новость

Красноярские водочные заводы пока проигрывают федеральным брендам

В прошлом году краевая казна не добрала 30 млн руб. акцизов за водку. Местные заводы попросту не смогли реализовать произведенную продукцию. Главная причина, по словам представителей красноярских водочных заводов и оптовиков, в агрессивной маркетинговой политике федеральных производителей, им принадлежит более 70% рынка.

Сборы в региональную казну в 2009 г. по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% составили 74,5 млн руб. Это на 30 млн руб. или на 28,9% меньше, чем планировалось. Главной причиной такого недобора стала проблема с реализацией. Ее объем оказался на 1 985 тыс. литров меньше, чем предполагали чиновники краевого правительства.

Красноярскую водку не смогли продать в нужных объемах
Красноярскую водку не смогли продать в нужных объемах

Так, по продукции ОАО «Ярич» в 2009 г. объем реализации не исполнен на 368 тыс. литров (4,4 млн руб. недополу­ченных акцизов). Филиалом ОАО «Байкалфарм» в Канске (ОАО «Ликеро-водочный завод «Канский») из запланиро­ванных 1500 тыс. литров было продано всего 374 тыс. литров. Неисполнение по акцизам составило 18,4 млн руб.
Завод после длительного простоя и смены собственника (см. «КЛВЗ пристроили в «хорошие руки») не смог обеспечить продвижение выпускаемой продукции в условиях высокой конкуренции на алкогольном рынке.

Неудивительно, что в начале 2010 г. краевые власти снова озаботились состоянием дел в алкогольной отрасли (см подробнее «Красноярская водка начнет новую жизнь»).

Тогда губернатор Александр Хлопонин поставил перед чиновниками и производителями четкую задачу: увеличить производства алкоголя в регионе до 1,65 млн декалитров водки в год, вследствие чего доля местной продукции на рынке должна превысить 40%. Самого Хлопонина в нашем регионе уже нет, но громадье планов осталось.

На сессии краевого парламента депутаты говорили о проблемах местных производителей алкоголя с министром промышленности Денисом Пашковым и руководителем государственного «Оптового алкогольного центра» Сергеем Трояно­вым. Было сказано, что через год ситуация в корне изменится, доля продукции красно­ярских производителей вырастет чуть ли не вдвое: задача на 2011 г. — занять 60% рынка. Напомним, сейчас продукция местных заводов занимает 27,9% краевого рынка.

Федеральные бренды могут позволить себе маркетинговые акции, недоступные для региональных производителей водки
Федеральные водочные бренды могут позволить себе маркетин­говые акции, недоступные для региональных производителей

Представители водочных заводов сообщили ДЕЛА.ru — главная причина плохой реализации водки местного производства в том, что на красноярский рынок активно вошли федеральные марки («Зеленая марка», «Пять озер» и др.) с большими объемами продукции и солидными средствами для ее продвижения. В 2009 г. они сильно потеснили местных производителей.

«В красноярских магазинах и торговых сетях в основном продают водку, которую привозят из других регионов. Доля привозного алкоголя более 70%.
Местные «разливщики» не могут предложить тех же условий продаж алкогольным оптовикам, какие предлагают феде­ральные компании, — рассказывает ДЕЛА.ru эксперт, пожелавший остаться неизвестным.

— Федералы предлагали и предлагают беспрецедентные по условиям акции, например, к 50 купленным бутылкам 10 прилагается бесплатно, или к 5 ящикам 1 один ящик бес­платно. Местным производителям розницу завоевать очень сложно, потому что такие схемы уже отработаны и налажены. По некоторым акциям каждый пятый литр шел на полки бесплатно.

Для сравнения, «Ярич» запустился не так давно и максимум что мог предложить — одну бонусную бутылку к 10 проданным. Понятно, что когда федеральные игроки отгружали «бонусы» ящиками, забивая рынок своими марками, красноярские производители оставались со складами полными продукции».

Водка из Шушенского - самый успешный из красноярских водочных брендов
В Красноярске есть успешные водочные бренды

Об этой ситуации власти знали, в декабре прошлого года в министерство промышленности и энергетики приглашались представители крупных алкогольных оптовых компаний («Аттика», «Троя» и др.), им были даны настоятельные рекомендации поддерживать местного производителя — отгружать не менее 30% местной водки из всего объема.

Однако эти предписания выполнялись не всегда. Как рассказал ДЕЛА.ru представитель крупной красноярской оптовой компании, объем отгрузки продукции федеральных игроков не уменьшился. «Местные произво­дители проигрывают федеральным производителям не по качеству продукции (продукция качественная и красноярцами узнаваема), а по маркетинговой политике, — поясняет торговый представитель.

— Акции, проводимые федеральными компаниями, идут постоянно, они выгодны торговым точкам. Продавцы, покупая водку по акциям и получая несколько бутылок бесплатно, деньги за проданные бонусные бутылки кладут себе в карман. Владелец ларька или магазинчика может даже не знать, что 10 бутылок пришло в магазин бесплатно. Кто предлагает лучшую акцию, тот занимает полки».

