ДЕЛА продолжают знакомить красноярцев с интересными местами вокруг сибирского мегаполиса. На очереди старый железнодорожный мост на Транссибе к востоку от города. Он менее известен, чем остатки похожего сооружения через Качу, но не менее интересен.
Указ о строительстве Транссибирской железной дороги был подписан императором Александром III в 1891 году. Темпы возведения поражают – уже через шесть лет линия ст. Обь – Красноярск была полностью введена в строй, а в 1899 году было открыто движение и от Красноярска до Иркутска. И это все без экскаваторов и будьдозеров – только на гужевой тяге и физической силе обычных рабочих.
Общий вид на опоры старого железнодорожного моста под Красноярском с автодороги
Чтобы выдержать такие высокие темпы прокладки Великого Сибирского рельсового пути, первоначально дорога строилась однопутной. Многие сооружения, в частности, мосты через малые таежные реки, выполнялись или полностью из дерева, или с каменными береговыми опорами и деревянными пролетами. Впрочем, к древесине, идущей на постройку, предъявляли очень высокие требования – она должна была быть чистой и бессучковой.
Примерно по такой технологии возводились первые мосты Транссиба через небольшие водные преграды. Но фото – знаменитый мост через р. Кача во времена своей постройки
Одним из таких частично сохранившихся инженерных памятников первоначальной трассы железной дороги к океану конца XIX века и является мост через реку Ситик (приток р. Березовка) к востоку от Красноярска.
Внизу еще можно обнаружить фрагменты старых несущих деревянных конструкций
Остатки царского моста через Ситик расположены на перегоне между станциями Таежный и Камарчага около нынешней остановочной платформы Заречье. Параллельно и буквально рядом, а местами и прямо по бывшей линией «железки» проходит автомобильная дорога 04Н-054 от Маганска через Новосельск и Новоникольск на Камарчагу. Вокруг расположены садоводческие товарищества.
Прошло уже более 120 лет под ветрами, дождями и лютыми морозами, а «плиточка» до сих пор не отвалилась…
Этот первый мостовой переход прослужил недолго – уже в начале XX века стало понятно, что пропускной способности однопутного, построенного местами «наспех» Транссиба не хватает. И почти что сразу начались масштабные работы по расширению и спрямлению магистрали – прокладывались вторые пути, а мосты заменялись на более капитальные.
Строительство каменных опор нового моста через Ситик при перекладке этого участка Транссиба
В частности, уже в 1909 году через р. Ситик был построен новый мост – из литого железа и с каменными опорами. Он был разрушен в Гражданскую войну, затем его пришлось восстанавливать.
Современный мостовой железнодорожный переход через р. Ситик с теми самыми капитальными опорами. Старая трасса Транссиба пролегала по дороге с точки съемки
Что интересно – прослужил новый мост начала прошлого века аж до 2002 года, когда на нем пролетные строения были заменены на современные. А вот царские опоры стоят до сих пор.
Сооружение местами сильно заросло – поздней осенью и ранней весной мост видно лучше
Собственно, неплохо сохранились и береговые каменные опоры первого моста. От деревянных перекрытий, конечно же, практически ничего не осталось, хотя в русле реки еще можно найти их фрагменты.
К сожалению, памятуя о печальной судьбе знаменитого Железнодорожного моста через Енисей (получившего в свое время Гран-при «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году), а затем в 2007 году разобранного на металлолом, надеяться на какое-то подобающее отношение к историческому мосту через Ситик не стоит.
Но пока остатки царского моста, этого инженерного памятника ушедшей имперской эпохи, стоят и напоминают о тех, еще героических, временах освоения необъятных просторов Сибири.
Еще материал на эту же тему: