Красноярскому метро снова придали ускорения – и снова в беседе. На этот раз подземку назвали реальной уже в 2024 году. Но при одном условии: удешевлении проекта.
Напомним, накануне губернатор Красноярского края Александр Усс встретился с вице-премьером правительства РФ Маратом Хуснуллиным, и главной темой полуторачасовой беседы стало строительство красноярского метро.
Федеральные власти сказали, что проект надо удешевить. Тогда метро у Красноярска будет, и уже скоро
Как сообщил Хуснуллин в своем «Инстаграме», строить его будут
«с использованием возвратных средств из инфраструктурного меню».
«На сегодня проект еще не доработан, я дал поручение в течение двух недель представить новое техзадание, которое предполагает уменьшение стоимости строительства», – сказал федеральный чиновник.
И это, видимо, означает, что проект снова застрянет в согласованиях и экспертизах, из которых, впрочем, он не вылез до сих пор.
Напомним, несколько лет назад «КрасноярскТИСИЗ» приступил к корректировке советской проектной документации – метро в краевом центре начали строить в 1995 году, но после работы встали и стройку законсервировали.
Недоделанное красноярское метро отметило свое 25-летие в прошлом году
В конце 2019 года обновленный проект начали сдавать на Главгосэкспертизу. Он обошелся почти в 1 млрд рублей; при этом начиная с того же 2019 года назывались разные сроки начала строительства и запуска подземки – первые поезда обещали то в 2022, то в 2023 году.
На первой ветке подземки запланированы девять станций: от «Высотной» в Октябрьском районе до «Октябрьской» в Советском. А на первом этапе планируется построить шесть остановок: «Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Проспект Мира» и «Ленинская».
Откорректированный проект все еще находится в Главгосэкспертизе. В кулуарах КЭФ в апреле губернатор говорил при этом, что начать строительство могут в конце 2021 года. (Тем более что президент Путин не забыл о красноярских планах и упомянул метро в своем послании Федеральному Собранию.)
А вскоре в крае была названа и необходимая для создания подземки сумма: 114 млрд рублей. Правительство в письме попросило эти деньги у Москвы.
Но ответ оказался не слишком обнадеживающим. Вице-премьер России Марат Хуснуллин в конце мая заявил, что
запрошенная Красноярском сумма на строительство метрополитена слишком велика и требуется другое решение.
Пока непонятно, каким станет «дешевое метро» Красноярска
«Я в Красноярск уже договорился отправить своих проектировщиков. Считаю, что 100 миллиардов, заявленная сумма, достаточно большая.
Мы найдем решение более дешевое, более оптимальное. Но начатое надо закончить.
Это будет отдельное индивидуальное решение, мы все обсчитаем и после точного уже решения я еще раз вам доложу», – пояснил тогда вице-премьер.
Видео обсуждения красноярского метро:
Накануне в эфире телеканала «Россия» Александр Усс назвал параметры проекта, который сейчас находится в Главгосэкспертизе: в схему включены 4 км уже прорытых туннелей. Станций 9, с глубиной залегания 25 м вместо традиционных 60 м. Составы планируются укороченными до 5 вагонов, с беспилотным управлением.
Кстати, в апреле в сети была выложена презентация того, как будут выглядеть эти станции неглубокого залегания под землей и снаружи.
Вряд ли после удешевления проекта под землей вырастут мраморные колонны и зажгутся сотни светодиодных светильников
Общая стоимость такого гибридного метрополитена, сообщил глава края в телеэфире, даже не 114, а 120 млрд рублей.
И вот теперь эту сумму начнут «резать».
«В течение двух недель будет создана рабочая группа для выработки оптимальных решений по снижению стоимости», – заявил глава края и выразил надежду, что федеральный центр окажет содействие, поскольку наш регион является донором и каждый год засылает в федеральный бюджет около 600 млрд рублей.
Каким образом проект будут удешевлять, непонятно. Однако в инстаграм-аккаунте Марат Хуснуллин заявил:
«Метро должно поехать не позже 2025 года, но его реально запустить уже в 2024 году при слаженной работе».
Красноярское метро необходимо упростить настолько, чтобы оно заработало уже через 4 года
Но с учетом того, как долго проходят любые согласования таких объектов, совершенно неясно, к какому году сбудется очередное обещание власти и сбудется ли вообще.
Что касается красноярцев, то они давно уже устали слушать сказки о метрополитене и рассматривать картинки подземных чертогов. А большинство горожан считает, что куда эффективнее и реалистичнее хотя бы часть запрашиваемых у Москвы миллиардов вложить в строительство новых дорожных развязок, путепроводов через железную дорогу и прочую транспортную инфраструктуру Красноярска.