Современные теплоходы «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев», которые строятся для Красноярска в Санкт-Петербурге, вряд ли прибудут на Енисей в заявленные ранее сроки, в 2023 и 2024 году. Даты их поставки неизвестны и могут быть изменены. Причина – экономические санкции.
Вот такие современные 99-метровые водоизмещающие суда проекта А45-90.2 должны заменить старые теплоходы на енисейской линии Красноярск – Дудинка
«По срокам пока точной информации нет, – сообщили ДЕЛА в министерстве транспорта Красноярского края. –
Вероятны изменения сроков сдачи в связи с санкционной политикой и изменением логистических схем поставки оборудования».
Так «Андрей Дубенский» выглядел в 2022 году – шли работы по набору корпуса судна
Напомним, новые суда предназначались для маршрута Красноярск – Дудинка протяженностью 1992 км. Сейчас по нему курсируют «В. Чкалов» и «А. Матросов», построенные в середине 1950-х годов в ГДР. 70-летние теплоходы требуют замены.
О необходимости обновления енисейского пассажирского флота заговорили еще 20 лет назад, но лишь в конце 2010-х годов вопрос начали решать радикально.
Трехпалубным теплоходам постройки 1950-х годов, по всей видимости, еще какое-то время придется потрудиться на Енисее
31 июля 2020 года в Санкт-Петербурге, на Средне-Невском судостроительном заводе, заложили первый теплоход – «Андрей Дубенский», а через год, 30 июля 2021-го, – второй, «Виктор Астафьев». Имена им выбрали красноярцы из предложенного списка в начале лета 2020-го (другими вариантами были «Иван Ярыгин», «Василий Суриков» и «Андрей Поздеев»).
Закладка теплохода «Андрей Дубенский» 3 года назад. Тогда утверждалось, что суда прибудут на Енисей с опережением срока, уже в 2023 году
Теплоходы, которые строятся по проекту А45-90.2, представляют собой трехпалубные суда длиной 99 м и рассчитаны на 245 пассажиров и 41 члена экипажа.
Современное судно проекта А45-90.2: осадка 2 метра, скорость хода 12,4 узла, автономность на 5 тыс. км
В 2020 году датой прибытия новых енисейских судов называли 2023 год, причем летом 2021-го сообщалось, что на Енисее первое из них окажется уже в середине 2023 года. Об этом, по словам экс-губернатора Красноярского края Александра Усса, была достигнута договоренность с судостроителями.
Так, в торжественной обстановке, закладывали строительство второго теплохода «Виктор Астафьев» для Енисея в конце июля 2021 года
Второму теплоходу, заложенному при участии не только красноярских, но и питерских первых лиц, а также представителей Госдумы, Объединенной судостроительной корпорации и Государственной транспортной лизинговой компании, сроком прибытия в край назначили 2024 год.
Последняя «сводка» о готовности судов появилась год назад, в июне 2022 года. По словам Усса, который побывал тогда на заводе, уже для обоих теплоходов обозначили отправку в Красноярск в 2024 году.
«Мы очень вовремя приняли решение о строительстве, потому что большая часть комплектующих, которые были необходимы, – уже на заводе», – сообщал тогда глава края.
Работы на Средне-Невском заводе продолжаются, но пока их окончания не видно
Однако, судя по нынешней ситуации, этого оказалось недостаточно. Поставка теплоходов пока подвисла на неопределенный срок.
Как рассказали ДЕЛА в пресс-службе Средне-Невского завода,
на предприятии делают все возможное, чтобы ускорить процесс.
«В связи со сложившейся внешнеполитической и экономической ситуацией, связанной с введением санкций в отношении Российской Федерации, АО «СНСЗ» принимает все меры по минимизации их влияния на производственную деятельность в целом и соблюдению контрактных обязательств, в частности, путем принятия компромиссных решений при поставках судового оборудования либо комплектующих производства недружественных стран (сроки поставки, варианты оплаты, возможные замены, замена поставщика и прочие)».
Собранный каркас первого из двух судов для Енисея
Между тем в Центре транспортной логистики Красноярского края, который является заказчиком услуг лизинга для приобретения судов, нашему изданию сообщили, что пока нет особых причин для беспокойства: на сегодня поставка теплоходов находится в рамках контракта – а это 2024 и 2025 год (срок заключенных договоров лизинга на сумму около 8,8 млрд рублей составляет 20 лет, размер месячного платежа – 47,5 млн рублей.)
Судостроители пытаются найти компромиссы при закупке необходимого оборудования, которое ранее планировалось поставить из недружественных теперь стран
В краевом минтрансе же о времени поставки новых теплоходов для Енисея говорят так:
итоговые сроки «находятся в процессе обсуждения на уровне заинтересованных сторон».
Фото: СНСЗ и правительство края