статья

Социалка: мировой интерес

Социальная ответственность бизнеса все чаще оказывается выгодна компаниям, уделяющим внимание этому аспекту деятельности.

Сколько бы ни велось разговоров по поводу того, насколько важно бизнесу быть социально ответственным, однако единого мнения о том, что же это вообще такое – социальная ответственность бизнеса – до сих пор не существует.

Норильский никель, социальная ответственность бизнесаКто-то уверен: если компания добросовестно выполняет свои обязательства перед работниками, партнерами и государством — вовремя и полностью выплачивает белую зарплату, отчисляет налоги, старается сохранить рабочие места, обеспечивает нормаль­ные условия труда — этого уже вполне достаточно, чтобы предприятие могло считаться социально ответственным.

Согласно другой точке зрения, для современной компании этих мер маловато — кроме перечисленного социальная ответственность должна включать и природоохранные мероприятия, и дополнительные социальные гарантии сотрудникам, и взаимодействие с регионом, где работает предприятие…

Впрочем, такие разногласия характерны исключительно для российского бизнеса. За рубежом необходимость подобной деятельности признали давно: крупные компании публикуют социальные отчеты начиная с 60-70-х гг. ХХ века. В России такая практика появилась лишь с началом нового тысячелетия. Да и то пока не стала общепринятой.

«Пионером» в этом плане стал ГМК «Норильский никель»: первый социальный отчет компания выпустила в 2005-м – по итогам 2003-2004 гг. И, по сути, он сразу же обозначил позицию «Норникеля» в споре о социальной ответственности: в отчете содержалась информация не только о «внутренних» мероприятиях ГМК, но и о сотрудничестве с регионом. В дальнейшем компания корректировала те разделы информации, представ­ляемые в отчете, интерес к которым со стороны общества был особенно высок.

«Мы в своем понимании исходим из триединой задачи, которую видит перед собой социально ответственная компания.

Первое: быть экономически ответственной — это в первую очередь создание конкурентоспособных рабочих мест, выплата налогов.

Второе — экологическая составляющая: для компании «Норильский никель» она имеет принципиальное значение, потому что металлургическое производство изначально не может быть чистым и безвредным.

И третья составляющая — социальная. Это, прежде всего, внимательное отношение к работникам, создание безопасных условий труда. «Норильский никель» кроме конкурентной заработной платы предоставляет реально большой социальный пакет, об этом сказано в новом коллективном договоре», — отметила на состоявшемся в декабре мероприятии «Социальная ответственность бизнеса: Россия и лучшие мировые практики» Елена Долгих, заместитель начальника отдела социального мониторинга и анализа «Норильского никеля».

К слову, «НН» — одна из немногих компаний, где вообще используется практика заключения коллективных договоров. Как рассказала в ходе обсуждения начальник управления правового департамента ГМК «Норильский никель» Тамара Сироткина, сейчас коллективные договоры со своими сотрудниками заключают всего 6% российских предприятий, причем в основном это крупные компании.

Елена Долгих и Тамара СироткинаМежду тем в наше время одним из ключевых мировых трендов становится социальная ответственность, основанная на партнерских отношениях работодателя и работников, их открытый диалог.

«Чем больше мы пытались соответствовать в этих диалогах международным стандартам, тем точнее определялись, что для крупной производственной горно-металлургической компании больше всего подходит стандарт Руководства по отчетности в области устойчивого развития — так называемый GRI 3.1, где есть показатели, касающиеся экономической деятельности, экологической и социальной», — говорит Елена Долгих.

Сейчас при составлении отчетов компания использует 100% основных показателей этого стандарта и 85% дополнительных. Понятно, что такой документ вызывает живой интерес не только у сотрудников и российских партнеров ГМК, но и у зарубежных инвесторов —ведь, чтобы планировать свою деятельность, им особенно важно располагать достоверной информацией о компании.

В последнее время интерес со стороны западных инвесторов к ГМК особенно возрос. Неудивительно: ведь в сфере социальной ответственности «Норильский никель», что называется, задает тон российскому бизнес-сообществу.

Речь идет и об ответственности перед населением территорий присутствия компании, не только перед ее работниками, но и перед членами их семей, а также бывшими сотрудниками.

Так, заслуживает особого внимания Соглашение, заключенное между Минрегионразвития РФ, Красноярским краем, Норильском и ГМК «Норильский никель», в рамках которого в течение 10 лет из Норильского промрайона предполагается переселить на материк 11 265 семей. Из 18,1 млрд руб., направляемых на эти цели, 8,3 млрд руб. – средства «Норни­келя». (см. «Норильский никель» продолжает программу переселения северян»).

Действует в компании и ряд пенсионных корпоративных программ; выделяются дополнительные средства на социальные гарантии сотрудникам. К примеру, ежегодно на укрепление здоровья работников «НН» и членов их семей идет в среднем 3,5 млрд руб.

А такие составляющие, как экономическая и экологическая ответственность, приобре­тают значимость уже не только в пределах компании или района, но и в масштабах целого региона и всей страны.

По результатам прошлого года «Норильский никель» стал крупнейшим налогоплатель­щиком края, перечислив более 100 млрд руб. в бюджеты всех уровней. Особое внимание уделяется и программе модернизации производства – об этом ДЕЛА.ru рассказывали уже не раз (см., в частности, «Норникель» будет утилизировать серу на 95%»).

Социальная отвтственность бизнеса, Норильский никельОб этих и других социально значимых мероприятиях «Норильского никеля», по призна­нию руководителей компании, за рубежом до недавнего времени было известно не так много. Для того чтобы познакомить иностранных коллег с этим аспектом своей деятель­ности, ГМК — также первым из российский компаний — провел в декабре роуд-шоу, посвященное вопросам устойчивого развития, для представителей западного инвести­ционного сообщества (см. «Норникель» провел роуд-шоу по вопросам устойчивого развития»).

Успехи, достигнутые в этой области, впечатлили зарубежных партнеров. Ведь, как отмечают в компании, существует прямая связь между бизнес-репутацией и реальным рыночным успехом, рыночной эффективностью.

При этом речь идет не только о подписании контрактов (а результатом роуд-шоу стало в том числе и заключение ряда договоров между «НН» и крупными европейскими компа­ниями), но и о возможных вложениях со стороны западных инвесторов. Ведь социальная ответственность означает одновременно и надежность предприятия, и работу его в соответствии с международными стандартами.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).