Правительству РФ совместно с РЖД до конца этого года поручено проработать вопрос о строительстве второго железнодорожного пути на Коркинском мосту (мост «777») в Красноярске. Это позволит увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали на этом узком участке, а также принесет выгоды сибирскому мегаполису.
Мост «777» через Енисей в Красноярске – фермы для автомобильного и железнодорожного путей уложены на общих опорах
Напомним, что строительство второго пути на мосту «777» –
это одно из поручений президента Владимира Путина, которые были сформулированы по итогам большого совещания о социально-экономическом развитии Красноярского края с участием губернатора Михаила Котюкова.
Доложить о ходе выполнения этого поручения требуется уже в середине декабря.
Совмещенный автомобильно-железнодорожный мост в северо-восточной части Красноярска, около переселенной и ликвидированной деревни Коркино, был введен в эксплуатацию в 1984 году. При строительстве его называли «объект 777» – отсюда и второе название, «мост Три семерки», которое и прижилось .
Транзитный железнодорожный обход Красноярска начинается в районе станции Бугач. Он идет по северным левобережным окраинам сибирского мегаполиса, пересекает Енисей по мосту «777» и возвращается на Транссиб около крупнейшей грузовой станции Красноярск‑Восточный
Коркинский мост длиной 602 метра, помимо пропуска потока автомобильного транспорта в этой промышленной части Красноярска, должен был выполнять и стратегическую роль – быть дублирующим железнодорожным мостом через Енисей на обходе Транссибом города.
До этого через великую сибирскую реку существовало только два железнодорожных мостовых перехода (еще один – около Минусинска). С Коркинским мостом их стало три, так остается и поныне.
Вид на мост «777» с русла Енисея. По железнодорожному обходу Красноярска должны идти все опасные грузы и вообще большинство транзитных грузовых поездов, следующих по Транссибу
Но из экономии при строительстве в начале 1980-х установили только одно направление железнодорожных мостовых ферм, хотя сами опоры моста сразу сооружались с расчетом установки еще и второго пролета.
Так что на сегодня мост «777» – это единственная часть Транссиба на участке КрасЖД, где есть узкий однопутный участок.
Расширение Восточного полигона
В последнее время РЖД реализует обширную инвестиционную программу по развитию так называемого Восточного полигона – по модернизации и увеличению пропускной способности Транссибирской магистрали и БАМа, которые ведут к портам Дальнего Востока. В России растет грузооборот в этом направлении, особенно в последнее время в связи с переориентацией экспорта на страны Юго-Восточной Азии.
Тайшет – станция, которую не минует ни один состав, следующий на восток России. Красноярский край считается своебразными «воротами» Восточного полигона. Особенно заметно растет грузопоток по Южному ходу – по нему идут составы с углем из Кемеровской области и Республики Хакасия
В зоне ответственности Красноярской железной дороги, прежде всего, обширные работы на Южном ходе Транссиба – железнодорожной ветке, ведущей из Кузбасса, через Кузнецкий Алатау, Хакасско-Минусинскую котловину и горы Восточного Саяна в сторону узловой станции Тайшет, от которой расходятся Транссиб и БАМ.
Сейчас все силы КрасЖД брошены на расширение трассы через Саяны. Там необходимо пробить еще два новых тоннеля, установить несколько новых мостов и уложить вторые пути на перегонах и станциях. На фото ставший наконец-то двухпутным Козинский виадук (прозванный в народе «Чертов мост»)
При этом трасса Междуреченск – Тайшет строилась в 1960-е годы также в однопутном исполнении. Сейчас на ней пробивают вторые параллельные тоннели, строят новые мосты и везде кладут вторые пути. Работы рассчитаны еще на пару лет и в итоге значительно увеличат пропускную способность магистрали, идущей через Южную Сибирь.
Опоры моста «777», на которых смонтированы цельнометаллические фермы, стоят на буронабивных сваях. Слева прекрасно видно «припасенное» заранее место для укладки еще одной фермы под второй железнодорожный путь
Поэтому вполне логично, что в связи с уже близким завершением основного объема работ на Южсибе правительство и железнодорожники озаботились «расшивкой» узкого участка и на главном ходе Транссиба – однопутного железнодорожного моста в Красноярске.
Красноярская городская электричка
Необходимы вторые пути на Коркинском мосту и для дальнейшего развития городской электрички – совместного проекта КрасЖД и властей региона, который позволяет горожанам пользоваться железнодорожным транспортом наподобие наземного метро. На сегодня в самом Красноярске существует 20 внутригородских станций и платформ и еще несколько пригородных.
Для пассажирских поездов пока может использоваться только основной двухпутный мост через Енисей, частично стоящий еще на царских быках
При этом пассажиропоток «Городской электрички» стабильно растет – в среднем на 20% ежегодно. А в прошлом году был поставлен своеобразный рекорд – городскими электропоездами воспользовались 2 млн красноярцев.
Однако для полноценного задействования всех возможностей это вида транспорта и большего удобства красноярцев необходимо «закольцевать» маршрут. Сейчас Коркинский мост не может использоваться для пассажирского движения из-за своей перегруженности – поможет только дополнительный путь.
О планах создания новых станций и организации кольцевого движения по Красноярску говорится давно
«Планы по строительству второго пути на мосту «777» были еще в 2011 году, необходимость их строительства продиктована как развитием внутригородского сообщения, так и увеличением грузопотока на восток. Красноярская железная дорога заинтересована в реализации этого проекта, и в данный момент он прорабатывается на перспективу», – рассказали ДЕЛА в КрасЖД.
Помимо установки новых ферм на имеющиеся опоры необходимы большие земляные работы по возведению насыпей и новых путей
По предварительным расчетам десятилетней давности, стоимость проектных работ и самого строительства тогда составляла более 2 млрд рублей. Понятно, что теперь суммы будут совсем другими.
А сам вопрос о целесообразности и сроках включения в инвестиционную программу АО «РЖД» строительства второго железнодорожного пути на мосту, расположенном на участке Красноярск‑Восточный – Красноярск‑Северный (мост «777»), должен решиться до декабря 2023 года.