствуют самым суровым требованиям экологической безопасности.
Honda славится на весь мир своими мотоциклами, автомобилями и квадроциклами. Мотоциклы этой японской компании в Красноярск официально не поставляются, зато дилер двух других направлений в нашем городе работает. Отметим одну из самых сбалансированных и популярных моделей — Honda TRX 500 (401 000 рублей). Аппарат оборудован простой в обращении полноприводной трансмиссией TraxLok 2WD/4WD, автоматической коробкой передач, надежными передними дисковыми тормозами. TRX 500 отличается высокой надежностью и очень хорош на жестком бездорожье.
Интересно, что Honda, да и все другие японские компании не выпускает 2-местные модели квадроциклов, на котором пассажир сидит за водителем.
«Японцы считают очень опасной езду с пассажиром на квадроцикле, поскольку техника экстремальная, ездит по лесам, полям и неподготовленным для движения ландшафтам, и риск получения травмы или даже гибели очень высок, поскольку пассажир во время движения теряет концентрацию и полагается только на водителя», — погружает в нюансы японской философии Антон Никитин.
Honda выпускает одноместные квадроциклы из соображений безопасности
Квадроцикл в первую очередь — источник повышенной опасности. Поэтому управлять им стоит осторожно, а в путешествия нельзя отправляться в одиночку. Нужны напарники, которые всегда смогут прийти на помощь. Благо, сейчас владелец квадроцикла довольно быстро находит единомышленников или прибивается к уже сформировавшейся тусовке.
Растущий рынок мотовездеходной техники развивает все новые направления для реализации адреналинового потенциала. В Красноярске создаются туристические маршруты, проводятся соревнования и дальние походы на несколько дней, поскольку кататься вокруг дачи быстро надоедает.
Дмитрий АСТАФЬЕВ
ДЕЛА.ru