Оправдываются прогнозы экспертов об увеличении спроса на новогодние путевки. Практически все рейсы из Красноярска уже проданы. Еще летом из-за «кризисных настроений» загодя путевки народ старался не брать. Сегодня красноярцы бронируют себе места уже на февраль.
Новый год продан на корню
Зимние продажи показывают, что туристический бизнес может скоро забыть о кризисе
Когда федеральные эксперты прогнозировали увеличение количества желающих отправиться на Новый год в путешествие, они вряд ли думали, что еще за два месяца до праздников народ начнет скупать путевки как горячие пирожки.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин не так давно был очень осторожен в оценках и говорил о том, что россияне действительно раскупают новогодние туры лучше, чем в 2008 году, однако, если ранее путевки заказывались за две-три недели, теперь покупаются буквально накануне, и предсказать объемы продаж новогодних путевок он не берется.
Сейчас уже можно с уверенностью говорить, что «кризисные настроения» больше не властны над теми красноярцами, кто хочет провести свой новогодний отдых за границей.
Елена Булатова: популярность Юго-Восточной Азии стабильна
«Первые новогодние недели всегда пользуются спросом, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ директор туристической компании «Простор» Елена Булатова. — Все рейсы из Красноярска проданы. Из Москвы места еще есть, в столице предложение по понятным причинам больше. Но и там какие-то интересные туры уже раскуплены».
На тех рейсах, что запланированы из Красноярска, осталось только небольшое количество мест для полета в Египет, говорит генеральный директор туристической компании «Спутник» Татьяна Кирьянова: «В прошлом году все сто процентов рейсов были закрыты. То же самое ожидается и в этом году. Есть правда свободные места на рейсы в Египет, он не очень популярен в нашем городе. Но я уверена, что при отсутствии мест на Таиланд, люди будут покупать и Египет».
Увеличить количество мест красноярские туроператоры не могут. Сегодня ресурса для этого просто нет.
«Раньше, благодаря «Красэйр», можно было на новогодние праздники выставить кучу бортов, — вспоминает директор турфирмы «Континент-S» Сергей Богатский. — Вытащить их, помыть, привести в порядок, и лететь в Таиланд всем городом одновременно. В этом году такого не будет. Цепочки московских туроператоров прописаны, увеличивать их число вряд ли будут. Хотя дополнительные рейсы вокруг новогодних дат и поставили, но это для города очень мало».
Есть надежда, что такая активность потребителей поможет преодолеть общий спад в отрасли, который был отмечен в этом году. По данным Ростуризма, общая выручка туроператоров за девять месяцев текущего года снизилась на 26,6%.
Татьяна Кирьянова: сегодня даже те семьи, которые отдыхали за границей по нескольку раз за год, вместе и порознь, едут один раз и всей семьей
Татьяна Кирьянова подтверждает статистику федеральных экспертов: «По нашей компании снижение оборотов на 25% в рублях. И я считаю, что это еще хороший результат, потому что Москва в среднем показывает снижение до 30%, у кого-то больше, у кого-то меньше».
Г-жа Кирьянова рассказывает, что выручка снизилась еще и из-за того, что красноярцы сегодня отдают предпочтение более экономичным турам: «По количеству клиентов у нас спад всего на 9%, а в выручке на 25%. Спрос меняется, обстоятельства сильнее нас. Кризисные настроения были накручены через средства массовой информации, и тормозили людей в выборе.
Среди других примет времени увеличение спроса на образовательные туры, в нашей компании на 30%. Еще один момент — рост популярности семейных поездок. Если раньше многие семьи отдыхали и вместе, и порознь, могли сначала куда-то детей отправить, то сейчас едут один раз и всей семьей».
То, что красноярцы стали экономнее подходить к выбору путевок подтверждает и представитель TEZ TOUR в Красноярске Сергей Трофимов: «Народ действительно стал спрашивать более дешевые туры, оговаривать более дешевые гостиницы».
В жаркие страны по разнарядке
Но вот что интересно. Несмотря на вдумчивый экономичный подход части клиентов, самым популярным в нашем городе остается отнюдь не дешевое направление, стоимость путевки на котором в четырехзведный отель достигает 80000 рублей. В этом году, как и в прошлом, у тех красноярцев, которые предпочитают отправляться на новогодние праздники в теплые края, вне конкуренции тайское направление.
Продажи путевок в Таиланд уже идут по записи
Сергей Трофимов констатирует: «В Таиланд народ летает уже как в Сочи, привыкли. Иногда, просто для разнообразия едут куда-нибудь в зимнюю страну, но потом на следующий год снова возвращаются в Таиланд».
«Популярность Юго-Восточной Азии стабильна, — подтверждает Елена Булатова. — Как любили у нас Таиланд, так и любят. Абсолютное большинство туристов зимой едут на юг, к морю. И лишь немногие туда, где холодно, например, на лыжные курорты в Европу»
Портал «Турпром» сообщил, что ситуация вокруг тайских рейсов в Красноярске уникальна для российского туризма. Впервые в истории туры стали продаваться строго по записи. Из-за ажиотажного спроса на новогодние туры в Таиланд в нашем городе уже в середине ноября до отказа были загружены все имеющиеся рейсы. После этого основной заказчик перелетов PEGAS Touristik поставил на направление ещё три дополнительных рейса.
«Спрос на тайское направление, безусловно, вырос, — говорит директор офиса компании PEGAS Touristik в Красноярске Дмитрий Зотин. — Наши дополнительные рейсы сейчас активно продаются, и, я думаю, будут скоро полностью проданы».
Московское вторжение
Главным фактором, который повлиял в этом году на туристический рынок Красноярска, игроки называют не кризис (страх перед финансовой нестабильностью, как мы видим, многим удалось преодолеть), а активную деятельность федеральных туроператоров. По сути, это лето было в нашем регионе первым для крупных сетевиков уровня PEGAS Touristik, TEZ TOUR и Coral Travel.
Как и на любом другом рынке, в турбизнесе заход федералов на региональный рынок ознаменовался различными неприятными для местных игроков моментами.
«Если до прихода федералов мы имели собственный блок на рейсах, были туроператорами, то сегодня выступаем больше как турагентство, — говорит Елена Булатова. — В момент захода на рынок москвичи демпинговали, уронили цены, расширили предложение. Это понятные действия, им нужно было завоевать место под красноярским солнцем».
Сергей Богатский: на самолетах «Красэйр» можно было улететь в Таиланд всем городом
Сергей Богатский: «Прямые рейсы сегодня все у федералов. Вот, например, в плане стоит рейс на Филиппины, там всего 1 человек от красноярцев».
Но потребителю, по понятным причинам, проблемы красноярских турфирм до лампочки. Для него появление в городе крупных федеральных операторов по определению выгодно. Сила и напор федеральных игроков многим красноярцам открывают дорогу на зарубежные курорты.
«Во-первых, мы увеличили емкость рынка, — перечисляет свои достижения Дмитрий Зотин. — До нашего прихода были одни объемы, сегодня они значительно увеличились. Во-вторых, на отдых за границу начали летать те люди, у которых раньше были негативные стереотипы, например, те, кто считал, что Турция — это дорого. В-третьих, мы расширили ассортимент, дали Красноярску стабильные чартерные рейсы в Египет. И на этом не собираемся останавливаться».
Вряд ли красноярские бизнесмены смогли бы обеспечить для потребителя все те сладости, что дают федеральные компании, и это все понимают.
Федеральные туроператоры увеличили емкость
рынка в разы
Татьяна Кирьянова: «Москвичи зашли с хорошими, конкурентными ценами. Появилось гораздо больше предложений, чем могли в прошлом году дать клиентам красноярские игроки».
Сергей Богатский: «В прошлом году на чартерах из Красноярска в Турцию слетало 9 с половиной тысяч человек. В этом году, благодаря приходу московских туроператоров, улетело порядка 25 тысяч человек, несмотря на кризисный год».
Сергей Трофимов: «Мы пришли со «своим» самолетом. Я думаю, что красноярским операторам в связи с кризисом просто неподъемны свои чартеры».
***
В свете всего вышеизложенного можно утверждать, что восстановление российской туристической отрасли не за горами. Во всяком случае, что касается выездного туризма. Некоторые эксперты считают, что при таком раскладе уже в следующем году удастся достичь показателей предкризисного 2008 года. Пессимистичные настроения, которые владели рынком двенадцать месяцев назад, постепенно уходят в прошлое.
Дмитрий БОЛОТОВ
РЕКЛАМА-МАМА