Глава Красноярска Владислав Логинов, выступая с отчетом о результатах работы за 2024 год перед депутатами городского совета, рассказал о планах развития общественного транспорта в городе. И прежде всего – электрического.

Трамвайная концессия с «Мовистой»
Депутаты задали мэру вопрос о концессионном соглашении с компанией «Мовиста», которое в свое время вызвало много вопросов, а в итоге сейчас расторгается в суде. Мэр подчеркнул, что соглашение было подписано «после глубокой проработки всех деталей совместно с прокуратурой, юридическими службами и надзорными органами». Однако на сегодня условия соглашения не выполняются: по мнению администрации, со стороны концессионера.
«Мы считаем, что город Красноярск и правительство Красноярского края выполнили все свои обязательства как концеденты, но политика реализации проекта была построена неправильно. Поэтому я направил письмо о расторжении соглашения либо по взаимному согласию, либо из-за неисполнения обязательств со стороны компании», – заявил градоначальник.

Помимо «Мовисты» к Красноярску проявляют интерес производители подвижного состава. Например, екатеринбургский завод «Уралтрансмаш», который уже
прорекламировал свой трамвай на улицах города
Все спорные вопросы, подчеркнул мэр, будут рассмотрены в судебном порядке. Тем не менее, он отметил, что
отказ от текущего соглашения не означает отказа от развития электротранспорта.
Напротив, власти намерены активно продвигать в Красноярске проекты, которые сделают транспортную систему более эффективной и экологичной.

Красноярск хочет развивать трамвайное движение несмотря на неудачу с концессией
Метротрам и рельсовый транспорт
Приоритетом в развитии общественного транспорта мэр назвал строительство метротрама. Этот проект сегодня считается стратегически важным для Красноярска.

Стройка метротрама (подземной трамвайной линии) в Красноярске идет активно и днем, и ночью. Под землей уже пройдено около 2 км новых тоннелей, еще 3 км выработок осталось от прежней попытки строительства
В целом рельсовый транспорт и, в частности, трамваи остается важным элементом транспортной системы Красноярска. По словам мэра, трамваи не только экологичны, но и удобны для горожан, так как их маршруты, как правило, выделены и не создают помех для автомобильного движения.

Трамвайные пути даже на поверхности можно обособить от другого транспорта и тем самым увеличить скорость движения
Планы по развитию трамваев таковы:
Замена подвижного состава
В настоящее время, сообщил мэр, около 25 трамваев, выпущенных до 2000 года (и частично в начале 2000-х), требуют замены.
«Мы считаем, что порядка 25 трамваев сегодня решат проблему старого подвижного состава», – сказал мэр.

Многие трамвайные вагоны в Красноярске далеко не первой молодости
Строительство путей через Шинный мост
«Тогда будет кольцо, которое будет эффективно действовать, и тогда пассажиропоток будет правильно формироваться», – пояснил планы мэр.

Власти хотят закольцевать линию на правобережье Красноярска через Шинный мост. Если удастся, это будет третий переезд трамваев через Транссиб помимо путепровода на ул. Матросова и Мичуринского моста
Ремонт путей на Матросова
«Если проедете по улице Матросова, то увидите, в каком состоянии находятся трамвайные пути. Их надо обязательно менять. Движение трамвая там ограниченно. Кроме того, трамвайные пути находятся в нестабильном состоянии, и при движении трамвая вокруг постоянно разрушается асфальт. Проблемой надо заниматься обязательно. По этой части деньги небольшие, но их нам надо обязательно запланировать».

Согласно планам, трамваи от ул. Авиаторов прямиком до Солнечного по концессии с «Мовистой» собирались запустить уже в этом году. Но все отменилось
Ветка в Солнечный
Хотя в текущем проекте будущей улицы Тавакова трамвайные пути не предусмотрены, власти рассматривают возможность их строительства в будущем.
«К сожалению, если бы мы сразу планировали трамвайные пути по улице Тавакова, то на проезжую часть, на саму дорогу, нужны бы были огромные затраты. Мы считаем, что трамвайные пути должны делаться отдельно от проезжей части, потому что автомобильная дорога подразумевает перепады высот, а трамвайные пути таких перепадов высот не допускают,
и надо создавать линию на искусственных сооружениях.
Создавать и трамвайную линию, и дорогу на искусственных сооружениях – это сверхдорого. Поэтому вопрос трамвайных путей будет решаться дополнительно».

Прямая дорога от Северного шоссе за Бадалыком в Солнечный должна быть сдана в конце 2027 года. Но она пройдет по холмам, что не позволяет запустить прямо по ней трамвайное движение. А строить сооружения для выравнивания пути никто не намерен – дорого
«Самостоятельные» троллейбусы и газовые автобусы
Еще одним перспективным направлением развития электротранспорта мэр назвал внедрение троллейбусов с автономным ходом. Такие машины не требуют установки дополнительной инфраструктуры, таких как силовые опоры или провода, что делает их экономически выгодным решением.

Вместо дорогих электробусов городские власти решили сделать упор на троллейбусы на автономном ходу. Часть пути, где нет проводов, они спокойно могут проезжать на аккумуляторах
«Для того чтобы троллейбус с автономным ходом приезжал в Солнечный, ходил в Солнечном по маршруту, останавливался на конечной, отдыхал и возвращался обратно, нам надо построить всего 1,6 километра линии. Этого будет достаточно, чтобы электротранспорт ходил по Солнечному. Мы считаем такие решения максимально эффективными и полезными для города Красноярска, и это серьезный вклад в экологию», – сказал мэр.

Первые 200 автобусов на газе для Красноярска обещают закупить уже в этом году. И это только начало – поручение по газификации будут выполнять в том числе и переводом дизельного и бензинового общественного транспорта на природный газ
Параллельно с развитием электротранспорта власти планируют модернизировать автобусный парк Красноярска. По планам, в ближайшие годы дизельные автобусы будут постепенно заменяться на автобусы, работающие на газомоторном топливе.
«У нас немножко отстала инфраструктура. Сейчас уже принято решение по созданию заправочной инфраструктуры для автобусов на газомоторном топливе. Знаем, кто поставщик, знаем, где будет заправка происходить, знаем, где брать подвижной состав. Поэтому постепенно будем выводить автобусы с дизельными двигателями, менять их на автобусы с газомоторным топливом. Это такой первый шаг в газификацию города Красноярска, Красноярского края», – сообщил глава города.
Фото: ДЕЛА, мэрия Красноярска, «1640 футов»