Россия — третья страна в мире по числу женщин, занятых в бизнесе. Об этом сообщила на октябрьском заседании Генеральной ассамблеи ООН Екатерина Лахова, председатель Союза женщин России и зампредседателя комитета Госдумы по труду и социальной политике.
О причинах женской экспансии в традиционно мужские сферы, преимуществах и слабых сторонах женского «командования» и «нелегкой женской доле» РМ побеседовала с представительницами красноярского бизнеса.
А избы все горят
22,6% российских женщин готовы себя попробовать в роли хозяйки бизнеса (мужчин всего 18,4%)
Цифры из доклада Лаховой отчасти подтверждаются результатами другого рейтинга, трехлетней давности, который подготовила организация Global Enterpreneurship Monitor. Согласно ему Россия оказалась единственной страной мира, где женщины рвутся в бизнес больше, чем мужчины. По данным GEM, 22,6% российских женщин готовы попробовать себя в роли хозяйки бизнеса (мужчин всего 18,4%).
Причины подобного рвения исследователи видят в том, что российские женщины имеют высокий уровень образования, квалификации и социальных связей, но при этом ограниченную возможность проявить себя в работе по специальности. Да и зарплаты российских женщин в среднем по-прежнему, как и в советские времена, ниже мужских. Отсюда и попытка искать себя в бизнесе, тем более что часто это соответствует внутренним личностным устремлениям.
Наталья Дьячук: каждая будущая «деловая дама» должна четко
ответить на вопрос, надо ли ей все это?
Наталья Дьячук, генеральный директор компаний «КАД-рекрутинг» и «Харизма Красноярск»: «В нашей стране принято с детства внушать и говорить о том, что предпринимательство — это хорошо, что лучше работать на себя, чем на „чужого дядю“ и т.д., поэтому очень многие мечтают о собственном бизнесе, а не о какой-то стабильной работе в качестве наемного специалиста. И дамы в том числе, так как русские отличаются особой активностью и „неуспокоенностью“.
Через собственный бизнес женщине легче реализовать свои способности и амбиции, ведь ей нужно будет доказывать свои возможности гораздо меньшему количеству людей, не потребуется тратить попусту свою энергию. Например, как минимум, коллектив она может подобрать именно „свой и под себя“ и сразу начать путь к успеху. Мне это всегда помогало».
В своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи ООН г-жа Лахова помимо прочего упомянула, что вопросы демографии в России решаются на уровне вопросов национальной безопасности. Однако, к примеру, нехватка детских садов сводит на нет провозглашаемые государством демографические приоритеты. Вот и еще одна причина женского «хождения в бизнес»: в России не существует надежной системы социальной защиты женщин. Многим приходится рассчитывать только на себя…
«Прямо скажу — неожиданная для меня новость о лидирующих позициях России в мировом женском бизнесе, — говорит Ирина Долгушина, генеральный директор ООО «ТВ-Енисей». — Но счетоводам виднее. Даже если это так, то спасибо россиянам мужского пола: на дороге не пропустят, дверь не откроют, шубку не подадут, но легко благословят на трудовые подвиги. Шучу, конечно. Умных, сильных, ответственных, надежных и креативных мужчин в России ничуть не меньше, чем в других развитых странах мира. Просто такого же уровня женщин у нас больше, чем в Европе, США, Австралии, Японии…
Елена Булатова: русской женщине часто приходится брать на себя обязанности мужчин
Российская действительность заставляет наших женщин, в отличие от иностранок, прилагать гораздо больше усилий для обеспечения достойного уровня жизни своим детям, своей семье, своим мужчинам, себе, наконец. Причем это вековая традиция: „Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…“. А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят…».
Похожую точку зрения разделяет и Елена Булатова, директор туристической компании «Простор»: «В России женщины всегда были сильные… Исторически так складывалось, что русской женщине часто приходилось брать на себя обязанности мужчин, нести ответственность за семью. Может, просто потому, что мужчин было всегда меньше — войны, революции и т.п., не считая пьянства, несчастных случаев и других напастей. Поэтому совсем не удивительно, что в России так много бизнесвумен».
Замужем за бизнесом
Если присмотреться, в мире, где правят мужчины, женские возможности в бизнесе не так уж и велики. При наличии денег решительная особа «с нуля» может открыть кафе, салон красоты, химчистку, детский сад, рекламную студию… Но авторынок, финансовый и строительный бизнес, производство, крупные торговые сети — занятия традиционно «мужского рода». Эта ситуация меняется, когда в нее вмешиваются… Кто же еще, мужчины, конечно. «По моим наблюдениям, практически за каждой собственницей бизнеса стоит мужчина, и чем он сильнее, тем легче „женская доля“», — говорит Наталья Дьячук.
Действительно, значительная часть как российских, так и мировых «женских бизнесов» — продолжения начатого мужем-бизнесменом или богатым отцом. И бывают эти продолжения как неудачными, так и очень успешными.
Трудно ли быть бизнесвумен? И да, и нет. Наталья Дьячук отмечает: «Каждая будущая деловая дама должна четко ответить себе на вопрос — надо ли ей все это? Потому что до первых заработанных денег не близкий путь и далеко не легкий, даже не в смысле физических затрат, а именно эмоциональных. Ощущения дебитора чего только стоят…
Однако самая важная сложность для женщины — это совмещение семьи и карьеры. Постоянно нужно заботиться о том, чтобы этот баланс был сохранен. Мужчина может полностью себя посветить бизнесу и карьере, женщина — нет, поэтому нагрузка на ее психику возрастает.
Значительная часть «женских бизнесов» - продолжение дела, начатого мужем или отцом
А во всем остальном я не думаю, что женщине в бизнесе намного сложней, чем мужчинам. Иногда даже наоборот. В общем, деловой дамой быть легко. И иногда даже очень приятно, особенно когда все счета оплачены».
«И удача, и успех, и проблемы не имеют половых предпочтений, — говорит Ирина Долгушина. — А для женщин все равно главное — лишь бы человек был хороший рядом, и в бизнесе тоже».
«Легко в бизнесе не бывает никогда и никому — мужчина вы или женщина, не важно. Любая работа требует от человека отдачи, определенных усилий, ответственности. И, кстати, не только в бизнесе», — резюмирует Елена Булатова.
У офисного очага
Лет семь назад американская консалтинговая компания Catalyst проводила исследование зависимости финансового успеха фирм от количества работающих в их руководстве женщин. В результате выяснилось, что в компаниях с женщинами-начальницами уровень рентабельности и совокупный доход акционеров оказались на 35% выше, чем в фирмах под исключительно мужским руководством. Кроме того, в ежегодном рейтинге успешности бизнес-журнала Fortune за 2003 г. все 500 компаний-лидеров имели, по крайней мере, одного директора-женщину.
Знают ли женщины какой-нибудь секрет? Возможно, одним из факторов успеха компаний под женским руководством является правильное использование гендерных особенностей. Известно, что, несмотря на равенство в общем уровне интеллекта, мужчины и женщины обладают различными генетически обусловленными ментальными качествами (об этом пишет rb.ru по материалам Forbes и The Times).
По сравнению с мужчинами женщины отличаются большими способностью к сопереживанию и эмоциональностью. «Социальный интеллект» женщин позволяет им лучше «читать по лицам» и интерпретировать мимику, подстраиваться под собеседника и прогнозировать его поведение. Поэтому часто переговоры, которые ведут женщины, оказываются более успешными.
«Женщина действительно зачастую принимает более верные стратегические решения, и помогает ей в этом природная интуиция и хорошее понимание психологии сотрудников, — полагает главный редактор журнала «Финансовый директор» Татьяна Ищенко, — Преимущество женщины в том, что она понимает, из каких деталей состоит процесс, она работает более тщательно и ей есть дело до мелочей».
Женщине легче выполнять сразу несколько дел одновременно, а женский мозг за определенный промежуток времени обрабатывает в два раза больше слов, чем мужской — так что в обсуждении, которое затрагивает несколько тем сразу, женщине ориентироваться проще.
