Группа НИИ, работающих в области мостостроения, обратилась к главе Министерства строительства России Иреку Файзуллину с просьбой разрешить строительство автодорожного моста с пролетами из алюминиевых сплавов в Нижегородской области по специально разработанным новым техническим условиям. Объект должен стать первым алюминиевым автомобильным мостом в Восточной Европе.
Практика такого строительства широко применяется за рубежом, в России же из «крылатого металла» пока строят только пешеходные мосты. Однако, по мнению экспертов МАДИ, ЦНИИС и НИУ МГСУ, автомобильные алюминиевые объекты во многом выигрывают у «обычных» сооружений, и за такими мостами будущее.
Легкий переход
Строительство пешеходных виадуков из алюминия – практика, которая расширяется в России в последние несколько лет. С 2017 года в стране построено 8 алюминиевых пешеходных мостов: в Москве, Туле, Нижегородской области, а также в Красноярске: три таких объекта появились на ул. 9 Мая, Партизана Железняка и Николаевском проспекте.
Это примеры внедрения новых технологий как в металлургии, так и в мостостроении.
Причем изготавливаются объекты из российского алюминия, в частности, произведенного и в Красноярске, а собираются также на отечественных предприятиях.
Появление пешеходных алюминиевых мостов стало возможным благодаря утвержденному в 2019 году в Минстрое своду правил «Мосты с конструкциями из алюминиевых сплавов». Пока он применим только для пешеходных сооружений. Чтобы получить возможность строить из легкого металла автомобильные мосты, требуется расширить нормативно-правовую базу. Именно с такой инициативой и вышли представители научно-исследовательских институтов.
Кстати, еще основатель РУСАЛа и общественный деятель Олег Дерипаска всегда выступал за развитие внутреннего рынка и применение алюминия как экологичного и технологичного металла во всех возможных сферах. В полной мере это относится и к мостостроению.
Почему мостам нужен алюминий
Алюминий является подходящим для строительства мостов металлом по многим причинам. Во-первых, эксперты отмечают, что алюминиевые конструкции могут успешно выдерживать нагрузки, которые многократно превышают планируемые эксплуатационные. Во-вторых, алюминий позволяет сделать инфраструктуру функциональной, экологичной, безопасной и, что немаловажно, эстетичной. В-третьих, алюминиевые мосты имеют низкий удельный вес, поэтому можно экономить на фундаментах и опорах.
Также алюминиевые пролетные строения имеют долгий лет службы – более 70 лет, и у них низкие эксплуатационные затраты на протяжении всего жизненного цикла.
НИИ в своем обращении к министру строительства не были голословны и представили результаты испытаний алюминиевых мостов. Проверкой основных конструкций автодорожного моста и алюминиевых ортотропных плит занимались высококвалифицированные специалисты институтов с многолетним опытом практической работы.
Третий алюминиевый пешеходный мост в Красноярске: через Николаевский проспект
Так, ортотропные плиты подвергались трем видам статических и усталостных испытаний – без дорожного покрытия и с двумя видами покрытий, традиционным асфальтобетонным и современным полимерным на эпоксидной основе.
Все образцы успешно прошли тестирование.
Максимальная статическая нагрузка составила 85 тонн, а это больше планируемых эксплуатационных требований. Что касается циклической нагрузки плиты, то она достигла 2 млн циклов.
Давно соединяют далекие берега
Успешность эксплуатации автомобильных мостов из алюминия подтверждает и многолетняя практика. В Швеции и Норвегии с 1990 года построено уже 80 алюминиевых мостов, а в Германии ежегодно строится около 70.
Примечательно, что для Германии такие объекты производит в том числе Красноярский металлургический завод.
Например, в 2021 году КраМЗ заключил контракт на поставку в страну 50 алюминиевых мостов.
В январе все 13-метровые конструкции были отгружены заказчику. КраМЗ продолжает активно сотрудничать с иностранными компаниями. Кстати, популярны мосты из алюминия не только в Европе, но и в Японии.
Но в то время пока алюминиевые мосты российского производства активно используются в других государствах,
«традиционные» мосты на территории нашей страны постепенно приходят в негодность, и нередко при этом возникают аварийные ситуации.
Еще в 2019 году на заседании Госсовета по развитию автодорог и безопасности ПДД отмечалось, что более 3,5 тыс. мостов и искусственных сооружений страны находятся либо в аварийном состоянии, либо на ее грани. И для ремонта, и для нового строительства здесь могли бы пригодиться недорогие и качественные алюминиевые конструкции.
«Еще пять лет назад фразу «Алюминиевых мостов не бывает» я слышала очень часто. Но мы доказали, что бывают… Алюминиевые сплавы широко используются в мире при строительстве пешеходных переходов, автомобильных мостов, реконструкции старых аварийных мостов. И эти конструкции поразили нас своей функциональностью, легкостью, эстетикой. А главное – низкой металлоемкостью и конкурентной стоимостью на всем жизненном цикле, – отмечает в комментарии «Строительной газете» сопредседатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская.
По ее словам, несколько лет работы по этой теме в профильных институтах дали результаты –
Россия теперь обладает уникальными компетенциями в проектировании и строительстве мостов и экспортирует их в Европу.
«Безусловно, алюминиевые решения займут свое достойное место. Ведь алюминий, по мнению ведущих архитектурных бюро России и мира, материал уникальный – и с точки зрения прочностных характеристик, и с точки зрения пластичности для воплощения любых задумок и архитектурных форм», – заключает эксперт.
В любом случае, в ближайшее время профессиональное сообщество с нетерпением ждет утверждения Минстроем РФ специальных технических условий, которые позволят спроектировать первый в стране алюминиевый автомобильный мост.