В Госдуму внесен законопроект, запрещающий розничную продажу пива в не внушающих доверия местах типа ларьков и лотков. Это мера, направленная на борьбу с алкоголизмом, по мнению пивоваров, доступ к пиву не ограничит кардинально, а вот отрасли может нанести заметный ущерб.
Российские законотворцы продолжают борьбу с пивоварами
Российские законотворцы решили предпринять новую атаку на пиво. Как сообщает «Интерфакс», член фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Антон Беляков внес законопроект, запрещающий розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук и лотков.
«В свое время государство предприняло ответственный шаг, запретив продажу в киосках водки и других крепких напитков. Однако сейчас пиво и пивной алкоголизм представляют гораздо большую угрозу», — заявил А.Беляков.
«Анонимные опросы показали: 90% подростков в возрасте от 13 лет покупают пиво именно в ларьках, особенно ночных, где продавцам по большей части все равно, сколько лет покупателю, да и разглядеть из окошка палатки, особенно в ночное время суток, возраст покупателя очень тяжело», — сказал депутат.
РЕКЛАМА-МАМА отмечает, что в последние полгода депутаты основательно взялись за пивоваренную отрасль.
Подростки покупают пиво
именно в ларьках
Весной этого года депутат Валерий Драганов уже пытался ограничить доступ к пиву и другим спиртным напиткам.
Он предлагал устанавливать ограничения времени розничной продажи всех видов алкогольной продукции, включая пиво.
Сейчас регионы могут ограничивать время продажи только напитков крепостью выше 15%. Необходимость распространения ограничений на менее крепкий алкоголь, в том числе и пиво, депутат объяснял тем, что за последние 10 лет потребление пива в РФ увеличилось в 4 раза и составляет сейчас около 12 млрд. литров в год.
Это предложение не прошло, зато успешно прошла атака на пивную рекламу — сейчас не только запрещается рекламировать пиво на телевидении до 22 часов и использовать изображения людей и животных, но даже и упоминать о них. В результате рекламные ролики лишились многих ярких персонажей (см. «Кальяны без билбордов, пиво без Машенек).
Кроме того, со следующего года любителям пива придется пережить повышение цены. Минфин РФ повысил акцизы на слабоалкогольную и табачную продукцию. Наибольший рост — примерно в 3 раза к ранее утвержденным ставкам — запланирован по акцизам на пиво (см. «Вредные привычки подорожают»)
И вот новая атака на пивную отрасль, призванная решить социальную проблему, связанную с бесконтрольным употреблением пива.
Как меру борьбы с ним Союз пивоваров уже предлагал продавать пиво только после получения документального подтверждения, что покупателю уже исполнилось 18 лет, то есть по паспорту (см. «Ночной, дневной, пивной»). Ведь принятый в 2005 году закон, который запрещает продавать пиво несовершеннолетним, на деле не работает.
Ряд представителей Госдумы заявили о продержке данной инициативы и предложили или лишать организацию лицензии за нарушение, либо налагать штраф, одновременно переведя его из категории административной ответственности в уголовную. Однако пока ни одна из инициатив так не была одобрена.
По отношению к новой инициативе депутатов позиция пивоваров такова: любые запретительные меры, в том числе и запрет на продажу в ларьках, не помогут улучшить ситуацию и упорядочить торговлю пивом.
Павел Стешин:
нести отвественность должен продавец
«Нужно создать такие условия, когда продавец, который имеет непосредственный контакт с потребителем, знает, что, если он продал несовершеннолетним запрещенный товар, то наказание неотвратимо, — пояснил РЕКЛАМЕ-МАМЕ Павел Стешин, менеджер по связям с общественностью компании «Балтика» в регионе Восточная Сибирь.
— Ведь если подросток захочет пива, он купит его и в супермаркете. Пока у нас не будет законодательной базы, по которой и продавец, и хозяин торговой точки несли бы ответственность, ситуация не сдвинется с мертвой точки».
Татьяна Александрова, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО «Пивоваренный безалкогольный комбинат» (г. Зеленогорск), согласилась с необходимостью наводить порядок в продажаж пива. Но при этом отметила, что, если инициатива депутатов будет поддержана, то это сильно ударит по отрасли, так как в мелких торговых точках реализуется около 40% процентов всей продукции. «Прибыль станет меньше, ведь все зависит от реализации, — сказала она РЕКЛАМЕ-МАМЕ.
Союз пивоваров сделал попытку побороться за отрасль — пивоваренная компания «Балтика» попробовала не допустить предложенного Минфином РФ трехкратного повышения акцизов на пиво с помощью региональных властей (см. «Пивовары против 9 рублей»).
В обращениях, направленных от имени трудовых коллективов предприятий «Балтики» законодательным собраниям субъектов федерации, депутатам предлагается выступить против роста акцизов. По мнению пивоваров, такой рост приведет к тому, что они «останутся без средств к существованию».
Комитет по экономической политике Законодательного собрания Красноярского края рассмотрел такое обращение. И отказался его поддержать, сообщает «Коммерсант».
Владислав Королев: отказываться от денег неразумно
По словам депутата Владислава Королева, представлявшего обращение в комитете, серьезного повода беспокоиться о судьбе пивоваренных компаний сейчас нет.
«Последние несколько лет они демонстрировали серьезные темпы прироста, по 15-20% в год. Так что прогнозируемое ими снижение на 1,5% в 2009 году вряд ли способно серьезно повредить компании.
К тому же фактически все поступления от пивного акциза пойдут именно в региональный бюджет, и это будет серьезная прибавка к дефицитной казне. Отказываться от этих поступлений не представляется разумным шагом», — пояснил причины решения коллег господин Королев.
Учитывая размер бюджетного дефицита в Красноярском крае, трудно было ожидать от депутатов иного решения. Похоже, в борьбе с федеральными и региональными властями пивовары пока проигрывают.