статья

Под северной звездой

В прошлую пятницу, 20 мая, совершил свой первый рейс по маршруту Красноярск — Иркутск самолёт авиакомпании NordStar airlines. Перелёты в столицу области и обратно планируются ежедневно. Примечательно, что они будут осуществляться на абсолютно новых самолётах ATR 42-500, приобретенных компанией в конце прошлого года.
В наше время сообщение об открытии нового маршрута внутренних авиалиний — это больше, чем просто информация для потенциальных пассажиров. Появление ещё одного воздушного пути означает, пусть и небольшой, шаг к постепенному возрождению системы внутрирос­сийских перевозок, которая давно пребывает в глубоком кризисе.

ATR-42

Острый вопрос

За последние 20 лет число аэропортов в стране сократилось в разы, парк воздушных судов и аэродромная техника по большей части устарели. А такой показатель, как коэффициент авиационной подвижности — отношение количества полетов к числен­ности населения, — в Сибири и России «докатился» до одного из самых низких значений в мире.

Между тем государство с такой протяженной территорией, как наша, не может успешно развиваться без широкой сети внутренних авиасообщений. Как раз об этом шла речь на недавней пресс-конференции Дмитрия Медведева в Сколково. «Надо возрождать региональные перевозки, добиваться, чтобы в регионах появлялся свой самолетный парк, надо брать самолеты в лизинг и запускать их в эксплуатацию, — отметил президент. — Я отлично понимаю, насколько острым является этот вопрос для жителей нашей страны. Обидно из Томска, например, в Омск добираться через Москву».

Так же обидно лететь из упомянутого Томска в Красноярск с остановкой во Внуково или Домодедово: до сих пор прямых рейсов между нашими городами, разделенными при­мерно шестистами километрами, не существует. Что тут скажешь, кроме «бешеной собаке семь верст не крюк».

Авиаперевозки в Красноярском крае сталкиваются с теми же проблемами, что и во всей России. ДЕЛА.ru не раз писали об этом (см. подр. «Денис Пашков: „На баланс ОАО „Аэропорт Красноярск“ были сгружены самые тяжелые долги „КрасЭйр““ „В Красноярский край покупают самолеты не спеша“).

Тем более радует, что положение дел начинает постепенно меняться к лучшему. Растёт число авиакомпаний, осуществляющих рейсы в регионе, в ООО „Аэропорт Емельяново“ дорабатывается проект создания современного авиакомплекса, появляются новые (или возобновляются старые) воздушные маршруты — так, недавно стало известно о запуске нового рейса компании „Уральские авиалинии“, который напрямую свяжет Красноярск с Якутском — в отсутствие воздушных перевозок город оказывается буквально отрезанным от мира, когда на Лене вскрывается лед.

Понемногу увеличивается и самолетный парк: частная компания „АэроГео“ привезла в Красноярск уже два 9-местных самолёта Cessna 208B Grand Caravan. Эти неприхот­ливые в обслуживании маломестные машины будут летать в районы края, где нет большого пассажиропотока, а взлетно-посадочные полосы не приспособлены для приема более крупных воздушных судов (см. подр. „Малая авиация Красноярского края нашла себе самолет“).

Поставить бизнес на крыло

Главные надежды на активизацию рынка региональных перевозок в крае сегодня связаны с авиационным проектом группы компаний ОАО ГМК «Норильский никель» — авиакомпанией NordStar airlines. NordStar — бренд, под которым осуществляет свою деятельность норильская авиакомпания «Таймыр», собственность ГМК. Кроме того, Норникелю принадлежит и приобретенная в марте дочка «Аэрофлота» — «Нордавиа» (см. подр. «„Норильский никель“ купил себе вторую авиакомпанию»).

ОАО «Авиакомпания „Таймыр“» была основана в 2002 г. на базе государственного унитарного предприятия «Норильское авиапредприятие», продолжив богатые традиции российской северной авиации. Сегодня она обеспечивает пассажирскими, грузовыми, санитарными, научными и прочими перевозками обширные территории Таймырского полуострова, прибрежной акватории Северного Ледовитого океана, побережья Карского моря и севера Красноярского края.

Регулярные рейсы из Норильска в Москву и Красноярск самолеты NordStar начали выполнять с июня 2009 г., а в январе 2010-го было открыто регулярное пассажирское сообщение между Норильском и Сочи.

На крыло
Совершил свой первый рейс по маршруту Красноярск — Иркутск самолёт авиакомпании NordStar airlines

Еще в марте 2010 г. Лев Кузнецов и генеральный директор ОАО «ГМК „Норильский никель“» Владимир Стржалковский подписали соглашение о сотрудничестве в вопросах развития авиасообщения на территории нашего региона. Краевая администрация предложила норильской компании занять место базового перевозчика красноярского аэропорта.

«Появление на местном рынке авиаперевозок компании NordStar — это начало нового этапа практической реализации идеи транспортной доступности для населения всей Сибири, 30% которой занимает Красноярский край. Мы восстанавливаем не просто транспортное сообщение между городами Сибири — мы стимулируем развитие бизнеса на территории Сибирского федерального округа, — сказал ДЕЛА.ru Денис Пашков, министр промышленности и энергетики Красноярского края.

— А оно тесно связано с качеством и возможностью транспортного сообщения между регионами — на современной авиатехнике и по приемлемым ценам. Дальнейшее развитие должен получить аэропорт „Емельяново“, который стал базовым для авиакомпании NordStar. Мы уверены, что новый базовый авиаперевозчик в состоянии вернуть Красноярску позиции крупного пассажирского авиаузла федерального значения, привлечь крупных грузовых операторов, реализовать экспортный потенциал аэропорта».

Этап роста

С наступлением летнего сезона NordStar значительно расширяет географию своих полетов. Сейчас маршрутная сеть компании развивается по двум основным направлениям: это ближнемагистральные рейсы в Северо-Енисейск, Туруханск, Игарку, Байкит, Ванавару, а также в Иркутск, Новосибирск, Екатеринбург, Улан-Удэ, Читу, Томск, и среднемагистральные, на «Боингах», — в Анапу, Мин. Воды, Краснодар, Санкт-Петербург, Владивосток, города ближнего зарубежья. В дальнейшем «Норд Стар» планирует перевозки пассажиров во все крупные города, расположенные на юге России, Урале и в Поволжье.

Кирилл Бурый
Кирилл Бурый: наша задача — обеспечить надежное авиасообщение на территории Красноярского края и между регионами

«В жизни авиакомпании «Таймыр», которая летает под торговой маркой NordStar, наступает очень важный этап, — сказал 20 мая на пресс-конференции для журналистов, посвященной открытию иркутского рейса, директор московского филиала ОАО «Авиакомпания „Таймыр“» Кирилл Бурый. — Он обусловлен решением задач, которые ставило перед авиакомпанией руководство компании «ГМК „Норильский никель“: обеспечить надежное авиасообщение на территории Красноярского края и между регионами».

При этом компания не ставит задачу получения максимальной прибыли, поскольку одним из главных в авиационном проекте ГМК является социальный аспект. Внутренние перевозки, согласно принципиальной политике компании, осуществляются по разумным ценам, а доход, оптимизирующий бюджет, «Норд Стар» получает за счет своей чартерной программы, совершая рейсы в Египет, Грецию и Черногорию. Социальная составляющая проекта проявляется еще и в том, что авиакомпания создает в крае новые рабочие места: так, только профессию бортпроводника за последнее время освоили около ста человек.

Сергей Бузов
Сергей Бузов: мы рассматриваем расширение маршрутной сети прежде всего как меру социальной ответственности компании

«Мы рассматриваем расширение маршрутной сети прежде всего как меру социальной ответственности компании. Все рейсы будут выполняться на авиационной технике, отвечающей самым современным требованиям комфорта, экономичности и безопасности, в том числе с учетом специфики Сибири и Крайнего Севера, — отмечает заместитель Генерального директора — руководитель Блока товарно-транспортной логистики ГМК «Норильский никель» Сергей Бузов.

Что в ангаре

Обновление самолётного парка — еще один плюс для местных авиаперевозок. Недавно NordStar закупила четыре воздушных судна франко-итальянского авиаконцерна ATR. ATR-42 — это двухмоторный турбовинтовой самолет для ближних перелетов, выпускаемый с 1984 г., который может находиться в воздухе до 3,5 часов. Цифра 42 в названии означает стандартное коли­чество посадочных мест. В мире успешно эксплуатируется более 400 таких машин.

Модель ATR 42-500 имеет обновленный дизайн, более мощные двигатели, улучшенные подъемные характеристики, увеличенную скорость и дальность полета. Благодаря шестилопастным композитным пропеллерам и современным изоляционным материалам 500-й отличается пониженным уровнем шума в салоне. Компоновка салона рассчитана на 46 кресел. Вместе с тем по заказу компании все четыре самолета были специально доработаны заводом-изготовителем для эксплуатации в условиях Сибири и Крайнего Севера: на них установлены специальные шасси для посадки в северных аэропортах и увеличено багажное отделение, поскольку пассажиры удаленных территорий часто летают с большим багажом.

ATR-42-500
1. Общие с ATR72-500 кабины
2. Шестилопастные пропеллеры 586F с электронным управлением
3. Общие с ATR72-500 двигатели PW127 и системы управления
4. Хвостовое оперение из композитных материалов
5. Обновлённый интерьер
6. Обновлённые шасси, крылья и тормоза
7. Высокопроизводительная система кондиционирования
ATR

Для обслуживания новых самолетов в аэропорту «Емельяново» компанией создана собственная техническая база, где работают специалисты высокой квалификации, прошедшие подготовку в учебном центре завода-изготовителя. Собственно, и весь «крупный» парк NordStar будет базироваться в Красноярске. А это еще девять приобретенных в лизинг Boeing NG 737-800 — самых современных в линейке B-737, с цифровыми кокпитами, усовершенствованными двигателями и оборудованными салонами эконом- и бизнес-класса.

...Известно, что Северная звезда — это одно из имен звезды Полярной, с давних времен указывающей людям дорогу. Удачное название для авиакомпании, на которую будут ориентироваться те, кто в дальнейшем соберется прокладывать свой путь в сибирское небо.

Татьяна Алёшина
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Иркутская область присоединится к проектам «Енисейской Сибири» Иркутская область войдет в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь»: число инвестиций в результате превысит 4 трлн рублей.

Красноярцев зовут отметить Новый год по‑партизански Вторая волна коронавируса может накрыть красноярский рынок развлечений, который вполне себе процветал в прежние незаразные времена. Однако Новый год, есть Новый год …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»