статья

Царский мост через Качу на Транссибе под Красноярском

Недалеко от Красноярска в западном направлении расположен один из самых известных исторических инженерных объектов, связанных с освоением Сибири, – остатки первого железнодорожного моста Транссибирской магистрали через реку Качу. К сожалению, власти Красноярского края не считают его заслуживающим внимания и сохранения для потомков.

Царский мост через р. Кача под Красноярском
Сохранившаяся правобережная каменная опора царского моста

Строительство Великого Сибирского пути, как называли тогда будущую железно­дорожную магистраль через всю страну, началось в 1891 году со стороны Владивостока, затем работы провели на остальных участках, на которые была разбита вся трасса.

Левобережная опора царского моста через р. Кача
Остатки левобережной береговой опоры

Енисейская губерния была территорией Средне-Сибирской дороги от Оби (нынешний Новосибирск) до Иркутска. Здесь активные работы начались в 1893-м, а в конце 1895 года с запада в Красноярск уже прибыл первый поезд.

Арка старого железнодорожного моста через р. Кача под Красноярском
Наверх протоптана большая тропинка

Через 4 года было закончено сооружение и самого большого на тот момент в Азии железно­дорожного моста – через Енисей, и тогда же, в 1899-м, официально открыли и всю дорогу до Байкала.

Арка старого моста через Качу
Арка старого моста через р. Качу

Курировал стройку на начальном этапе тогда еще наследник престола Российской империи цесаревич Николай Александрович. В честь него и назван бывший рабочий поселок железнодорожников (так называемая слобода), а теперь район Красноярска – Николаевка.

Транссибирская магистраль старое фото около ст. Кача
«Безмолвная тишина царит в мрачной тайге, среди которой змейкой извивается железнодорожный путь, раздвинувший лесную чащу» – фото, сделанное недалеко от станции Кача, из фотоальбома «Великий путь» о строительстве Транссиба

Грандиозная магистраль через самые труднодоступные места Евразии выходила очень дорогой – поэтому делали все возможное для сокращения сроков строительства и его удешевления.

Историческая карта Транссиба - царский первый вариант
Историческая карата Транссиба. Прокладка через Томск удлинила бы магистраль на 150 верст (160 км). Поэтому был выбран переход через р. Объ в более узком и скалистом месте –  у Кривощеково (Новониколаевск, позже Новосибирск). Для убыстрения и планов по дальнейшей экспансии также решено было проложить магистраль через территорию Манчжурии (Китайско-Восточная железная дорога – КВЖД)

С этой целью было принято решение не прокладывать Транссиб через Томск, а вести дорогу южнее – прямо и как можно короче и быстрее на восток к Тихому океану, через территорию Китая.

Опоры моста сложены из камней
Опоры моста сложены из камней

Помимо экономии на выборе самой трассы, было решено упростить и удешевить устройство самого пути – первоначальный Транссиб строили однопутным, из так называемых «облегченных» рельсов и укороченных шпал. Также, как только можно, уменьшали и объем земляных работ (насыпи, балласт) и экономили на строительстве инженерных сооружений.

Прошло уже более 120 лет, но сооружение не рассыпалось
Прошло уже более 120 лет, но сооружение не рассыпалось

Поэтому мосты через многочисленные сибирские реки строили из подручных, близко- и легкодоступных материалов, а их перекрытия, где это было возможным, часто делались и вовсе деревянными. Таким был и железнодорожный мост через Гладкую Качу.

Историческое фото - мост через р. Кача Гладкая
Вот таким был мост через р. Кача Гладкая сразу после возведения – на каменные береговые врезки были установлены перекрытия из дерева с деревянными же опорами в русле реки

Исторический инженерный объект сегодня расположен на региональной автодороге 04Н-337, ведущей к садовым обществам на платформах Лесная, Крючково и далее на Водораздел. Остатки царского моста привлекают практически всех, впервые попавших на это место.

Мост через Качу общий вид
Общий вид на остатки двух опор. Исторический железнодорожный мост находится впритык к автомобильному – мимо не проехать

Бросив рельсы Транссиба «наспех» и выполнив первоочередную задачу – как можно быстрее связать запад и восток страны в преддверии Русско-Японской войны, – царское правительство практически сразу приступило к модернизации дороги. Спрямлялась и по-новому прокладывалась сама трасса, повсеместно достраивались вторые пути, а деревянные мосты заменялись на металлические.

Пропуск Качи под Транссибом
Сейчас Транссиб проходит в 100 метрах от старого моста по огромной насыпи через реку. Второй тоннель используется красноярцами для проезда к своим дачам. Но иногда, в особо сильный паводок, Кача течет и по нему

Впрочем, работа над увеличением пропускной способности Транссибирской магистрали не прекращалась практически никогда: ни в Советском Союзе, ни в постсоветской России. Идет она и сейчас.

Люди взобрались на опору царского моста через Качу под Красноярском
Проезжающие мимо красноярцы нередко делают остановку у моста, забираются на развалины и делают селфи

К сожалению, в Красноярском крае отношение к немногочисленным инженерным памятникам былой эпохи довольно специфичное. Так, ставший некогда знаменитым на весь мир Железнодорожный мост через Енисей (получил Гран-при «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году) был попросту разобран на металлолом.

Вид на царский железнодорожный мост со стороны реки Кача
Вид на опору со стороны русла реки. Облицовочная плитка до сих пор обвалилась неполностью – можно представить былую красоту сооружения

А остатки царского моста через Качу так и не включены Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ни в список выявленных памятников, ни хотя бы даже в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Опора левобережного царского моста через Качу

Но пусть красноярским властям, ответственным за историческое и культурное наследие, и нет дела до подобных «имперских развалин», – ДЕЛА рекомендуют всем любознательным туристам доехать сюда и вживую прикоснуться к героической странице освоения Сибири.

Еще материал на эту же тему:

© ДЕЛА.ru

 

новости

В Красноярске обсудили пользу газа для бизнеса В Красноярске в очередной раз подняли тему газификации. Обычно принято обсуждать положительный эффект от прихода газа для экологии Красноярска, но в этот…

Депутаты края дали оценку посланию президента Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края проком­мен­тировали основные темы послания президента Владимира Путина, с которым он обратился…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).