новость

Красноярцы все активнее заявляют о нарушении своих потребительских прав

На этой неделе, 7 февраля, закону «О защите прав потребителей» исполнилось 20 лет. В управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю считают, что эта дата — хороший повод для подведения итогов работы. ДЕЛА.ru в ведомстве рассказали о том, какие виды нарушений прав потребителей в регионе случаются чаще всего и какими громкими делами в этой сфере отметился 2011-й.

В Роспотребназдоре объем сделанной за год работы характеризуют как «невообразимый». В цифрах все выглядит следующим образом.

закон о защие прав потребителей«Так как наш орган — надзорный, то основным показателем для нас является прове­дение проверок. За 2011 г. их число в крае составило 3795. Это на 500 меньше, чем в 2010 г. Но при умень­шении объема проверок нарушений прав потребителей было выявлено больше — 8054», — отмечает Наталья Лохман, начальник отдела защиты прав потребителей управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю.

За год Роспотребназдор края наложил на нарушителей штрафы общей суммой в 9412,8 тыс. руб., из них на сегодня взыскано 7358 тыс. руб.

«Также наше управление занималось активной судебной защитой потребителей, — сказала Лохман. — За 2011 г. мы составили 2200 проектов исковых заявлений и выступили в судах с 300 заключениями. Хочу отметить, что кроме нас заключений по таким делам не дает никто». Решение об удовлетворении требований потребителей было принято в 269 случаях. По словам Лохман, активно работает красноярский Роспотребнадзор и защищая права неопределенного круга потребителей: таких исков за год было подано 119.

Красноярцы все активнее заявляют о нарушении своих прав. Так, за 2011 г. в управление обратились 20 607 человек: 4122 – письменно, 16 358 — в устной форме. В каких именно областях потребительские права нарушались чаще всего? Наталья Лохман поясняет, что со времени принятия закона были определены 12 основных сфер экономической деятельности, по которым управление ведет учет: торговля, общественное питание, бытовые услуги, услуги транспорта, связи, ЖКХ, долевое строительство, туристско-экскурсионные, платные медицинские услуги, кредитование и прочее.

«По торговле в 2011 г. мы приняли 7295 заявлений, по потребительскому кредитованию — 5329, транспортным услугам — 4339, ЖКХ — 1360. Претензий к долевому строительству было, казалось бы, немного – подано 101 заявление, но огромна цена вопроса», — рассказала Лохман.

Львиную долю нарушений компании — участники рынка допускали в области инфор­мации, а также во внесении в договоры условий, ущемляющих права потребителей.

Требую соблюдения прав потребителя!Какими особенностями запомнился 2011 г. сотрудникам Роспотребнадзора? «Сегодня в первую очередь стоит говорить о том, что продолжается проблема с потреби­тельским кредитованием. Порядка на рынке финансовых услуг нет до сегодняшнего дня», — отмечает Наталья Лохман.

По ее словам, красноярское управление держит эти вопросы на особом контроле и входит в первую пятерку среди управлений ведомства по России, кто уделяет проблемам нарушений в сфере финансовых услуг повышенное внимание.

«Нарушения прав потребителей у нас в крае допускаются всеми банками. У нас нет таких банков, которые сегодня не упоминались бы в устных либо письменных обращениях людей или не фигурировали в отчетах о наших плановых проверках», — отметила Лохман. В основном нарушения банки допускают по части договорных условий.

Минувший год отметился также проблемами с услугами в области авиаперевозок. «За год нашей защиты попросили более 3300 человек — клиентов обанкротившейся авиакомпании «Континент» (см. подр. «Пассажиры «Континента» не могут улететь из Красноярска»). На сегодня по делам «Континента» составлено уже 311 исковых заяв­лений, даны 53 заключения, мы выиграли для потребителей более 30 судов, — расска­зала Лохман. — Это была большая работа, проведенная совместно с Росавиацией».

Начальник отдела защиты прав потребителей особо отметила проблемы долевого строительства.

«Нас очень беспокоит положение потребителей, которые попали в неприятную ситуацию в связи с тем, что три строительных компании Красноярска — «Стройтехника», «Сибстоун» и «Красноярец плюс» — оказались банкротами (см. «Дело строителя Шапоч­кина: подробности крупнейшей строительной аферы Красноярска»). И хотя обращений со стороны дольщиков сравнительно немного, эти дела очень финансово затратны, слезообильны и остаются проблематичными», — сказала Лохман.

Что касается торговли, общественного питания и бытовых услуг, то, по словам нашего собеседника, работа по нарушениям здесь идет каждый день.

В общей рутине выделяются такие узкие области, как торговля сотовыми телефонами.

«Этот товар проблематичен по своему качеству, — отметила Лохман, — и очень часто продавцы мобильных телефонов не выполняют требований потребителей, которые в итоге обращаются к нам за помощью».

Также она сообщила о том, что в прошлом году участились обраще­ния потребителей по поводу нарушения прав при покупке товаров через интернет.

«Заказы выполняются не в полном объеме, а товары приходят не того качества, на которое рассчитывает заказчик. После получения посылки он часто не может выходить свои законные средства», — сообщила начальник отдела краевого Роспотребнадзора.

На вопрос о злостных нарушителях потребительских прав красноярцев представитель ведомства ответила так: «Черных списков у нас нет. Так же, как и белых: мы не ведем такую статистику». Какие-то компании, к которым люди предъявили претензии, по ее словам, потом исправляются, какие-то — покидают рынок.

В целом, по мнению Натальи Лохман, за 20 лет действия закона потребители стали грамотнее, что заметно даже по содержанию поступающих в управление заявлений. Отчасти осведомленность красноярцев она поставила в заслугу самому Роспотреб­надзору, который постоянно и подробно «разъясняет и потребителям, и хозяйствующим субъектам применение законодательства».

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).