В Красноярске активно строят новый вид транспорта – легкорельсовый метротрамвай: новости об этапах работ появляются почти каждую неделю. При этом красноярская подземка уникальна в своем роде – ее проектирование идет прямо в процессе самого строительства. Пока проходческие щиты уже вовсю прокладывали тоннели, шли экспертизы на их конечную точку прибытия.

ТПМК начали прокладывать тоннели со Взлетки, не дожидаясь получения окончательной экспертизы на конечную точку маршрута – демонтажную камеру на о/п «Карла Маркса»
Сегодня стало известно, что получено уже 12-е по счету одобрение Госэкспертизы на участок подземных тоннелей от конечной станции будущей первой линии, «Улица Шахтеров», до станции «Ул. Карла Маркса» в центре Красноярска длиной 3,4 км.
Одобрены также строительство на Маркса демонтажного котлована и двух притоннельных сооружений: на ул. Шахтеров и ул. Конституции рядом с Качей.

Вот так пройдут тоннели восточной оконечности первой линии метротрама Красноярска. Серой линией показан уже пройденный под землей участок от ул. Молокова до техсбойки на ПК153 по ул. Шахтеров. Теперь есть положительное заключение на все 3,4 км от станции до станции
Как сообщил проектировщик (и генподрядчик) Красноярского метро, ГК «Моспроект-3», всего проектов для первой линии сибирского метро разработано 23, и из них одобрены на сегодня 12. В компании говорят об особенностях проектной документации и самого процесса строительства в Красноярске.
«Совместно с коллегами из Главгосэкспертизы и Минстроя разрабатываем комплекс совершенно новой в Российской Федерации проектной и нормативно-правовой документации для уникального проекта метротрамвая», – отметил генеральный директор холдинга Константин Матвеев.
Так, теперь по постановлению Правительства РФ для непосредственного начала стройки метро или метротрама достаточно выделить отдельные этапы, а не утверждать всю проектную документацию целиком.
Это существенно сокращает сроки строительства.

Стройплощадка ПК153 на ул. Шахтеров в Красноярске. Здесь строятся притоннельные сооружения, и сюда уже почти дошли два проходческих щита с ул. Молокова. Теперь, после положительного заключения госэкспертизы на дальнейший путь, они могут двинуться дальше в сторону русла р. Качи
Копать одновременно с проектированием
Уникальным красноярское метро называют по многим причинам. Во-первых, работа по проходке подземных тоннелей началась еще до утверждения ВСЕГО проекта этапа строительства от конечной станции до центра, от погружения двух щитов на ул. Шахтеров до точки их извлечения на ул. Маркса.
Чтобы оперативно в 2024 году начать прокладку тоннелей, вначале в Главгосэкспертизе согласовали проект первого подэтапа линии протяженностью 960 м.
И вот теперь проектная документация получена целиком на участок длиной 3,4 км.
«Сейчас в общей сложности пройдено 1,73 км, оба щита находятся около ограждающих конструкций для котлована притоннельного сооружения на ПК153», – сообщил гендиректор «Моспроекта-3».

Примерно в этом месте тоннели пересекут русло р. Качи, здесь также будет возведено притоннельное сооружение
ПК153 – это притоннельное сооружение на пересечении ул. Шахтеров и Полярной, где идет обустройство котлована для вентиляционных камер, водоотливной установки и аварийного выхода. Аналогичная «притоннелька» появится и на ул. Конституции СССР рядом с Качей. Для котлованов обоих сооружений будут построены буросекущие сваи от 45 до 29 м длиной.
Кстати, генподрядчик отмечает, что проходку, которая идет классическим методом – 6-метровыми щитами, –
наличие Качи усложнило, и инженерно-геологические условия на этом участке в Красноярске оцениваются как довольно тяжелые.
Тем не менее, к концу года щиты должны прийти в центр города, к демонтажному котловану в месте примыкания ул. Сурикова к ул. Карла Маркса.

На ул. Карла Маркса напротив мэрии Красноярска вовсю готовится площадка для демонтажа ТПМК, которые должны прийти от Качи, и для строительства будущей станции
«Котлован демонтажной камеры запроектирован длиной 30 метров, глубиной до 14 метров. Ограждающие конструкции выполняются из бурокасательных свай с армированными каркасами длиной от 19 до 22 метров. После сооружения ограждающих конструкций котлована и разработки грунта с устройством распорной системы в демонтажной камере будет обустроен специальный распорный лоток из монолитного железобетона для приема щитов», – рассказал Константин Матвеев.

Станция «Ул. Копылова» будет самой глубокой – здесь совместят старый советский проект метро и новый. Перепад высот нового тоннеля сюда от ст. «Ул. Высотная» составит почти 40 м, а сам котлован для станции выроют на 60 метров от поверхности
Кстати, одна из особенностей Красноярского метро – перепад высот. К примеру, для упомянутого отрезка с горы к центру глубина залегания тоннелей составит от 13,5 до 38,7 м. А с другой стороны первой линии, от станции «Ул. Высотная» до «Ул. Копылова», строители уйдут под землю на 60 м. Это связано с еще одной уникальной чертой красноярского объекта.
Старые и новые тоннели
Так, только в Красноярске при строительстве нового скоростного рельсового транспорта под новый проект будут приспособлены коммуникации, созданные десятки лет назад, во времена СССР. Один из тоннелей от Высотной до Копылова будет новым, построенным с помощью ТПМК. А другой – параллельный ему – представляет собой почти 3-километровый «советский» метротоннель. Согласно проектному решению, станция «Ул. Копылова» окажется самой глубокой и построенной подземным способом.

Еще одна особенность Красноярского метро – метртрамваи будут ездить по параллельным тоннелям, построенным с разницей в 35 лет
Пока на одном конце ветки вовсю уже работают ТПМК, на другом конце дорабатываются проекты приспособления «старого» метро глубокого залегания к новому, менее дорогостоящему легкорельсовому варианту.
«Безусловно, что это проект сложный и многоаспектный, но мы делаем все возможное, да и невозможное, чтобы оптимизировать проектные решения и свести к минимуму возникающие задачи и проблемы», – отметили в «Центре транспортной логистики» Красноярского края, который является заказчиком подземки.

Работы идут активно на всех площадках одновременно с продолжением проектирования и прохождением экспертиз. Все это должно заметно ускорить сооружение Красноярского метро
Готово Красноярское метро – продукт долгих согласований и корректировок, а также пример современных проектных решений – должно быть к 400-летию Красноярска. Вряд ли можно придумать лучший подарок для миллионника со множеством транспортных проблем.
Фото: «ЦТЛ», правительство края