В конфликтной ситуации у мужчин повышается уровень тестостерона, что приводит к проявлениям агрессии. У женщин, напротив, происходит выброс гормона окситоксина, и они пытаются сгладить ситуацию и прийти к компромиссу.
«Женщина в бизнесе более аккуратная, осторожная, реже идет на риск, в отличие от мужчин, которые по своей сути более азартны, — говорит Елена Булатова. — Может, иногда это и плохо, в жестоком мире бизнеса нужно уметь рисковать, но я как женщина придерживаюсь другой точки зрения, в моем понимании риск — это крайняя мера, а значит, осторожность — это совсем не слабая сторона».
Гендерные особенности помогают бизнес-леди успешнее вести переговоры
«Женщина не склонна к быстрым и необдуманным решениям, поскольку ее главной ценностью является сохранение накопленного, сохранение семьи, домашнего очага, и в этом смысле компания для нее — это такой же домашний очаг, — цитирует RBC Daily слова заместителя гендиректора УК «НИКойл» Натальи Плугарь.
— Женщины менее склонны к риску, чем мужчины, они более основательно и детально подходят к выполнению своих задач. В этом смысле очень эффективным будет разделение ролей в бизнесе. Там, где нужны риск, быстрота, продвижение чего-то нового — там лучше всего справятся мужчины. А если есть время для принятия решения, тогда более эффективно будет работать именно женщина, поскольку она уделяет гораздо больше внимания деталям».
Но даже и в тех компаниях, где топ-руководство осуществляет мужчина, «золотая середина» — основной менеджмент — часто отдана на откуп женщинам. Так что в значительной мере как российский, так и западный бизнес пребывает в женских руках.
***
…На этой неделе Дмитрий Медведев предложил назначить на пост губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Наталью Комарову, депутата Госдумы и председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию. Депутат Комарова станет вторым после Валентины Матвиенко губернатором в истории России.
В стране, где подобному противится сама грамматика — «мужские» существительные «политик», «министр», «губернатор», «президент» не имеют парных соответствий женского рода, — это скорее исключение из правил, даже, несмотря на то, что три ключевых министерства в правительстве сегодня возглавляют женщины. А вот в бизнесе для предприимчивых и уверенных в себе дочерей Венеры, несмотря на все трудности, риски и ограничения, возможностей много.
Борис Хасан, доктор психологических наук, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО:
— Честно говоря, я не очень доверяю всяким рейтингам и у меня всегда большие сомнения относительно тех методов, которыми пользуются при определении, например, того, что такое бизнес.
Тем не менее, готов согласиться, что выход женщин в область менеджмента, а затем и в статусы собственников-хозяев бизнеса, действительно происходит стремительно.
Причин как всегда довольно много, и среди них серьезные трансформации рынка труда в связи с освобождением женщин в развитых странах от рутинных домашних занятий. Одновременно происходит существенное снижение востребованности так называемых маскулинных (гендерно мужских) качеств.
Они просто перестают воспитываться. Говоря иными словами, мы вообще переживаем сильную тенденцию к размыванию, прежде всего, именно маскулиннных характеристик в общественно-экономической и политической жизни.
Отмечу еще и существенную гуманитаризацию рынка труда. Он трансформируется от производств перерабатывающего и продуктного типа к производствам услуг. А этот последний вид товара имеет сильную фемининную гендерную составляющую: женщины к такого вида рыночным отношениям ментально более расположены.
К социально-психологическим причинам можно отнести то обстоятельство, что в общественном сознании все более минимизируются такие барьеры, как традиционные представления о гендерных ролях. Как только стали открываться возможности, этот сдерживавшийся до сравнительно недавнего времени женский потенциал начал занимать освобождающиеся места. И в силу некоторых указанных выше причин оказывается более конкурентоспособен.
Ну и, наконец, такая занятная гипотеза, согласно которой женская ментальность вообще заточена именно на такой специфический способ управления, как манипуляции (т.е. воздействие со скрытыми целями), в то время как мужской менталитет более ориентирован на способы открытого руководства. В конкуренции между этими стратегиями в современной ситуации первая оказывается предпочтительней.
Татьяна АЛЕШИНА
РЕКЛАМА-МАМА