Красноярский край занял 80 место из 85 в «Национальном экологическом рейтинге», который составила общественная организация «Зеленый патруль».
За расчетный период взяли лето, с 1 июня по 31 августа. Край слегка улучшил позиции, сдвинувшись на три позиции вверх. Но этого недостаточно: регион попал в «красную зону» вместе с горевшей Якутией, Иркутской, Челябинской, Забайкальской и несколькими другими областями, где с экологической обстановкой все очень печально.
По словам экспертов, основной проблемой этим летом, и не только в Красноярске, стали якутские пожары и дым от них, накрывший более половины страны. Также они перечислили «ароматы», присущие городам – из-за летней жары ситуация усугубилась.
Красноярск неделю простоял в дыму от якутских пожаров
В Челябинске пахло тухлыми яйцами из канализации, в Омске в воздухе парил хлорид водорода вперемешку с нефтехимией, в Ленинградской области воняла горящая свалка.
О Красноярске ничего не сказано, но жители хорошо знают о том, чем пахнет в родном городе, и регулярно сообщают об этом в соцсетях. Знаменитое «черное небо» накрывает город и летом, но чаще зимой.
Густой смог – обычное дело в морозы
Сколько бы ни боролись в городе за экологию, но ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы: зимой режим НМУ вводят из-за мороза, летом – из-за жары. Едва наступает штиль, красноярский воздух сразу напитывается дымом, как в курилке с закрытой форточкой.
И если с коптящими котельными можно что-то сделать, то как быть с автомобилями, пока неясно. Машины дают до 40% выбросов, а сам Красноярск находится на третьем месте в стране по количеству личного автотранспорта на 10 тыс. населения.
Закупка экологичных троллейбусов и трамваев выглядит на этом фоне каплей в море. Но это все равно необходимо делать.
Хотя бы часть общественного транспорта станет экологичной
Если смотреть объективно, динамика все же есть – в 2018 году уровень загрязнения воздуха в Красноярске оценивался как «очень высокий», сейчас – просто как «высокий».
Другое дело, какой ценой все это дается. Так, только в 2021 году Красноярску на улучшение экологии выделили 2,5 млрд рублей. Эти деньги пойдут на новые троллейбусы и разработку проектно-сметной документации для перевода малоэффективных котельных на центральные сети теплоснабжения.
Следующим шагом будет перевод частного сектора на электричество (пока в порядке эксперимента), но больше всего красноярцы надеются на газ. Правда, в этом вопросе никакой определенности нет.