Акции «Кедра» продолжают передаваться из рук в руки от новых собственников «более новым». После странного ухода из банка одного из его главных бенефициаров — Игоря Стернина — дележка собственности в кредитном учреждении сейчас, кажется, только набирает обороты. Чем это все закончится и как отразится на работе «Кедра», эксперты пока однозначно сказать не могут.
Ясно лишь, что стабильности банку все это точно не добавляет.
Основные акционеры «Кедра» стали один за другим избавляться от своих долей в капитале в декабре 2011 г. (см. подр. «Банк «Кедр» продают»). Тогда же в банке произошла неприятная история с обнаружением фальшивых денег на сумму 22 млн руб. (см. подр. «В хищении денег из «Кедра» обвиняется кассир банка»).
В банке «Кедр» идет постоянная смена акционеров
Впрочем, криминальному событию предшествовало вполне вроде бы рядовое — проверка Центробанка РФ.
Именно после нее у акционеров и появились мысли о продаже своих пакетов.
Первым свои 18,75% акций продал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Ценные бумаги приобрела экс-глава совета директоров зарегистрированного в Москве Юникорбанка Валентина Козуб.
Затем примеру ЕБРР последовал шведский фонд East Capital, тоже владевший 18,75% акций банка. Прямым покупателем этого пакета стала лизинговая компания «Экстролизинг», на тот момент аффилированная с тем же Юникорбанком.
В январе 2012 г. свои акции (24,3695%) продал основатель банка Игорь Стернин, после чего его освободили от должности председателя правления.
Основатель банка
Игорь Стернин
стремительно
продал свои акции
В отчетах говорится, что Стернин вышел из доли в капитале «Кедра» еще с одним акционером — Лидией Опенченко (2,7474% акций).
После чего их общая доля в 27,117% была распределена между двумя физлицами, ранее не входившими в состав акционеров, — топ-менеджерами и акционерами банка «Пушкино» Александром Кабановым (19,9999% акций) и Игорем Никулиным (7,1174%).
Впоследствии пост председателя правления занял Кирилл Ситро, консолидировав при этом 6,7354% акций.
Затем его доля выросла до 12,8829%, но в июне он вдруг (почти так же внезапно) расстался с ценными бумагами, как и топ-менеджер Никулин.
В тот же день, 27 июня, в «Кедре» появился новый офшорный акционер — ГЛОУРУТ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД, зарегистрированный на Кипре (доля в 19,99% голосующих акций).
Кроме того, из капитала «Кедра» вышли еще два красноярских акционера — Надежда Колофидина и ее дочь Галина Федорова.
Их место заняли также выходцы из банка «Пушкино» Алексей Алякин и Алексей Ращупкин. Примечательно, что с Алексеем Алякиным и его братом Андреем СМИ связывают несколько любопытных сделок по покупке небольших кредитных учреждений.
Ранее банкир Александр Лебедев открыто озвучивал в СМИ сведения о том, что Алякины через подставные компании и напрямую купили ряд небольших банков, в частности Маст-банк, «Окский», «Пушкино», Интеркапиталбанк, «АБфинанс» и тот самый Юникорбанк. В настоящее время Маст-банк, «Окский» и Интеркапиталбанк уже проданы.
«Покупаешь маленький банк, потом выводишь из него деньги, покупаешь больше, опять выводишь деньги. В настоящее время Алякин избавился от акций Маст-банка, «Окского» и Интеркапиталбанка и приобрел банк «Кедр», который по своим активам значительно превосходит все банки, ранее им купленные. Когда дойдет до самого большого, то привлекаешь больше денег и все их за границу выводишь. Потом говоришь: извините, рыночный коллапс», — утверждает Лебедев.
При этом Лебедев намекает, что такие схемы невозможны без использования административного ресурса — как, например, проверки Центробанка. Из публикаций в СМИ известно, что Андрей Алякин там работал и отвечал за надзор за банковскими учреждениями. Также была опубликована информация о том, как в начале 2010 г. в том же банке «Пушкино» закончилась проверка ЦБ. Якобы одновременно с этим в банке появился Алексей Алякин, предложив собственникам продать ему кредитное учреждение по цене ниже рыночной. В противном случае акционерам намекнули на возможность отзыва лицензии.
Такая же история вполне могла случиться и с «Кедром», говорят эксперты, отмечая то, как сомнительно и второпях там происходила смена собственников, которая не заканчивается до сих пор.
Смена собственников в банке «Кедр» продолжается до сих пор
Так, 12 сентября свою долю в «Кедре» продал «Экстролизинг».
В акционерах компания осталась с пакетом в 0,8782%, а остальные ценные бумаги (17,8718%) отошли Николаю Капшуку, который фигурировал в отчетах Юникорбанка.
Что теперь ждет «Кедр», непонятно. Ранее первый зампред правления «Пушкино» и тоже совладелец «Кедра» Павел Чернявский (18,75%) не исключал слияния двух кредитных учреждений.
«Решения о реорганизации банков — это компетенция общего собрания акционеров банка. На данный момент акционерами не принято таких решений. В то же время я рассматриваю объединение банков как логичный и наиболее эффективный вариант формирования устойчивого регионального банка.
По моему мнению, это был бы лучший вариант реализации стратегии банка «Пушкино», предусматривающей создание крупного универсального регионального банка с лучшим клиентским сервисом», — сообщил агентству «Прайм» Чернявский.
У акционеров «Кедра» разные представления о будущем банка и о его возможном слиянии с банком «Пушкино»
Однако ответ «Кедра» на заявления акционера породил еще больше вопросов о согласии в руководстве банка.
В «Кедре» сообщили, что могут «самостоятельно обеспечить динамичное развитие и прибыльный рост бизнеса». И никаких слияний, поглощений, реструктуризаций на сегодняшний день в банке не происходит.
На возможные проблемы в корпоративном управлении уже обратило внимание рейтинговое агентство Moody's, которое из-за смены собственников внезапно
ухудшило прогноз по рейтингу банка с позитивного сразу до негативного, минуя промежуточный — стабильный.
В сообщении агентства отмечается, что ухудшение прогноза по депозитному рейтингу банка
«отражает опасения экспертов агентства из-за недавней смены владельцев кредитной организации, что может привести к ослаблению корпоративного управления и увеличению рисков в среднесрочной перспективе».
Кроме того, Moody's считает капитализацию «Кедра» достаточно низкой по сравнению с другими российскими банками аналогичного уровня.
«Показатель достаточности капитала банка на 1 марта 2012 г. составил 11,9%, лишь немного превысив регулятивный минимум в 10%. Капитализация банка поддерживается лишь за счет нераспределенной прибыли, которая недостаточна для поглощения потенциальных убытков по кредитам.
В среднесрочной перспективе основными негативными рейтинговыми факторами для банка будут невысокая «подушка ликвидности», а также неопределенность в отношении его долгосрочной стратегии в связи со сменой владельцев», — отметили в агентстве.
На данный момент для многих очевиден тот факт, что «Кедр», который относится к числу крупных и старейших (более 20 лет на рынке) региональных банков,
рискует превратиться в один из многочисленных московских, положение которых на рынке зачастую очень зыбко.
В 2007 г. «Кедр» даже вышел на рынок банковских услуг Европы, открыв филиал в Греции. Но теперь в надежности банка уже успели усомниться международные эксперты.
Связаться с основателем и экс-председателем правления банка Игорем Стерниным и выяснить обстоятельства скоропостижной продажи его доли акций и выхода из бизнеса не удалось.
Помимо этого ДЕЛА.ru рассчитывали получить комментарии от самого банка
на тему ближайших планов развития, прироста активов и приоритетов расширения филиальной сети. Мы пытались узнать, как оценивают в банке заявления Moody's, насколько вероятно объединение «Пушкино» и «Кедра» и будет ли банк в будущем позиционировать себя на российском рынке как региональный.
Однако в пресс-службе банка нам отказались отвечать на данные вопросы.
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru