мнения красноярцев
08 сентября 2010 года
Поддерживаете ли вы идею: меньше ВУЗов, больше ПТУ?
Президент РФ Дмитрий Медведев на заседании Госсовета заявил, что наша система образования слабо конкурентоспособна: «Система профессионального образования у нас остаётся несбалансированной и в значительной мере неэффективной. Очевиден перекос в сторону высшего образования и нехватка специалистов, выпускников начального и среднего профессионального образования».
Некоторые эксперты считают, что система высшего образования в последние годы дискредитирована из-за всеобщей коммерциализации и падения уровня преподавания.
— Я не считаю, что высшее образование себя дискредитировало. Перекос в сторону вузов действительно есть, но это происходит в силу большой популярности некоторых профессий. Выпускники школ идут учиться в университеты на юристов, экономистов, бухгалтеров, инженеров и т.д., потому что в массовом сознании есть «успешный» образ этих профессий.
Однако большинство из них даже не подозревает, что эти профессии не гарантируют большого достатка и успеха, что обыкновенный бурильщик может зарабатывать до 350 тыс. руб. в месяц. И речь здесь идет не о нефтяных скважинах, а об обыкновенном водяном бурении.
Сейчас страна нуждается не столько в успешных управленцах, юристах и экономистах, сколько в рабочих людях, в тех, кто будет заниматься реальным производством. Недостаток людей рабочих специальностей остро ощущается уже сейчас, и, я думаю, эта потребность будет актуальна еще 20 лет. Многие это начинают понимать. Так, дети, приходя к нам учиться после девятого класса, начали интересоваться, смогут ли они после обучения работать на Ванкоре.
Что касается идеи «больше ПТУ», то я ее не поддерживаю. Страна нуждается не в увеличении числа профессиональных учреждений, а в их модернизации.
Некоторые профессиональные учебные заведения учат одним и тем же специальностям, по одним и тем же учебным программам и планам, и при этом у них у всех очень слабая материально-техническая база. Учитывая это, я считаю, что гораздо лучше не наращивать число профессиональных учебных заведений, а объединять их в учебно-производственные комплексы.
Благодаря этому можно решить многие проблемы, повысить престиж профессионального образования, требования к набору студентов, улучшить качество обучения.
Сейчас контингент детей, приходящих учиться в техникумы и училища, крайне «тяжелый», отток студентов уже после первого курса очень большой. Когда произойдет улучшение материально-технической базы, изменится и отношение к учебе самих учащихся.
Если Россия нуждается в высококвалифицированных рабочих кадрах, то нужно создавать нормальные условия для их обучения.
Вадим Попков
Красноярский индустриально-металлургический техникум
И.о. директора
— Перекос в сторону высшего образования, конечно, есть. Многие ПТУ, которые работали в советское время, закрылись, в том числе и в Красноярском крае. И это ощущается.
Как решается проблема рабочих кадров в нашей компании? На сегодняшний день нефтяная отрасль очень высокотехнологична, например, в бурении используются практически космические технологии, и большинство наших рабочих имеют высшее образование. Оно просто необходимо для работы.
Согласен, что большинство рабочих можно готовить в ПТУ. Но для того чтобы рабочему можно было доверить высокотехнологичное оборудование, его профессиональное образование должно быть очень высокого, почти вузовского уровня.
Эту проблему мы решаем в «Ванкорнефти» и на других предприятий компании «Роснефть», сотрудничая с Институтом нефти и газа. Так, например, студент 3 курса, приходя на практику на производство должен иметь рабочую профессию, например, оператора по добыче нефти и газа, лаборанта химического анализа, слесаря-ремонтника и т.д. Когда они приходят к нам молодыми специалистами, мы берем их только на рабочие должности, на которых они работают от 1 года до 3 лет.
У нас есть, конечно, рабочие с начальным или средним профессиональным образованием, но большинство рабочего штата, порядка 75% — люди с высшим образованием. Поэтому так называемый перекос в сторону высшего образования для нашей отрасли полезен и даже необходим. Это один аспект.
Второй аспект заключается в том, что сейчас на государственном уровне нет той глобальной поддержки рабочего класса, как в советские времена. Пропаганда должна быть более мощной. Понятно, что мы в первую очередь, конечно, сконцентрированы на высшем образовании, но потребность компании в высококвалифицированных рабочих кадрах тоже существенна.
И мы делаем все, чтобы качество образования наших сотрудников было максимальным. Взаимодействием компании «Ванкорнефть» с СФУ мы очень довольны, уровень выпускаемых специалистов очень высокий.
Не считаю, что высшая школа в России дискредитировала себя. В базовых вузах страны обеспечивают образование международного уровня. Что касается негосударственных вузов, то там действительно уровень подготовки специалистов сильно страдает.
Поэтому я считаю, что бизнес должен повернуться к высшей школе лицом, и, по крайней мере, если не участвовать финансово, то обязан хотя бы приложить руку к разработке стандартов образования и подготовки специалистов. Не могу сказать, что нужно создавать больше ПТУ, но уровень подготовки рабочих неоспоримо нужно поднимать.
Сергей Мигаль
ЗАО «Ванкорнефть»
Заместитель генерального директора по кадровой политике
— Я бы сформулировала несколько иначе. Не «меньше вузов, больше ПТУ», а «больше качественных вузов».
Если мы посмотрим статистику, то из 600 ныне существующих в России вузов только порядка 80 постоянно участвуют в конкурсах Министерства образования и науки РФ, получают научные гранты, выезжают на международные конференции, совместно с потенциальными работодателями разрабатывают образовательные программы. Другими словами, развиваются, предлагая своим студентам качественную образовательную услугу.
Также вряд ли соглашусь с тезисом о «полной дискредитации высшего образования». По сути наша ситуация все больше напоминает Запад, где при приеме на работу в первую очередь смотрят — диплом какого учебного заведения получал претендент.
Постепенно в России формируется костяк вузов, дающих качественное образование. Этот процесс частью естественный, связанный с демографической ситуацией, и совпадает с политикой Минобрнауки РФ по оптимизации образовательной сети.
Евгения Туртапкина
Сибирский федеральный университет
Заместитель первого проректора
— За последние годы появилось громадное количество частных вузов. Именно за их счет произошла дискредитация системы высшего образования. Уровень обучения в таких заведениях, как правило, очень низкий, кроме того, высшее образование вообще очень отстает от экономического развития страны. Финансирование системы образования недостаточное, высшая школа в плане обучения не перевооружается, студентов в большинстве вузов учат «по старинке».
Это, к сожалению, касается и системы профессионального образования. Ведь чтобы подготовить высококвалифицированные кадры, которые будут работать на современных станках, их нужно обучать на современном оборудовании, а не на старом, которое стоит в училищах и вузах с советских времен.
Я против сокращения мест в вузах. Молодежь, которая оканчивает школу, идет учиться в институты, училища и техникумы, за время обучения ребята развиваются, становятся более конкурентоспособными на рынке труда.
Если сократить количество вузов, многие выпускники школ не поступят в учебные заведения, а реалии сегодняшнего рынка труда таковы, что никто не возьмет на работу вчерашних школьников. Ребята останутся безработными, начнет расти уровень преступности, и государство в итоге потратит гораздо больше средств. Страна должна не сокращать количество учебных заведений, а повышать уровень как высшего, так и профессионального образования.
Для того чтобы получить качественный скачок в профессиональном образовании, в эту сферу нужно вкладывать деньги. И я считаю, раз Россия стала наполовину капиталистической, раз у нас существуют частные предприятия, то почему только государство вкладывает финансы в систему образования, почему частный бизнес абсолютно бесплатно получает высококвалифицированных специалистов?
Бизнесмены тоже должны финансировать систему образования, способствовать тому, чтобы в учебных заведениях обновлялась материальная база, чтобы лекции читали преподаватели-практики, а не теоретики, делать все, чтобы уровень образования рос.
Татьяна Волоткевич
Законодательное собрание Красноярского края
Депутат, председатель комиссии по подготовке профессиональных кадров для нужд края
— Все реформы до сих пор сводились в основном к разрушению не совсем плохо работающей старой системы образования. А вопрос — почему у нас нет в достатке квалифицированных рабочих — так это вообще не в плоскости образования. Оболванили целое поколение тупым телевидением, сбили все ориентиры и ценности и захотели вдруг всех вернуть на поля и к станку... Ну-ну... ПТУ у нас в достатке! Никто уже давно просто не хочет работать.
А знаете, почему в ПТУ какое-то время назад шли учиться? Потому что там бесплатно кормили, а в некоторых и в армию можно было не ходить во время учебы. Количество вузов? Не переизбыток ли их? Да — переизбыток, и что? Да всё уже давно там в них умерло...
Никто не возьмет выпускника на работу просто за то, что тот покажет красивейший диплом. Нужны реальные специалисты. В вузах их не готовят уже тысячу лет. Всё всему соответствует! Сверхдержава с переизбытком юристов и экономистов. И так будет всегда. Ура!
Геннадий Литвинович
Бизнес-школа «Инопроф»
Директор