В России стартует новая антиалкогольная кампания.
30 декабря Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому с 2010 года вступает в силу «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации».
Документ с длинным названием рассчитан на долгий срок — до 2020 года — и предусматривает, что потребление крепких спиртных напитков в стране за десятилетие сократится более чем в два раза.
Под сороковым градусом
Совещания на антиалкогольные темы велись в правительстве еще летом. По их результатам и был составлен 12-страничный документ, в котором затронута история алкоголизации России и намечены пути ее преодоления. Авторами Концепции стали специалисты из Министерства здравоохранения и социального развития, а также особого ведомства — Росалкогольрегулирования.
До 1917 года, говорится в Концепции, потребление чистого спирта составляло 0,83 л на душу населения, что было едва ли не самым низким показателем в Европе. Резкое увеличение объемов выпиваемой водки пришлось на середину 70-х гг. прошлого века, в результате чего к 90-м Россия употребляла уже по 5,4 л на человека.
Дальше — хуже. За полтора десятка лет, к 2008-му, показатель достиг уже 10 л спирта на каждого жителя России, включая новорожденных, а если приплюсовать к ним мутные реки домашнего самогона, то получатся и вовсе немыслимые 18 л.
Между тем, написано в документе, согласно расчетам экспертов ВОЗ, каждый литр свыше 8 на душу населения в год сокращает жизнь мужчин в стране на 11 месяцев, а женщин — на 4 месяца. Нетрудно посчитать, что у российских мужчин водка отнимает около девяти лет жизни, а у женщин — более трех.
Жертвами алкоголизма становятся примерно 100 тыс. пьющих граждан в год: 23 тыс. травятся алкогольными суррогатами, более 75 тыс. умирают от болезней, связанных со злоупотреблением спиртными напитками. Всего же в России около 2 млн «официальных» алкоголиков, а уж сколько неофициальных, не посещавших нарколога, — одному Бахусу известно. При этом более половины потребляемых у нас напитков приходится именно на водку и ликеро-водочные изделия.
Авторы Концепции особо отмечают, что страшен не только сам алкоголизм, но и его последствия: преступления, совершенные «на пьяную голову». Действительно, устраивать пьяные дебоши повсюду, начиная от собственных квартир и кончая самолетами международных линий, уже фактически стало русской национальной традицией.
Давай за…вяжем, старина
Все, что касается описания текущей ситуации, в антиалкогольном документе звучит очень убедительно. Но убедительность теряется, когда Концепция переходит к перечислению вытрезвляющих мероприятий. Например, обещает туманное «переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни».
Какие же меры, по мнению чиновников, помогут наполовину перекрыть водочный поток?
Ужесточаются требования к продаже алкоголя
Во-первых, ужесточение требований к продаже алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольной. Уже сейчас начало действовать положение Концепции об установлении минимальной розничной цены на алкоголь: с 1 января в России запрещено продавать водку дешевле, чем по 89 руб. за пол-литра. Будут увеличены акцизы, что приведет к росту цен на «горячительное». Совсем скоро вступят в силу правила, согласно которым алкогольные напитки разрешат продавать только с 11 утра до 9 вечера.
Во-вторых, усиление административной и появление уголовной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции и продажу спиртных напитков несовершеннолетним.
В-третьих, сокращение или полный запрет на рекламу алкоголя, в том числе скрытую. Видимо, киногерои поголовно бросят пить (а любимая группа премьера — петь «Давай за…»). Введут запрет и на этикетки для алкогольных напитков, в которых содержится информация о якобы полезных для здоровья биодобавках. Ограничат проведение пивных и винных фестивалей.
Зато начнется пропаганда ценностей здорового образа жизни. Буквально на днях Путин обязал Минздравсоцразвития выделить на антиалкогольные и антитабачные рекламные кампании 350 млн руб. Населению будут предложены «новые виды отдыха и досуга» (интересно, кто-нибудь их уже придумал, или это опять об игре в городки?), которые исключают традицию употребления спиртных напитков. Антиалкогольная агитация усилится и в «местах работы граждан». Возникнут специализированные общественные движения, общества и клубы.
Продвигать алкогольную продукцию станет сложнее
Явных и скрытых алкоголиков будут своевременно лечить. Повысится качество и доступность медицинской наркологической помощи: запланировано создание реабилитационных и психологических центров по профилактике алкоголизма, центров подготовки психологов. Конкретные программы будут разрабатываться «с учетом специфики каждого региона».
«Конечно, антиалкогольная концепция — это хорошее дело, любые меры в этом направлении имеют огромную важность, — комментирует правительственный документ Евгений Абакумов, психиатр-нарколог высшей категории, заместитель главврача Красноярского краевого наркологического диспансера №1. — Но проблема в том, что концепцию нужно еще и реализовать. Возможно ли такое? Остановимся на отдельных моментах.
