Казалось, что после развала AiRUnion и KrasAir авиационная жизнь в крае умерла. Однако сегодня в регионе строят не менее грандиозные планы, чем во времена авиационных гигантов. Правда, по большей части они касаются земных целей, хотя и связанных с авиацией.
Первой ласточкой стал выбор аэропорта Емельяново для технических посадок немецким перевозчиком Lufthansa. В ближайшее время возможно расширение этого сотрудничества — европейцы не скрывают своего интереса к Красноярску как базовому логистическому центру.
Выгодная география
Lufthansa выразила желание приобрести коммерческие права на аэропорт Емельяново. Этот вопрос обсуждался на прошедшей 15–17 июня межправительственной комиссии Россия — ФРГ по вопросам развития воздушного сообщения.
Следует пояснить термин «коммерческие права». Речь не идет о некоем приобретении имущественного комплекса порта или переходе в собственность немцев чего бы то ни было. Права предполагают расширение возможностей: не просто техническую посадку для дозаправки, а целый комплекс наземного обслуживания. Прежде всего это касается самих грузов — создания более эффективной логистической схемы. Так, если раньше борт после стоянки просто уходил на Москву, где происходили разгрузка и дальнейшее распределение товаров по стране, то сейчас таким центром может стать Красноярск.
«Авиасообщение — лишь часть пути, которую проходит груз до окончательного места назначения. После самолета он отправляется на железнодорожном или автомобильном транспорте. Очевидно, что из Москвы переправлять грузы обратно за Урал не очень выгодно. Если же производить разгрузку или загрузку части товара в Красноярске, можно понизить транспортную составляющую, которая влияет на стоимость товара», — говорит министр промышленности и энергетики края Денис Пашков.
К слову, опыт подобной деятельности у красноярцев имеется. Несколько лет назад Емельяново исполь-зовался как перевалочный пункт для грузоперевозок авиатранспортом с востока на запад. Так, во время реализации проектов «Сахалин-2» и «Сахалин-3» в порту наблюдался пик по объемам грузоперевозок. Сейчас этот показатель снизился примерно в два раза. Денис Пашков считает, что с уже имеющимися мощностями краевая столица может вполне претендовать на возвращение прежних объемов.
Впрочем, пока непонятно, может ли доля красноярского аэропорта стать сколько-нибудь существенной в масштабах страны. По словам генерального директора ООО «Аэропорт Емельяново» Олега Шпагина, планируется, что количество посадок с полным обслуживанием составит 100–130 каждый месяц. Сейчас немцы совершают примерно такое же количество технических посадок.
Г-н Шпагин полагает, что это приведет к существенному увеличению налоговых отчислений в бюджет: «Однако суть проекта не только в этом. Гораздо важнее мультипликативный эффект, который при реализации этих планов будет оказан на экономику в целом. Собственно, аэропорт хоть сейчас готов оказывать немцам услуги, о которых идет речь: имеющаяся инфраструктура вполне подходит для этого. Но надо учесть, что дополнительную нагрузку получат и остальные сферы транспорта. Не могу сказать, что создание у нас логистического центра перевернет рынок, но то, что оно станет еще одним толчком для его развития, совершенно точно».
Кстати, Красноярск как посадочный пункт вызывает интерес не только у немцев. Как отметил Денис Пашков, сразу несколько международных авиакомпаний рассматривают возможность пойти по пути Lufthansa. Это Италия, Турция и Китай. При этом наши ближайшие соседи — Новосибирск или Иркутск — в качестве альтернативы не рассматриваются.
«Такой интерес вполне закономерен. Красноярску повезло в географическом плане. Город хорошо расположен и приспособлен для таких полетов. Это и само удобство трассы, и возможность экономии топлива, и еще множество факторов. Так что, думаю, немцы первые, но не последние», — говорит Олег Шпагин.
Не случайно именно немцы вышли на Красноярск с предложением о сотрудничестве. «В то же время это был обоюдный процесс. Мы также стремились к партнерству, чтобы превратить наш порт в действительно международный. У нас получилось — были вложены средства в реконструкцию взлетно-посадочной полосы, проведены другие работы. У немцев сейчас нет к нам претензий. Уверен, что и другие зарубежные компании будут удовлетворены уровнем сибирского сервиса», — отмечает Денис Пашков.
На взлёт
Направления развития красноярского порта касаются не только грузоперевозок. Хотя пока разговоры о создании авиационного хаба и затихли, сама идея жива. Правда, Олег Шпагин считает, что это проект долгосрочный и многоэтапный, требующий больших инвестиций.
При этом сегодня, в не самый лучший в нашей экономике период, пассажиропоток в Емельяново не критично снизился по сравнению с 2007 годом, 1 009 356 человек против 1 288 125, когда в крае был свой базовый перевозчик, который по объемам перевозок занимал одно из ведущих мест в России. А в 2010 году мы планируем выйти на 1 150 000 пассажиров в год. «Мы придерживаемся политики открытого неба и по-тому рады любым партнерам, которые соблюдают правила игры», — говорит Денис Пашков.
Сейчас в Красноярск летают все основные федеральные перевозчики. Однако о былой разветвленности маршрутной сети пока можно только мечтать. Денис Пашков отмечает это как объективный факт. Ранее «КрасЭйр» старалась удовлетворить нужды местных пассажиров, но для большинства перевозчиков главный мотив — рентабельность, и потому «социальные полеты» не для них.
При этом министр подчеркивает, что постепенно авиасвязи начинают возрождаться. Так, с конца прошлого года «ЮтЭйр» начала выполнять рейсы в соседние сибирские города. На базе ОАО «Авиакомпания «Таймыр» и ГП КК «КрасАвиа» создан базовый перевозчик с базированием в аэропорту Емельяново. Компания совершает рейсы к соседям с поэтапным расширением программы полетов и выходом на полную программу к весенне-летнему расписанию 2011 года, как на межрегиональных, так и на местных авиалиниях.
А это уже дополнительные инвестиции.
Впрочем, пока это действительно лишь планы. Ведь перевозка людей требует более скрупулезного подхода. С грузами намного проще. Они хоть и нуждаются в особенных условиях хранения и транспортировки, но комфорт им не нужен. А вот пассажирам при существенном увеличении их числа обязательно потребуется новый терминал и соответствующая инфраструктура.
Денис Пашков, министр промышленности и энергетики Красноярского края:
— Задачи обойти Москву или Санкт-Петербург по объемам авиаперевозок не стоит. А вот создать в Красноярске крупный логистический центр вполне по силам. При успешной реализации плана развития красноярского аэропорта в мире появится еще один удобный пункт посадки для авиакомпаний, и здесь не идет речь о конкуренции со столичными авиаузлами. Они выполняют свою функцию, мы — свою.
Олег Шпагин, генеральный директор ООО «Аэропорт Емельяново»:
— Об идее авиахаба мы не забыли. Но это все-таки дело далекой перспективы. Проект требует не только денег. Прежде всего это согласованность маршрутного расписания сразу нескольких перевозчиков. Потому сегодня мы ставим перед собой реальные цели. Нужно все делать последовательно. Уверен, что передача коммерческих прав немцам — это лишь начало. ВПП аэропорта Емельяново готова встретить и других международных перевозчиков.
текст: Марат Винский
Фото: Эдуард Карпейкин
Журнал «Советник. Грамотное управление»