Со вчерашнего дня рекламе алкогольных напитков в интернете пришел конец. 23 июля на сайте «Российской газеты» был официально опубликован закон, запретивший любую алкогольную рекламу по всем виртуальным каналам и в реальной жизни, включая плакаты на заборах. Волна запрета докатится и до печатных изданий — это случится с 1 января.
ДЕЛА.ru выясняли, как оценивают новшества красноярские игроки алкогольного рынка.
Подписанный на днях «антиалкогольный закон» полностью изменит маркетинговую политику производителей алкоголя
Новый федеральный «антиалкогольный» закон был принят Госдумой 6 июля, одобрен Советом Федерации 18-го, подписан президентом Путиным 20 июля. В полном виде название нового документа звучит так: Федеральный закон РФ от 20 июля 2012 г. №119-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 ФЗ «О рекламе» и статью 3 «ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
С Нового года реклама спиртного останется только в магазинах, где его продают
Если раньше на рекламу спиртных напитков в интернете никаких ограничений не существовало вообще, то теперь увидеть фотоизображение бутылки с градусным напитком можно будет только в магазине, который этими напитками торгует, плюс до Нового года – внутри журналов и газет.
Алкогольная реклама с 23 июля полностью запрещена на любых сайтах, на первых и последних страницах обложек печатных СМИ, на телевидении, в кино и на радио, на рекламных уличных конструкциях, в троллейбусах и автобусах, в детских и медицинских учреждениях (плюс в 100-метровой зоне вокруг них), в аэропортах и на вокзалах.
Напомним, что задолго до появления рекламных ограничений были запрещены и продажи алкоголя через интернет (см. подр. «По интернету больше не наливать»).
Ополчившись на рекламу алкоголя, государство надеется решить проблему повального пьянства:
согласно оценкам Роспотребнадзора, «официально» в России алкоголизмом страдают около 2,5 млн человек.
Точкой отсчета новой антиалкогольной кампании в стране можно считать лето 2011 г., когда бывший президент Медведев — ровно год назад, 22 июля, — подписал закон №218, в частности запретивший продавать напитки крепче 5 градусов с 23:00 до 8:00.
Правда, запрет на продажу крепкого спиртного после 23:00 привел к развитию рынка ночной торговли.
К примеру, в красноярских магазинах практикуется простой способ покупки: клиенты уносят необходимые им бутылки, рассчитываясь с кассиром без выбивания чека, — это работники магазинов проделывают уже утром.
Кроме того, алкогольный запас в собственном холодильнике, который теперь стараются заранее сделать многие любители выпить, больше влияет на вероятность вечерних возлияний, чем разрешенные продажи бутылок в магазине: просто потому, что не нужно никуда идти.
Не исключено, что и нынешние запретительные меры дадут новый толчок нелегальной торговле алкоголем, а значит, возрастет и продажа фальсификатов.
В компании «Балтика» считают, что запрет на алкогольную рекламу в интернете окажет влияние на развитие бизнеса.
«Закон направлен против бизнеса и создает препятствия для формирования благоприятного инвестиционного климата и конструктивного взаимодействия власти и бизнеса в стране, — рассказал ДЕЛА.ru Павел Стешин, региональный менеджер по связям с общественностью в Восточной Сибири ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». — Чрезвычайно поспешное рассмотрение законопроекта и отсутствие переходного периода для запрета рекламы в интернете не учитывают необходимость для бизнес-сообщества своевременно перестроить работу и приспособиться к новым жестким условиям».
Валерий Анохин, директор Енисейской алкогольной ассоциации, напротив, считает, что, к примеру, производители спиртных напитков и ретейлеры с введением запрета на рекламу ничего не потеряют.
«Это совершенно неглупая мера, хотя меня пытаются убедить в обратном, — говорит Валерий Анохин, директор Енисейской алкогольной ассоциации. — Мое личное мнение — рекламу алкоголя запретили правильно. Не стоит рекламировать ни сигареты, ни алкоголь. А если каким-то компаниям, занятым в подобном бизнесе, это не нравится — пусть уходят с рынка.
От запрета на рекламу алкоголя заметно пострадает медиасфера
Некоторые производители сегодня сетуют, что теперь не смогут выставить в сети свою рекламу. Но ведь оптовики прекрасно знают, где что производят, и заказы на алкогольную продукцию никогда не делались через интернет, все это осуществлялось на прямых контактах.
Похожие разговоры, мол, продажи упадут, велись и когда были повышены акцизы, но ничего не рухнуло».
Понятно, что от запрета на рекламу градусных напитков заметно пострадает медийная сфера. К примеру, компания Heineken в этом году урезала свои расходы на телерекламу на 90% — так это было еще до запрета.
«Сотни компаний, коммуникационных агентств, в том числе IT-компаний, средств массовой информации не смогут продолжить работу, возможно, за этим последует сокращение рабочих мест, поскольку пивоваренная промышленность тратит миллионы рублей на рекламу в интернете, и этот запрет будет иметь крайне негативные последствия для рекламной индустрии в России», — считает Стешин.
Впрочем, авторы законопроекта — депутаты-единороссы фигуристка Ирина Роднина, актриса Мария Кожевникова, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, зампредседателя комитета Госдумы по культуре Сергей Железняк и другие — о судьбах бизнеса и рекламы не думали, а мотивировали необходимость принятия закона тем, что
запрет на рекламу алкоголя, в частности пива, в интернете поможет снизить его употребление среди молодых людей — основных пользователей сети.
Правда, по мнению Павла Стешина, достаточных аргументов в пользу этого приведено не было, а особое влияние именно интернет-пропаганды алкоголя на молодежь вообще представляется сомнительным.
«Интернет, в отличие от наружной рекламы и рекламы на телевидении, позволяет контролировать параметры аудитории, что помогает исключить коммуникации с несовершеннолетними. В сопроводительной записке к закону не содержится аргументов в пользу заявленных целей проекта — сокращения злоупотребления алкоголем, не дано экономическое обоснование закона», — отмечает Стешин.
Авторы закона надеются, что молодежь станет меньше пить
Валерий Анохин придерживается противоположной точки зрения, при этом подчеркивая разницу самого рекламируемого продукта.
«Реклама алкоголя воздействует в первую очередь на молодежь. Что происходит у нас? К примеру, в Германии во время трансляции футбольных матчей обычно рекламируют пиво. Но ведь это совсем другой напиток, там 500 с лишним лет не менялись рецепты: пиво — это солод, хмель и вода. У нас те же иностранные компании, которые производят нормальные напитки у себя на родине, добавляют в пиво пшеницу, чтобы снизить себестоимость продукта. Что вырастет из тех, кто будет это пить? Поэтому, на мой взгляд, запрет рекламы алкоголя — нужная мера».
От себя добавим: нужна ли спиртным напиткам реклама в интернете, вопрос спорный. Безо всякой рекламы вообще, и виртуальной, и печатной, как известно, обходятся многие местные производители пива и водки. И так купят.
Татьяна АЛЁШИНА
ДЕЛА.ru