мнения красноярцев
08 мая 2009 года
«Раскраска» фильмов о войне - это...
— Думаю, к этому явлению можно относиться проще и спокойнее. Если существует техническая возможность сделать, например, картину «17 мгновений весны», цветной, почему не попробовать и не посмотреть, что из этого получится. Не вижу в этом какого-то насилия над вкусами и предпочтениями зрителей.
Слышал, что представители КПРФ чуть ли не в суд собрались подавать. Не готов это обсуждать, так как не знаком с юридической стороной вопроса. Но, думаю, эта проблема решается проще: не нравится цветной вариант фильма — не смотри. Например, когда я посмотрел промо, мне захотелось увидеть этот фильм в цвете. Посмотрел несколько серий. Не могу сказать, что цветная картинка вызвала какое-то отторжение или повергла в шок. Но все же черно-белый вариант нравится больше, просто мы полюбили этот фильм таким.
Что касается телевизионных каналов, которые стремятся раскраской фильмов увеличить рейтинг, это похвальное желание, и упрекать их за это нельзя. Мне кажется, никогда не надо стыдиться того, что кто-то хочет заработать больше денег. Это вполне приличная тенденция, и хорошо, если люди для этого находят легальные и публичные способы. Если есть мода на телевидении раскрашивать фильмы, почему нет. Наша воля, смотреть или нет, а ругать их за это, по меньшей мере, странно. Увидим со временем, принесет эта мода какие-то плоды или канет в небытие.
Максим Гуревич
Продюсер
— Думаю, что «раскрашивание» фильмов о войне — «17 мгновений весны» и «В бой идут одни старики» — это попытка подарить старым фильмам новую жизнь. И это положительное явление.
Раньше были видеокассеты, сейчас мы смотрим фильмы на дисках. Наука движется вперед, и старые фильмы осовремениваются. Главное, чтобы не было искажения исторических событий и памяти. Ведь в фильме «17 мгновений весны» ничего не вырезается, не вставляется, по-новому не комментируется.
Наоборот, приятно смотреть старые фильмы в цвете: лес показывают не черно-белым, а зеленым, лица актеров выглядят по-новому. Ведь многие фильмы изначально снимались в цвете, их просто показывали в черно-белом варианте, так как цветных телевизоров в стране почти не было.
Думаю, цвет популяризует старые кинокартины о войне, поскольку всегда интересно смотреть старый фильм в новом качестве. Тем более «раскраска» фильмов — это не новшество, специалисты этим занимались и раньше. Вспомните фильм «Кубанские казаки». Эта картина была снята еще до войны, раньше она была черно-белой, потом стала цветной. И фильм от этого хуже не стал, даже наоборот.
Раиса Кармазина
Государственная дума РФ
Депутат от Красноярского края
— К инициативе обновить старые фильмы о войне с помощью цвета я отношусь хорошо. На сегодняшний день у меня есть желание посмотреть старые фильмы в новом цветном варианте, проверить, насколько это получилось удачно. Думаю, «раскраской» фильма занимались не обычные мальчики и девочки, а настоящие специалисты, профессионалы, которые знают, как это нужно делать и как не нужно. Поэтому больше склоняюсь к мысли, что старые картины стали только лучше.
У людей пожилого возраста это явление вызовет, скорее, негатив. Ведь эти люди в силу возраста более консервативны, и любое новое «хорошо» для них «плохо». Они ценят воспоминания и болезненно относятся к попыткам осовременить старое.
На мой взгляд, цветной «Штирлиц» создан, скорее, для молодежи. У молодых людей это кино должно вызвать интерес, потому что сейчас люди начинают забывать, что было и как это происходило. И если это явление действительно приведет молодежь в кинотеатры на просмотр фильмов о войне, то инициатива создателей цветного «Штирлица» оправдается.
На мой взгляд, создание цветных фильмов сейчас — это точный расчет на аудиторию, попытка привлечь внимание людей к Дню Победы. Когда ты видишь этот праздник, наблюдаешь парад, ветеранов, ты начинаешь задаваться вопросами: «А что же это было? Как это было?». И обновленные цветные фильмы как нельзя лучше подходят к этому эмоциональному настроению. Считаю, они помогут популяризовать как праздник, так и старые фильмы и их создателей.
Роман Гольдман
Холдинг «Сангилен+»
Генеральный директор
— Вообще со стороны телеканалов интересный ход: взять старые фильмы и, раскрасив, попробовать придать им новую жизнь. Но, по моему мнению, эти фильмы безнадежно морально устарели. Например, «17 мгновений весны» сейчас без смеха смотреть невозможно. Фраза: «Штирлиц понял, что это провал», стала анекдотом.
Современные люди сейчас много узнали о войне другого, и отношение к этим событиям у нас совсем иное. Плюс к этому та драматургия, сценарные приемы, которые применяются в фильме, тоже безнадежно устарели. Фильмы о войне останутся в истории кинематографии, но только в качестве характерных примеров, а не живых легенд.
Второй жизни после «раскраски» фильмы не получат, потому как смотреть их уже невозможно. Знаешь наизусть сюжеты, половина актеров умерла и т.д. Второй фильм, который тоже обрел цвет, — «В бой идут одни старики» — тоже уже ни про что. Раньше в фильмах отражалось определенное специфическое эмоциональное отношение публики к войне, которого сейчас нет. Я их смотреть уже не буду, хоть раскрашены они, хоть черно-белые.
Единственно, чем можно объяснить «раскраску» фильмов, это попыткой привлечь внимание молодежи к старым кинокартинам. Создать такой пиарный бэкграунд. И молодежь на это может клюнуть. Ведь образование сейчас у нас никакое, поэтому молодые люди могут реально поверить в то, что происходящее в фильме — это правда.
Герман Москвин
Социолог
— Существует особая эстетика черно-белого кино, и она совпадает с общей эстетикой времени черно-белого кино. Есть в науке даже термин такой: «суровый стиль». В него включены ряд произведений — скульптурных, живописных, архитектурных.
И фильмы «17 мгновений весны» и «В бой идут одни старики» очень хорошо в этот стиль укладываются. Эти кинофильмы — произведения искусства ранга шедевра, и, по моему мнению, никакой особенной эстетической задачи раскрашивать эти фильмы не существует, даже наоборот. Поэтому «раскраска» этих картин — это и демонстрация могущества современной техники; и рекламная акция для привлечения внимания публики к старым фильмам; и увеличение рейтинга телеканалов.
С точки зрения эстетики это явление бессмысленно. Черно-белые цвета — это не признак какой-то дешевизны или низкой технической оснащенности кинематографа, наоборот, это одно из достоинств искусства. Снять великолепный черно-белый фильм или чудесную черно-белую фотографию — это свидетельство гораздо более высокого мастерства, чем съемка цветных фотографий и фильмов.
Никакого художественного достоинства в раскрашивании «17 мгновений весны» и «В бой идут одни старики» нет. Эти фильмы были изначально созданы черно-белыми, и идея этих фильмов была напрямую связана с цветовой гаммой пленки. Это все равно, что сейчас взять и раскрасить статую Давида Микеланджело. Давайте накрасим скульптуре ногти, позолотим кудри, и это действительно привлечет публику, но искусство здесь будет не причем.
Наталья Копцева
Сибирский федеральный университет
Декан факультета искусствоведения и культурологии