Вот, например, организация в СМИ антиалкогольной кампании, пропаганда здорового образа жизни. Да, это отлично, но стоит огромных денег. Ведь пропаганда — не только рекламные ролики, но и солидная материальная база, кружки, секции, которых сейчас просто нет или за посещение которых нужно платить приличные суммы. Хорошо, если удастся действительно создать такую базу.
Идем дальше. „Включить профилактику употребления алкоголя в общеобразовательные программы“ — тоже неплохо, но где взять специалистов, готовых вести эту работу в школах? Я за свою долгую практику не встречал ни одного, кто мог бы этим заниматься. Оказание наркологической помощи? Но лица, которые за ней обращаются, — это узкая специфическая аудитория, в то время как пьянство наблюдается в самых широких слоях населения, обычные люди очень много пьют и в праздники, и в будни».
В перечне мер Евгений Абакумов выделяет главные: «Запрет рекламы алкоголя и ограничение его продаж по трем категориям — время, место и цена — это действенные способы борьбы с алкоголизмом, которые помогут заметно снизить уровень употребления спиртных напитков. Вот, к примеру, точка зрения одного моего молодого пациента: „Что поделаешь, в России все пили, пьют и будут пить“. Я считаю, это не что иное как последствия скрытой рекламы. Подобные стереотипы должны быть исключены из сознания людей. Но ведь это неимоверно сложная задача!
А вот что касается суррогатов… Алкоголизм с ними никак не связан, люди травят себя и вполне легальными алкогольными, и не только алкогольными, напитками».
Желаемое и действительное
Антиалкогольная концепция правительства рассчитана на два этапа. Первый, с 2010 по 2012 гг., уйдет на формирование базы — правовой, организационной, финансовой — для «наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций». Начнется осуществление основных мероприятий Концепции, и в результате уже на первом этапе население сократит некультурное питие на 15 % и перейдет с «беленькой» на напитки иных цветов и градусов.
По концепции правительства к 2020 году выпивать будут на 55% меньше
На втором этапе, с 2013 по 2020 гг., все меры и программы начнут действовать в полную силу. В результате к 2020 г. водки в стране должны будут выпивать на 55 % меньше.
«Цифры, заложенные в концепцию, конечно, волюнтаристские, нереальные, — цитирует «Время новостей» слова главы Центра исследований Федерального и регионального рынка алкоголя Вадима Дробиза. — Но это совершенно неважно. Это ориентиры».
Подобное мнение разделяет Дарья Халтурина, сопредседатель Российской коалиции по контролю за алкоголем, пишет «Газета.ру»: «Поскольку крайне сложно точно подсчитать объемы потребления алкоголя в России, нельзя и гарантировать 55%-ного его снижения за десять лет». Однако, считает Халтурина, добиться существенного снижения употребления крепких спиртных напитков вполне реально.
Новую антиалкогольную политику поддерживают и легальные производители «огненной воды». Начальник департамента информации Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Дибров сообщил порталу «Газета.ру», что одобряет решение правительства: «Нам проще продать одну бутылку за 200 руб., чем две за 100 — оборот будет такой же, зато затраты на продвижение ниже». И продолжает: «Мы надеемся, что Концепция приведет к сокращению потребления алкоголя в первую очередь за счет снижения доли нелегального рынка».
Производители алкоголя в Красноярске тоже настроены оптимистично. Валерий Анохин, председатель Енисейской алкогольной ассоциации, сообщил «РМ»: «Мне кажется, антиалкогольная концепция выполнима. Самое главное, что программа разбита на периоды, правительство не рубит с плеча. Одним из важнейших первых шагов я считаю увеличение цены на водку, которая заметно понизилась за последние 15–20 лет.
Кстати, в Красноярском крае эту меру борьбы с употреблением крепкого алкоголя начали применять еще с 2006 г., а сегодня минимальная розничная цена на пол-литра водки у нас составляет 108 руб. Могу сказать, что уже в 2009 г., по нашим данным, употребление водки в крае снизилось по сравнению с 2008-м, зато выросло употребление вина и пива, что предусмотрено и в рамках Концепции».
«Считаю очень важным, что программа правительства ориентирована в первую очередь на молодое население, — продолжает Валерий Анохин. — Могу отметить, что и в этой области в Красноярске уже прописана долгосрочная целевая программа комплексных мер, направленных на борьбу с наркоманией, пьянством и алкоголизмом среди молодежи, которая будет действовать в 2010 — 2012 гг. На ее выполнение выделены около 90 млн руб., а в мероприятиях примут участие около 240 тыс. представителей молодого населения края от 11 до 20 лет».
