В Красноярске накануне состоялись слушания по проекту планировки территории бывшего судостроительного завода им. Побежимова, на которых на самом деле обсуждались планы дальнейшей застройки Южного берега.
В первую очередь участники мероприятия протестовали против строительства на въезде в район скандальных высоток ООО «Белый город». Но в ходе встречи крепко досталось и застройщику Южного берега, главе компании «СМ.СИТИ» Александру Коропачинскому.
Его критиковали за отсутствие в районе социальной инфраструктуры и в особенности за школу, которую он обещает построить уже много лет.
Тот в ответ обозвал собравшихся «толпой» и заявил, что ничего не обещал, а во всех проблемах района обвинил мэрию.
Актовый зал администрации Свердловского района, где проходили слушания, перестал вмещать желающих поучаствовать в мероприятии еще минут за 10 до его начала. Люди, которым не хватило сидячих мест, толпились в проходах и тянули головы, силясь разглядеть вывешенные перед сценой презентации.
Интерес к мероприятию был понятен – совсем недавно на Южном берегу состоялся стихийный митинг против строительства на въезде в район жилых высоток, которое ведет компания «Белый город».
В 18:00 замглавы управления архитектуры мэрии, председатель комиссии Ольга Соснова объявила слушания открытыми и после дежурных фраз передала слово для доклада представителю проектировщика (ООО «Проектдевелопмент») Антону Шаталову.
Тот напомнил, что участок вдоль Абаканской протоки Енисея, бывшую территорию судостроительного завода, сейчас осваивает группа «СМ.СИТИ». Конкурс на проект первого жилого квартала здесь состоялся еще в 2005 году, действующий проект застройки вступил в силу с 2011 года.
Вынесенный на слушания документ имеет ряд важных отличий. Из него исчезли дома на насыпной территории затона, за счет чего расчетная численность населения уменьшилась с 14 до 10 тыс. человек.
В районе увеличено число мест в детсадах и сокращено число мест в 2 запланированных к строительству школах. На искусственно образуемом за счет засыпки протоки земельном участке планируется разместить школу на 1200 мест (подробнее об изменениях в проекте можно почитать тут).
«Реализация планов по строительству образовательных учреждений и поликлиники намечена на второй этап – это 2028 год», – сказал Шаталов.
После его доклада Соснова предложила залу задавать вопросы. К микрофону вышел мужчина с желтой папкой, и, сообщив, что в ней документы с предложениями, передал ее комиссии.
Он отметил, что на площадке при въезде на Южный берег, где к 2020 году ООО «Белый город» намерено построить жилые 24-этажные высотки, в рассматриваемом проекте предусмотрено строительство
к 2028 году 4 жилых домов гораздо меньшей этажности.
«То есть информация в проекте не соответствует действительности», – заявил докладчик и под бурные аплодисменты зала предложил отозвать разрешения на строительство у «Белого города».
Еще одна жительница Южного берега рассказала, что работает проектировщиком, и поделилась своими расчетами, согласно которым разрешения на строительство «Белому городу» могли быть выданы
с нарушениями.
В свою очередь жительница ул. Навигационной, 7 раскритиковала чиновников, одобривших дома «Белого города».
«Я понимаю строителей – им надо хапнуть побольше!
Но те, кто подписывает эти разрешения, не несут никакой ответственности. Выйдет по телевизору и в экран говорит – все прекрасно! Выбирают их хоть в Заксобрание, хоть куда – все такие стройные! А потом в телевизор не входят!», – сокрушалась женщина под смех зала.
Другие выступавшие говорили, что новые высотки на въезде в район создадут дополнительную нагрузку на инфраструктуру Южного берега,
с которой и так далеко не все гладко.
«Социальная сфера в проекте осталась полностью неохваченной, – сетовала местная жительница. – На нашей территории все застраивается жилыми домами.
Детских садов, школ, поликлиник просто нет.
В детский сад «Золотая рыбка» очередь в 500 человек. Школа, которая находится рядом, построена в 1934 году, ее давно надо закрыть на ремонт. В поликлиниках огромные очереди. Мое предложение – давайте в первую очередь строить детские сады и школы.
Жилые дома мы успеем построить всегда, потому что это самое прибыльное. Да, Александр Игоревич?», –
подколола выступавшая Александра Коропачинского, который сидел в первом ряду, и этим заслужила аплодисменты зала.
За застройщика заступился Шаталов, сообщивший, что проект планировки не определяет сроки появления социальных объектов, но указывает, «где они могут появиться, чтобы на их месте не возникло жилого дома».
«Так у нас уже возникло!», – выкрикнули ему из зала.
«Не возникло у вас ничего!», – огрызнулся Шаталов.
Следующие выступающие постарались объяснить ему, что он не прав.
«Когда мы заезжали в 2010 году на Южный берег, все было радужно, на месте Малых кварталов была нарисована школа, – рассказала очередная местная жительница. –
С тех пор эта школа все мигрирует, как летучий голландец, куда-то перемещается, на ее месте строятся жилые дома. Вы сейчас опять показываете планы 2-й очереди и 2028 года,
а в 2028 году школа еще куда-нибудь улетит. Стройте сейчас, что мешает?»
(Подробнее об эпопее со школой в Южном берегу, которую, вопреки многочисленным обещаниям, не могут начать строить и по сей день, можно почитать тут. – Ред.).
Тут в разговор вступил еще один член комиссии, и.о. руководителя управления архитектуры Максим Волков.
«Поясню по соцобъектам – объекты дорогие!», – расставил он все по местам, но уже от следующего оратора получил ответ, что «в предыдущем плане была школа, а застройщик лепит туда дома».
