Правительство Красноярского края опубликовало на своем официальном сайте проект программы развития транспортной системы до 2016 г. Власти намерены серьезно вложиться в дорожную отрасль, внедрение ГЛОНАСС, повышение безопасности дорожного движения, субсидирование пассажирских перевозок. А вот на многие масштабные проекты, такие как обновление парка речных судов и строительство метро, денег пока нет.
Общий объем финансирования программы на три года составляет 44,65 млрд руб.
Больше 30% средств — это строительство четвертого моста через Енисей и реконструкция трассы Красноярск — Железногорск.
Кроме того, в списке крупных строек — новый перрон аэропорта «Емельяново». На его реконструкцию предусмотрено 1,2 млрд руб. По планам властей, расширение нынешнего перрона необходимо для эксплуатации нового пассажирского терминала и реконструкции магистральной дорожки и участков рулежных дорожек, которые уже значительно изношены. Завершить работы планируется в 2016 г.
![Новый терминал аэропорта](/media/aeroport-krasnoyarsk-new-83790.jpg)
В новый пассажирский терминал «Емельяново» будет вложено 100 млн евро
Напомним, что обновлением аэропорта Красноярска займутся две крупные федеральные компании. «Интеррос» Владимира Потанина уже понемногу отстраивает новый грузовой терминал, а вот для «Реновы» Виктора Вексельберга вся работа над аэровокзалом еще впереди. Предполагается, что пассажирский терминал уровня обслуживания «С» площадью не менее 40 тыс. кв. м будет способен пропускать 2,25 млн пассажиров в год.
Объем инвестиций в объект составит 100 млн евро (см. подр. «Аэропорт Красноярска обновят два олигарха»).
На этом перечень мегапроектов, имеющих реальное финансирование, по сути, заканчивается. Следом за ним идет список приоритетных «для реализации в краткосрочной перспективе мероприятий», уже не обеспеченных деньгами. И он гораздо шире.
На первое место краевой минтранс поставил обновление пассажирского речного флота.
![М.Ю. Лермонтов](/media/tep-103790.jpg)
«М. Ю. Лермонтов» уходит на списание, но заменить его пока нечем
Как отмечает ведомство, со следующего года планируется вывести из эксплуатации дизель-электроход «М. Ю. Лермонтов», который курсировал между Красноярском и Игаркой. Судно уже включено в план приватизации госимущества (см. подр. «Красноярского «собрата» утонувшей «Булгарии» продадут»).
Оставшиеся на ходу теплоходы «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов» стоят в очереди на списание в 2016 г. В результате через три года в крае будут отсутствовать суда, способные выполнять перевозку пассажиров по Енисею от Красноярска до Дудинки и других населенных пунктов, расположенных вниз по течению реки, отмечается в обосновании программы. Причем ликвидация транспортного сообщения оставит ряд населенных пунктов края «в полной изолированности», предупреждает минтранс.
В связи с этим ведомство считает необходимым провести обновление пассажирского флота до 2016 г. и предлагает «с учетом ограничений краевого бюджета» три пути решения проблемы — модернизацию эксплуатируемых судов, приобретение судов на вторичном рынке или строительство новых.
Больным вопросом, тоже требующим решения в краткосрочном периоде, остается метрополитен.
Многие ждали, что власть обнадежит красноярцев планами о продолжении строительства подземки в рамках подготовки к зимней Универсиаде 2019 г. Но в программах чиновников значатся только автобусы и дороги (см. подр. «Красноярской Универсиаде посулили дороги и автобусы»).
![Метро](/media/metro5-53174.jpg)
Только на поддержание выработок в безопасном состоянии
в течение 3 лет требуется более 200 млн рублей
Ситуация с метро выглядит следующим образом. Есть проект строительства первой линии — это участок от станции «Высотная» до станции «Проспект Мира» протяженностью 8,22 км в двухпутном исчислении. Документация была утверждена еще в 1994 г.
Однако в 1998 г. правительство РФ из-за нехватки средств выделило для финансирования первый пусковой комплекс, включающий три станции — «Высотная», «Копылова» и «Вокзальная». Протяженность этой ветки — 5,04 км в двухпутном исчислении.
В 2010 г. финансирование строительства метрополитена в Красноярске из бюджета РФ было прекращено. Все станции, кроме «Высотной», законсервированы. По оценкам минтранса края, чтобы запустить в эксплуатацию первую очередь (ветка от «Высотной» до «Вокзальной»), нужно 40,6 млрд руб. в ценах 2012 г. —
сумма равноценна объемам финансирования всей программы развития транспортной отрасли на три года.
В связи с этим все, что предлагает министерство, — это хотя бы обеспечить сохранность подземных горных выработок в безопасном состоянии (проветривание, освещение, осмотр выработок, откачка воды, спуск-подъем людей на горизонт). В 2014 г. на это потребуется 50 млн руб., в 2015 и 2016 гг. — по 76,1 млн руб.: суммарно получается более 202 млн руб.
Также министерство ставит цель построить в Красноярске новый междугородний автовокзал.
С нынешним возникает масса проблем, полагают чиновники. Основная трудность — это расположение здания. Автовокзал, на котором замыкается множество маршрутов, находится практически в центре города. В результате автобусам приходится пробиваться сквозь пробки, чтобы довезти пассажиров до конечной остановки.
«В целях решения данной проблемы необходимо пересмотреть текущее расположение междугороднего автовокзала в сторону смещения его к автомобильным подходам к Красноярску и с учетом возможности объединения с другими видами транспорта», — пишет минтранс.
«Наиболее привлекательным» местом для размещения нового автовокзала министерству видится площадка вблизи строящегося путепровода на ул. Авиаторов и дворца «Арены.Север».
Появление там автовокзала обеспечит «минимальное прохождение по городу маршрутов, следующих с северного, западного, восточного и части южного направлений», считают в минтрансе.
Предполагается, что в ближайшей перспективе новое место расположения автовокзала будет включено в разрабатываемый генплан города. После чего власти займутся поиском инвесторов для строительства объекта.