Валерий Анохин отметил также еще одно значимое положение Концепции: «Среди самых существенных предложений правительства — решение о жесткой борьбе с контрафактной продукцией».
Нелегальное производство составляет 45 %
рынка продукции
с этиловым спиртом
Многие эксперты сходятся в том, что как раз ликвидировать нелегальный рынок будет сложнее всего. С этой проблемой ничего не могут поделать даже в таких странах с жестким контролем за употреблением алкоголя, как Норвегия. Что уж тогда говорить о России, где нелегальное производство составляет сегодня 45 % всего рынка продукции с этиловым спиртом и вдобавок сосредоточено в основном в северокавказских республиках…
Однако проблема отрезвления России заключается не только в том, что государству придется разбираться с высококоррумпированным алкогольным бизнесом. Алкоголизм, как известно, напрямую связан с уровнем жизни населения.
«75 млн россиян — это нормальные люди, употребляющие не более 11 л алкоголя в год, — считает Вадим Дробиз. — Они вполне могут сократить потребление на один-два литра. Но есть еще 25 млн человек с доходами менее 5 тыс. руб. в месяц. Это те люди, которые пьют суррогат, нелегальную водку — до 40 л абсолютного алкоголя в год. Добиться, чтобы эти люди снизили уровень потребления, очень трудно.
Боюсь, что в эту группу будет существенный приток, так как в течение десяти лет преодолеть кризис не удастся, экономическая ситуация для малоимущих и малообеспеченных вряд ли улучшится.
…На 80 % успех или неудача этой антиалкогольной кампании будет зависеть от социально-экономической политики правительства, уровня доходов и качества жизни населения».
Аналогичной точки зрения придерживается Антон Данилов-Данильян — глава экспертного совета «Деловой России», цитирует «Газета.ру»: «Без достойного уровня жизни россиян и приемлемых условий ведения бизнеса антиалкогольная программа правительства также будет пробуксовывать».
А уж улучшение уровня российской жизни, да еще и в современной ситуации, — это совсем из области фантастики…
Попытка номер пять
Укротить зеленого змия в России пытались неоднократно.
1. В августе 1914 г., в самом начале Первой мировой войны, указом императора Николая II в стране был введен сухой закон, запретивший производство водки; крепкие напитки продавали только в ресторанах. Поначалу это была мера, сопутствующая мобилизации, но вскоре запрет был продлен на все военное время. Царское правительство не испугала даже потеря ежегодных 750 млн руб. прибыли в казну.
Сухой закон тогда принес реальные результаты — потребление спирта на душу населения снизилось в 10 раз (и только в 60-е достигло уровня 1913 г.). Большевики вначале продолжили «царское дело». Однако в 1923 г. производство алкогольных напитков в стране возобновилось.
2. В 1958-м начали действовать ограничения по продаже спиртного: торговать водкой запретили на вокзалах, в аэропортах, вблизи от промышленных предприятий, учебных и детских учреждений, больниц, в местах массового отдыха граждан. В народе эти меры назвали «полусухим законом».
3. В 1972 г. вышел приказ о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Было сокращено общее производство крепкого алкоголя, повышены цены на него, расширен выпуск виноградного вина и пива. Торговля спиртным ограничивалась по времени — с 11 до 19 часов, водку перестали продавать в «мерзавчиках».
В кино запретили показывать сцены употребления спиртных напитков. Была организована беспрецедентная система принудительного лечения от алкоголизма: лечебно-трудовые профилактории. Кстати, и сегодня главный санитарный врач Онищенко ратует за восстановление ЛТП: пусть современные алкоголики принудительно строят капитализм.
4. 1985–1987 гг. известны как горбачевско-лигачевская антиалкогольная кампания. Сразу после принятия постановлений ЦК КПСС и Совмина в мае 1985-го в стране началась массовая вырубка виноградников. Заметно сократилось число магазинов, торгующих водкой, а время ее продаж ограничили с 14 до 19 часов. Принятые меры породили сотни анекдотов и лозунгов в духе «От безалкогольной свадьбы — к непорочному зачатию», но с алкоголизмом не покончили.
Тем не менее, согласно опросу ВЦИОМ 2005 г., более 50 % жителей страны высказалось за проведение новой антиалкогольной кампании.
И вот ее время настало. Пятая по счету «реформа» обещает быть самой постепенной и взвешенной из всех. Но удастся ли масштабным по размаху мероприятиям новой кампании повлиять на распространенное мнение, что «от Москвы и до Находки с водкой лучше, чем без водки»? Пересчитаем бутылки в 2020-м.
Татьяна АЛЕШИНА
ДЕЛА.ru