Федеральные инициативы о сокращении числа компаний на авиационном рынке могут вызвать серьёзные сбои в региональных перевозках в Красноярском крае. Эксперты не исключают, что меры «по прекращению деятельности авиаперевозчиков, не способных обеспечить безопасность полётов», озвученные президентом Дмитрием Медведевым, фактически приведут к уменьшению количества авиакомпаний в России до пяти-семи.
Более того, до сих пор не ясна судьба старой авиатехники. В Минтрансе РФ считают, что устанавливать на советские лайнеры новые системы безопасности не целесообразно, а премьер-министр Владимир Путин только добавил неопределённости в данном вопросе, заявив: «то, что нельзя оборудовать, нужно снимать с рынка».
Кто будет определять, какие самолёты можно или нельзя оснащать современными системами безопасности полётов, глава правительства не уточнил. Однако красноярские авиакомпании пока не спешат приостанавливать процесс дооборудования своего парка системами раннего предупреждения приближения к поверхности земли (СРППЗ) и столкновения самолетов в воздухе (TCAS).
Старый авиапарк решено переоборудовать
Напомним, что правительство края пообещало поддержать стремления перевозчиков к тому, чтобы летать на их самолётах было безопаснее. К реализации мер планировалось приступить с середины августа. Министр промышленности и энергетики края Денис Пашков тогда сообщил, что госпредприятию «КрасАвиа» власти просто увеличат уставный капитал на нужную сумму, а остальным авиакомпаниям дадут субсидии (см. подр. «Красноярскую авиацию обезопасят деньгами налогоплательщиков»).
«Сейчас расчётами занимаются все компании, и не только в Красноярском крае, — пояснил ДЕЛА.ru первый заместитель гендиректора красноярской авиакомпании „АэроГео“ Александр Зосимов. — Стоимость данного оборудования на Ан-24 примерно составляет 8 млн руб., на самолётах более высокого класса сумма возрастает, но незначительно. Расходы достаточно высокие, однако мы, скорее всего, будем закупать оборудование. У нас сложились уже отношения с поставщиками, мы оборудование заказали.
На мой взгляд, понятие „старый самолёт“ — неправильное. Если авиапарк находится в лётной годности, то он ничем хуже не стал за 20 лет или больше. Просто в отличие от наших самолётов на западных образцах техники сведён к минимуму человеческий фактор. Если говорить про тот же ATR, то сам планер ничем, по сути, не лучше, в том числе и по надёжности, но состав электроники, авионика уменьшает влияние возможных ошибок экипажа».
Примерный объём затрат на дооборудование авиапарка края оценивался в сумму не более 450 млн руб. Для «КрасАвиа» расходы уже подсчитали. В проекте осенней корректировки краевого бюджета на 2011 г. предусмотрено увеличение уставного фонда госпредприятия на дооборудование воздушных судов в целях их приведения в соответствие требованиям федеральных авиационных правил — около 145,16 млн руб. Авиапарк компании насчитывает 59 единиц воздушных судов. В список входят в основном самолёты ещё советского производства, среди них есть Ан-2, Ан-3, Ан-24, Як-40 и Як-42.
Впрочем, только на одном дооборудовании проблемы региональной авиации могут не закончиться. Федеральные власти уже задумываются о том, чтобы установить ещё ряд условий для вхождения на рынок, которые могут оказаться невыполнимыми для красноярских авиакомпаний. Соответствующий проект постановления правительства уже направлен в Минфин и Минэкономики на согласование.
По нему выполнять перевозки на трех маршрутах и более смогут лишь авиакомпании с пятью самолетами, летать более чем в три пункта — с десятью однотипными самолетами, при этом обязательно, чтобы количество мест в этих самолетах было более пятидесяти.
Согласно реестру Росавиации, за исключением авиакомпаний «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии», все российские перевозчики имеют менее десяти однотипных самолетов, либо они эксплуатируют старые самолеты, которые выведут из эксплуатации.
При этом по подсчетам Минтранса, оборудование советской авиатехники системами безопасности нецелесообразно. Поэтому около 200 самолетов (Ту-134, Ту-154Б, Ан-26, Ан-24, Як-40, Як-42) будут выведены из эксплуатации.
Возможность списания практически всего авиапарка, работающего на местных авиалиниях в крае, в компании «КрасАвиа» пока комментировать отказались, сославшись на то, что «официально ещё ничего не решено». Руководство «КАТЭКАВИА» также не нашло времени ответить на вопросы ДЕЛА.ru.
На сегодняшний день авиапарк «КАТЭКАВИА» составляет 14 самолётов Ан-24 и 2 самолёта Ту-134. На своём официальном сайте компания обещает лишь к 2015 г. осуществить полную замену парка воздушных судов на новые самолеты типа Ан-140 и ATR-42.
«Чтобы вывести из эксплуатации такое количество самолётов, должны быть подготовлены лизинговые схемы, которые будут понятны перевозчикам, заключены договоры о поставке других лайнеров, — считает Зосимов. — А если после нового года эти самолёты просто, грубо говоря, спишут, то сложно сказать, чем это может закончиться. Ведь на линиях работают тысячи людей. Всё это создаст сложности жителям северных территорий края, которым нужно постоянное авиасообщение».
При этом Зосимов отметил, что вывод из эксплуатации советских самолётов вряд ли приведёт к полной остановке пассажирских авиаперевозок по краю. «Наверняка, ответственные лица найдут какие-то пути решения проблемы», — заключил эксперт.
В правительстве РФ тоже дали понять, что ни перед чем не остановятся, чтобы максимально обезопасить пассажирские авиаперевозки.
По словам премьер-министра Владимира Путина, «никакие соображения коммерческого характера, никакие соображения развития рынка в этой сфере деятельности не могут быть поставлены выше соображений безопасности граждан».
Впрочем, глава кабинета министров призвал при проверках на соответствие правилам авиационных перевозок не акцентировать внимание «большая компания или маленькая», и какие имеет в наличии самолёты. «Она должна иметь возможность и, безусловно, исполнять эти требования, — заявил Путин. — Исполняет эти требования — значит, может осуществлять деятельность. Не исполняет — значит, такие компании нужно закрывать».
«Все воздушные суда, которые не оборудованы современными средствами наблюдения, контроля, предупреждения, должны быть дооборудованы, а те, которые не могут быть оборудованы, должны быть с рынка изъяты, — продолжил Путин. — Это касается отечественных, не отечественных — неважно каких: у нас и не отечественных много достаточно старых машин, которые эксплуатируют, надо посмотреть на все из них».
Помимо этого, Путин поручил предоставить предложения по развитию лизинга современных воздушных судов. На проработку всех вопросов чиновникам дали время до конца сентября.
Ранее по теме на Dela.ru:
ссылка на комментарий
Константин Семенов
Первый заместитель директора авиакомпании «Таймыр» (NordStar Airlines)
Сегодня необходимо отработать механизм взаимодействия авиакомпаний и государства. Речь должна идти о схеме контроля деятельности авиакомпаний со стороны власти. В первую очередь это нужно, чтобы не допустить присутствия в этой сфере неблагонадежных перевозчиков, которые не имеют достаточного ресурса для бесперебойной деятельности и обеспечения авиационной безопасности.
Однако на данном этапе все предложения, которые поступают от властей, ограничиваются лишь запретами. На мой взгляд, нельзя просто так со всех сторон обложить участников рынка ограничениями, потому что одними запретительными мерами кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону невозможно.
Я считаю, что необходимо разработать комплекс мероприятий, целью которых станет создание всех условий для продуктивной деятельности российской авиации. Решать проблему нужно сразу по нескольким направлениям.
К примеру, есть много вопросов с обеспечением авиакомпаний новой техникой. Её ведь надо где-то приобрести, потому что отечественная авиапромышленность на данный момент не в состоянии удовлетворить растущие потребности рынка, а существующие таможенные пошлины на ввоз импортной авиатехники делают ее супердорогой и нерентабельной.
Следующий вопрос — персонал, который будет эту технику обслуживать и эксплуатировать. Сегодня почти каждая средняя и крупная компания вынуждена самостоятельно готовить кадры, начиная от техников и заканчивая пилотами и бортпроводниками.
В качестве примера можно привести количество летчиков, которые ежегодно выпускаются училищами — их число не превышает 200 человек. Фактически это средняя потребность только одной крупной авиакомпании. Средний возраст летчика сегодня — 50 лет. Получается, что обучать новые кадры мы не успеваем, а переучивать для управления новыми воздушными судами из уже действующих пилотов через несколько лет будет некого.
Государству, на мой взгляд, необходимо рассматривать вопрос о так называемой квоте для легальной работы иностранных специалистов в РФ, прежде всего, это касается пилотов. Причём установить эту норму на время, пока наша авиационная отрасль не станет способна удовлетворить существующий кадровый дефицит специалистов.
Я думаю, что только при активном содействии и контроле со стороны властей можно будет возродить российскую авиацию с ее собственной авиатехникой и кадрами.