Запуск метро в Красноярске может фатально сказаться на часто критикуемых горожанами маршрутках – на линиях сократится до 50% автобусов. Большую долю пассажиропотока, по расчетам чиновников, возьмет на себя не только подземка, но и трамвай. Об очередных грандиозных планах по модернизации сети городского общественного транспорта рассказал журналистам министр транспорта края Константин Димитров.
9 сентября с АО «КрасноярскТИСИЗ» был подписан контракт на корректировку документации красноярского метро. Подрядчику предстоит выполнить проектные и изыскательские работы.
Исполнителю работ необходимо предусмотреть два этапа строительства метро. Первый – это участок из 6 станций («Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции» (пересадочная), «Проспект Мира», «Ленинская») на ветке, которая соединит Октябрьский район с историческим центром.
Второй этап – от ст. «Ленинская» (перегонный тоннель) до ст. «Октябрьская» (станции «Красный Яр», «Аэровокзальная», «Октябрьская») на ветке, которая соединит центр с парком 400-летия Красноярска. «Октябрьскую» предлагается также сделать пересадочной.
Всего станций будет 9,
но, возможно, и меньше.
«Как показывает практика, в метрополитене нельзя часто делать станции, это отпугивает пассажиров: много остановок, удлиняется маршрут по времени. На основании изучения пассажиропотока проектировщик изложит нам свое видение этой линии. Возможно, это будет не 6 станций, а 5.
Но протяженность, которую мы заявили, должна быть сохранена», –
прокомментировал Димитров.
Актуализированный проект должен быть готов и утвержден Главгосэкспертизой к концу 2020 года.
Но, как оказалось, метро – это только начало глобальных перемен в транспортной схеме Красноярска.
«Именно сама ветка метро проблемы не решает. Но она является определенным каркасом рейсового транспорта Красноярска. Мы ее берем за базу, к ней увязываем трамвай, а его увязываем с электричкой. И только так мы сможем оценить эффект по внедрению и проекта метрополитена, и проекта трамвая, и нашей городской электрички», – объяснил министр.
И тут же добавил:
«Если мы сделаем достаточно расширенную сеть трамваев и запустим метро,
то сможем убрать до 50% автобусов».
Например, по мнению Димитрова, слишком много автобусов ходит по Коммунальному мосту.
«Если сделать практически единственным средством передвижения с правого на левый берег трамвай – а этого можно добиться только расширением его сети, чтобы человек не пересаживался по восемь раз на остановках, – тогда мы можем существенно сократить количество автобусов», – развил он свою мысль.
Проезжать на всех видах транспорта удобно по одному билету, а плата должна взиматься за количество пройденных километров, считает Димитров. Управлять этой системой должна муниципальная или государственная компания.
Так все выглядит в идеале, но до реализации замысла еще очень и очень далеко.
«Это должно заработать в комплексе. Существующая система не может качественно работать с новой системой транспорта. Все должно перейти на новый уровень», – уточнил министр.
Примечательно, что в июле губернатор Александр Усс дал минтрансу год на запуск в Красноярске скоростного трамвая.
Но пока в ведомстве даже толком не понимают, куда и откуда каждый день ездят горожане.
«Надо понять, люди не только откуда едут, но надо понять, откуда и куда едут», – туманно обозначил задачу Димитров.
Чтобы разобраться в вопросе, власти планируют запустить в этом году разработку транспортных градостроительных документов и изучить современный пассажиропоток города.
«Мы должны сделать понятную модель движения, куда люди ездят. И только после этого начинать планирование трамвайных маршрутов», – сказал министр.
Как скоро в Красноярске реализуют эту кардинально новую систему организации общественного транспорта, пока неизвестно.
«Мы пока не понимаем «масштабов бедствия». Когда все сделается, посчитается, мы поймем объемы инвестиций, установим приоритеты. И скажем, к какому году какой этап будет реализован. Чтобы все сломать, нужно все правильно спроектировать. Чтобы потом нормально построить», – сказал Димитров.
По его словам, разработка градостроительных документов займет год, затем потребуется время на формирование комплексной транспортной схемы.
«Затраты необходимо распределить на довольно долгосрочную перспективу. Соответственно, на концессионное соглашение с разработкой документа транспортного планирования понадобится где-то 2,5 года. А потом предстоит его реализация», – пояснил министр.
По словам Константина Димитрова, подрядчик перепроектирования метро – «КрасноярскТИСИЗ» – «продемонстрировал резкий старт» и уже «глубоко погружен» в работу. При этом на субподряд будут привлечены «Ленгипротранс» и «Красметпроект», поскольку «КрасноярскТИСИЗ» «не обладает такой компетенцией, как проектирование метрополитена», добавил глава минтранса.
Каким будет красноярское метро, тоже неясно. В минтрансе обещают поезда без машинистов.
Такой может быть «Аэровокзальная»
«Вот как мы запроектируем, какое будет метро, какие составы – скоростные, беспилотные – все, что позволяет законодательство в использовании подвижного состава с возможным переходом на беспилотное управление, все это будем максимально применять. Не раз уже было заявлено, что мы хотим сделать современное метро», – пообещал Димитров.
Тем временем проектировщик, АО «КрасноярскТИСИЗ», предложил красноярцам присылать свои пожелания к облику будущих станций. Мнения горожан учтут при корректировке проекта, их можно оставить в течение сентября и октября.