Гостиничный бизнес обычно рассматривают как неотъемлемую часть бизнеса туристического, и в таком качестве он в некоторых странах составляет основу экономики. Россия к их числу не относится — туристы у нас приезжают в основном в столицы. В других городах, и в Красноярске в том числе, гостиницы — прежде всего место пристанища для заезжих бизнесменов.
Размер имеет значение
Если не учитывать «гостиницы в квартирах», красноярские отели можно разделить прежде всего по размеру — на большие и малые. К первым относятся, например, крупнейшая в городе гостиница «Красноярск» (249 номеров), гостиницы «Октябрьская», «Турист», «Полет». Их преимущества — большой номерной фонд с номерами разных ценовых категорий и широкий спектр дополнительных услуг.
«Услуги, предоставляемые гостиницей «Красноярск», не ограничиваются собственно проживанием, — рассказывает Ростислав Кутузов, советник директора ОАО «Гостиница «Красноярск» по правовым и корпоративным вопросам.
— Мы готовы предложить оборудованные конференц-залы; собственный автопарк позволяет организовать трансферы и экскурсионные поездки. Бизнес-центр гостиницы предоставляет гостям офисы, оборудованные по последнему слову техники. В гостинице работают прачечная, сауна, салон красоты, действует услуга по доставке заказов в номер».
Все крупные гостиницы были построены в Красноярске еще в советское время (кстати, и «пирамида» нынешнего комплекса «Метрополь» изначально должна была стать отелем). За последние годы номерной фонд городских гостиниц пополнялся в основном за счет небольших заведений, таких как «Дом-Отель», «Яхонт», «Север», «Метелица», «Купеческий».
Малые отели обладают большими приемуществами
«Главная причина, которая заставляет гостя выбрать небольшой отель, — сознание того, что здесь будут обслуживать именно его, единственного и неповторимого, — рассказывает о преимуществах «малых форм» гостиничного бизнеса Людмила Шашкина, директор гостиницы «Дом-Отель».
— Еще одно наше преимущество — тишина, покой и домашняя атмосфера, что почти недостижимо в крупной гостинице. Именно благодаря этому малые отели успешно конкурируют с большими, хотя и не имеют собственных ресторанов, бассейнов и т.д.».
Звезды и стандарты
Классификация по количеству «звездочек» для российских отелей — дело добровольное. Но не произвольное: сертификат, подтверждающий право гостиницы вывешивать на фасаде определенное количество звезд, выдает Федеральное агентство по туризму, основываясь на положениях соответствующего ГОСТа.
Гостиница «Красноярск» имеет официальные «три звезды»
«В прошлом году гостиница «Красноярск» получила сертификат, подтверждающий соответствие категории «три звезды», — рассказывает Ростислав Кутузов.
— В перечень оцениваемых параметров входят характеристики здания и прилегающей территории, техническое оборудование, номерной фонд, общественные помещения, помещения для предоставления услуг питания, номенклатура предоставляемых услуг, персонал.
При этом детализация требований при оценке категории достаточно высока. Что касается гостиницы «Красноярск», определенные ограничения накладывают архитектурно-строительные параметры самого здания, однако характеристики внутренней оснащенности, номенклатуры и уровня оказываемых услуг отвечают требованиям категории четырех и пяти звезд.
Впрочем, гостиница может быть самого высокого уровня и при этом вовсе не иметь звезд. Главное, чтобы отель соответствовал высокому стандарту, что называется, по факту.
Людмила Шашкина
«Существуют определенные стандарты комплектации бизнес-отеля, действующие вне зависимости от того, находится ли он в Лондоне, Москве или Красноярске, — поясняет Людмила Шашкина.
— Бизнес-отель должен располагать всем необходимым для серьезной работы и полноценного отдыха. Непременные атрибуты — расположение в черте города с развитой инфраструктурой, удобные подъездные пути, современный интерьер, наличие конференц-зала и совещательной комнаты, лобби-бара, бизнес-центра с широким перечнем услуг.
Номера отеля должны быть просторными и оборудованными современной мебелью, сейфами, мини-холодильниками, иметь доступ к Интернету, к междугородной и международной телефонной связи».
Смежный бизнес
Одна из причин, по которой небольшие бизнес-отели не занимаются сертификацией своих услуг на «звездность», заключается в том, что «звездный» уровень предполагает наличие достаточно большого количества дополнительных услуг: бассейна, солярия, SPA-салона, большого конференц-зала, кафе, ресторанов, массажных кабинетов и т.д. При небольшом номерном фонде содержать весь комплекс «смежных бизнесов» непросто с экономической точки зрения.
«Наличие большинства «дополнений» обязательно для соответствия определенной категории отеля, — поясняет Ростислав Кутузов. — Вместе с тем развитие этих направлений привлекает более широкий круг клиентов, услугами начинают пользоваться не только гости, но и городские жители. Удобное местоположение гостиницы и ее репутация, безусловно, положительно скажутся на востребованности ее дополнительных услуг».