По оценкам эксперта, наиболее успешна из красноярских компаний на рынке «Шушенская марка». Завод придумал линейку брендов и постоянно вкладывал средства в рекламные акции, благодаря чему занимает наибольшую долю рынка из всех местных производителей. «Продукция «Ярича» и «Байкалфарма» занимает на рынке примерно по 5%, остальная часть «красноярской» доли (18-20%) принадлежит «Шушенской марке»», — уточнил представитель оптовой алкогольной компании.

Потеснить федералов, по мнению сотрудника водочного завода, удастся лишь в том случае, если краевые власти обяжут оптовиков и торговые сети реализовать регла­ментированную норму местной продукции, сделав продажу водки местного производства приоритетной. Правда непонятно, насколько такие меры законны.

Валерий Анохин: местные заводы должны вести более агрессивную маркетинговую политику
Валерий Анохин:
местные заводы должны вести более агрессивную маркетинговую политику

Директор некоммерческого партнерства «Енисейская алкогольная ассоциация» Валерий Анохин в разговоре с ДЕЛА.ru пояснил, что по программе текущего года алкогольная отрасль в виде акцизов должна принести в казну около 2,5 млрд руб., и власти сделают все возможное, чтобы запланированный объем денежных средств получить.

«С производством проблем нет, красноярские заводы могут произвести необходимое количество, но продукцию нужно разместить на рынке и продать. Для этого нужно пространство. А с этим пока проблема, — объясняет Валерий Анохин.
— Мы полагаем, что по мере вытеснения с рынка контра­фактной, нелегальной водки и спиртовых суррогатов, освобо­дим место для водки местного производства. К тому же сейчас активно влияет на рынок Роснадзоррегулирование, установлена минимальная розничная цена в 89 руб. Это тоже сыграет весомую роль в сокращении доли контра­фактной водки на рынке».

Чтобы получить заявленный объем акцизов, красноярским водочным заводам нужно произвести и продать около 1200 декалитров водки. Для этого необходимо, чтобы доля присутствия местной водки на рынке выросла минимум до 40%. Это возможно только при активной маркетинговой политики и развитии сети сбыта.

«У федеральных игроков, таких, например, как «Зеленая марка», объемы производства очень велики. Компания может позволить себе проводить акции для оптовиков на очень выгодных условиях, количеством выдавливать водку местного производства.
Понятно, что наши заводы такими денежными ресурсами не обладают.
Но мы будем ставить задачу перед заводами, чтобы они проводили рекламные компании, создавали новые бренды, вели более агрессивную маркетинговую политику, выходили на новые рынки сбыта в соседние регионы», — подчеркнул г-н Анохин.

Работа по другим регионам уже ведется. Так, например, «Ярич» намерен выводить свою продукцию на Кемеровский рынок, а «Байкалфарм» собирается везти водку в Иркутскую область и Бурятию.

Виктор Иванов
Генеральный директор ООО «Шушенская марка»

Виктор Иванов

— В последнее время в освещении проблем на алкогольном рынке в крае наблюдается несколько односторонний и необъективный подход. Возможно, по двум причинам — отсутствие полной информации, либо желание в выгодном ракурсе донести имеющуюся информацию до руководства, общественности и потребителя.

На самом деле ситуация несколько иная, чем мы читаем в информационных источниках. Говоря об алкогольном рынке края и красноярских водочных заводах, нужно учитывать, что среди них есть успешные, стабильно работающие производственные компании и новые игроки.

«Шушенская марка» даже в условиях кризиса уверенно увеличивает объёмы произ­водства, продаж и свою долю на легальном водочном рынке края. Канский филиал ОАО «Байкалфарм», Красноярский водочный завод (бывший «Ярич») пока не реали­зовали свои масштабные планы по освоению краевого розничного рынка, но это не значит, что у других что-то не получилось.

В краевых СМИ распространяется информация о том, что у местных предприятий возникает проблема с реализацией произведённой продукции. Это не совсем так.

Кроме «Шушенской марки», доля которой по итогам прошлого года составила 25% краевого легального водочного рынка, на краевом алкогольном рынке уверенно чувствуют себя известные предприятия федерального уровня, и, конечно, преуспевает нелегальный оборот. Около сорока предприятий оптовой торговли успешно насыщают рынок этим алкоголем. Пока не будет решена проблема присутствия на краевом рынке нелегального алкоголя с хорошо отлаженной сетью сбыта, говорить о резком росте доли продукции местных производителей преждевременно.

Для успешной работы на рынке нужны конкурентоспособные продукты и умение их продавать и продвигать, а так же время и деньги на формирование лояльности потребителя. Пока ставка делается только на административный ресурс, чтобы выставлять на полки водку новых местных игроков. Заставить предприятия оптовой и розничной торговли выставить водку можно, но заставить покупателя насильно потреблять любую водку пока никому не удавалось. Дополнительно к этому предпри­нимаются попытки закрепить свои позиции на краевом алкогольном рынке при помощи демпинговых цен. Однако таким способом завоевать рынок и удержать свои позиции невозможно.

Для этого есть множество других, более грамотных, профессиональных, админи­стративных и рыночных инструментов, которые можно использовать для решения задачи по увеличению доли присутствия продукции местных производителей на алкогольном рынке края. Будут ли использованы эти ресурсы, покажет время.

Что касается «Шушенской марки», то текущий год она планирует завершить ростом производства и продаж, как это было в прошлые годы. Для решения поставленных задач имеются все необходимые ресурсы и высокий потенциал.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»