Шаталов попросил показать ему этот план. Одна из жительниц продемонстрировала с экрана телефона самый первый эскиз будущего района со школой на месте Малых кварталов.
«Это не проект планировки! – заявил Шаталов. – Это концепция голландской компании! Это была просто картинка!».
Собравшиеся в зале такого поворота не оценили.
«Получается, когда мы в 2010 году покупали квартиры, глядя на эту картинку, нас всех обманули?», – вопросило сразу несколько человек.
Шаталов протянул микрофон для ответа Коропачинскому, но тот говорить отказался.
Один из ораторов предложил поднять руки в зале тем, кто против проекта. Руки подняли все. Следующий попросил «подытожить все сказанное»
и обратился к комиссии.
«Люди хотят сохранить ту красоту, за которую платили деньги. Мы не хотим, чтобы Южный берег превратился в Белые Росы. Вы должны услышать людей!
А не тех, кто в строительной компании единоразово набивает свои карманы!».
Коропачинский на эту реплику осуждающе покачал головой, но снова сохранил молчание.
Следующая выступающая напомнила, что в 2011 году в горсовете новый проект планировки Южного берега (сейчас действует именно он) депутаты согласовали в обмен на обещание, что застройщик начнет делать насыпь под выносимую из центра района на берег школу в 2012 г.
«В 2012 году никто не начал делать насыпь под школу. Никакой ответственности за нарушенные обещания никто не понес. И тот проект, который нам предлагают сейчас, точно так же нарушат», – сказала выступавшая.
Ее реплика спровоцировала очередной виток перепалки между залом
и членами комиссии. Чтобы утихомирить публику, присутствовавший в президиуме глава Свердловского района Игорь Титенков протянул микрофон Коропачинскому. Тот в ответ снова замахал руками, но глава района был настроен решительно.
«Предлагаю дать слово застройщику, который сейчас все пояснит. Александр Игоревич, вам слово!», – сказал Титенков, и Коропачинскому ничего не оставалось, кроме как подняться на сцену.
С трибуны в чрезвычайно резкой форме, периодически срываясь на крик, застройщик принялся хвалить себя, а собравшихся обвинять в глупости.
Тех, кто пытался ему возражать, он обрывал окриками «Помолчите!», «Тихо!», «Вам слова не давали».
Недовольным ситуацией он предложил уехать из Южного берега.
«Вы не слышите никого! Вы сейчас с водой ребенка выплеснете, если не включите голову и не послушаете, о чем вам говорит разработчик и я!
Я добрый гений или злой? Вы живете на Южном берегу, район лучший
в городе. Кто его построил? Наши с вами цели совпадают.
Вы хотите комфортно жить, а я хочу заработать как можно больше денег.
Квартиры на Южном берегу самые дорогие в городе. Любой сидящий
в зале может продать свою квартиру и купить в полтора раза большую
в любом другом месте», – сказал Коропачинский.
Последняя реплика спровоцировала очередную бурю возмущения в зале, но девелопер разыграл обиду.
«Тогда я уйду, а вы будете жить в гетто!», – пригрозил он.
Когда зал снова поутих, Коропачинский сосредоточился на положительных сторонах рассматриваемого проекта – и новых рассказах о том, что город может начать строить школу в западной части Южного берега уже в 2019 году.
«А гарантии где? Вы уже раньше обещали!», – спросили из зала.
«Тихо! – ответил окриком Коропачинский. – Никогда за всю историю Красноярска ни один застройщик за свой счет не строил школу. Она стоит миллиарды, это невозможно!
Поэтому, когда раздаются возгласы: «А вы обещали!» – никогда я не обещал строить школу за свои средства.
Я в этом зале лучше всех знаю градостроительные нормы. Вы сейчас подогретые, возмущенные, проголосуете против того, что в следующем году начнет строиться школа.
Это эффект толпы, вас завели!», – заявил застройщик.
«Мы не толпа!», – закричали из зала.
«Вам слова не давали! – ответил Коропачинский и продолжил нахваливать себя. –
Я никогда не слушаю, что мне говорят жители. Я делаю то, что считаю нужным и правильным. Потому что, в отличие от толпы, я читал книжки!»
Тут на сцену поднялась еще одна местная жительница.
«Вы говорите, что не слушаете людей. И это так. Люди пытаются до вас донести – нам уже некомфортно там жить. У нас есть много проблем. Мы эти проблемы пытаемся высказать».
«Какие у вас проблемы?!» – прикрикнул на нее Коропачинский.
«У нас невозможно попасть в поликлинику, невозможно отдать ребенка в детсад, невозможно по месту жительства попасть в школу! Вот вы минуту назад пообещали, что если мы проголосуем, то в 2019 году начнется стройка школы. Где гарантии?».
«При чем здесь Коропачинский? Это бюджетные объекты!
– вырвал у нее из рук микрофон застройщик. – Это вопрос к мэру города, задайте ему вопрос! Я обещал или я сказал, что город планирует?».
«То есть у нас нет никаких гарантий?» – спросила жительница.
«Если проголосуете против, тогда вы останетесь без школы еще на 2‑3 года!», – вновь отобрал у нее микрофон и перешел к угрозам Коропачинский.
После этой перепалки продолжать обсуждение было бессмысленно. Люди в зале без всяких предложений от комиссии потянулись со своими бюллетенями к урне для голосования и на выход.
По предварительным итогам, за корректировку проекта высказалось 15 присутствующих, 31 против, еще более 300 голосов учли как «предложения по изменению проекта».
Добавим, что за пренебрежение к объектам инфраструктуры «СМ.СИТИ» критикуют не только жители Южного берега. Аналогичные проблемы сейчас ожидаются и в Академгородке, площадку в котором осваивает застройщик.