«Дополнительные услуги для отеля, несомненно, выгодны, поскольку рассчитаны, как правило, не только на постояльцев, — соглашается Юлия Смелых, генеральный директор ОАО «Крепость-Отель» (отель Marriott).
— Все зависит от того, что и как вы предлагаете. Например, один из отелей Германии своей загрузкой обязан конференц-залу — мероприятия в нем расписаны на несколько месяцев вперед. Потому что изначально при его строительстве и оборудовании учли все, и теперь там можно провести любое мероприятие, от свадьбы до саммита».
В Красноярске будет построен отель европейского уровня
Гостиница в красноярском Международном выставочно-деловом центре «Сибирь» также обязана высокой посещаемостью своему расположению. Хотя, что в МВДЦ является основным, а что «смежным» бизнесом, сказать сложно.
Учитывая, что «попутные» бизнесы редко когда набирают клиентов исключительно за счет гостей отеля, их собственники всегда рискуют «выйти на тропу войны» с аналогичными бизнесами «в городе». Что, впрочем, идет конечным потребителям только на пользу.
Конкуренция персонала
Поскольку въездной туризм в Красноярске пока не особенно развит, постояльцами местных отелей в основном являются бизнесмены, приехавшие к нам по делам, преимущественно из столицы и Новосибирска. С каждым годом растет и число иностранных гостей (а вместе с ним — и уровень требований к персоналу гостиниц).
Ростислав Кутузов
Соответственно, основная конкурентная борьба среди отелей идет именно за заезжих бизнесменов. По мнению экспертов, преимуществами в этой борьбе оказываются выгодное расположение гостиницы, ее благоприятный имидж, техническая оснащенность номеров (прежде всего — современными средствами связи, в том числе стабильным доступом к Интернету) и, конечно же, уровень доброжелательности и обученности персонала. Кстати, негативный образ «русского сервиса» постепенно уходит в прошлое.
«Гостиничная отрасль в России и, в частности, в Красноярске практически изжила наследие «ненавязчивости» советского сервиса, — уверен Ростислав Кутузов. — Возвращение к традициям сибирского радушия и гостеприимства является естественным для современного красноярского отеля. Вопросам подбора, обучения, повышения квалификации персонала руководство гостиниц уделяет первостепенное внимание».
«В отель мы набирали молодой персонал, не отягощенный опытом работы в отечественном гостиничном бизнесе, но владеющий иностранными языками и имеющий желание обучаться и работать в сфере гостеприимства, — делится секретами кадрового успеха Людмила Шашкина.
— Основная наша задача в обучении сотрудников отеля — сформировать у них личностное отношение ко всему происходящему и персональную ответственность за впечатления каждого гостя. Если услуга оказана, но без должного настроения, без искреннего гостеприимства и внимания — это лишь частично реализованная услуга.
Нам бы хотелось, чтобы в душе каждого гостя остался добрый след, а это возможно лишь в том случае, когда персонал выполняет свою работу ответственно и с любовью. Хороший сервис - это учет супермелочей!»
Юлия Смелых считает, что проблема существует, но это «проблема не обеспечения кадрами, а их обучения».
Инвестпроекты как локомотив
Что же касается перспектив развития гостиничного бизнеса в Красноярске, то, несмотря на кризис, участники рынка смотрят в будущее с оптимизмом. При этом мало кто из них доверяет периодически декларируемым краевыми властями планам по превращению Красноярска в сибирскую туристическую Мекку.
При этом Юлия Смелых полагает, что ставить крест на въездном туризме все же не стоит.
Юлия Смелых
«Россия, и Сибирь в частности, иностранцам очень интересна. На мой взгляд, пока мы можем использовать некоторую нашу «провинциальность» для достижения своих целей. Ну, ходят, по мнению иностранцев, у нас медведи по улицам. Да, ходят, приезжайте посмотреть!» — улыбается генеральный директор ОАО «Крепость-Отель».
Однако и она считает, что развитию красноярского гостиничного бизнеса в первую очередь поспособствует «активизация деловой жизни региона, динамичное экономическое развитие города».
«Мы не ожидаем серьезного прироста доли туристов, путешествующих по Сибири и Красноярскому краю организованными группами или индивидуально, и полагаем, что в своем развитии гостиничный бизнес в городе будет ориентироваться на то сегментирование клиентов, которое сложилось и остается стабильным в течение последних лет», — соглашается Ростислав Кутузов.
«Несмотря на кризис, Красноярский край не собирается отказываться от реализации масштабных проектов, а это значит, что и гостиницы Красноярска пустовать не будут!» — уверена Людмила Шашкина. Так что «бизнес на гостеприимстве» у нас напрямую зависит от общей экономической ситуации в регионе и реализации инвестпроектов — впрочем, как и практически любой другой серьезный красноярский бизнес.
Вадим ГУСЕЛЬНИКОВ
фото Эдуард КАРПЕЙКИН
Журнал «Советник. Грамотное управление»
Ранее по теме на Рекламе-Маме: