Бюджеты регионов в этом году потеряют значительную долю запланированных налоговых поступлений. Властям буквально на ходу приходится перестраивать систему межбюджетных отношений, но эти меры могут не принести желаемого результата.
Минфин обнародовал данные по исполнению бюджетов субъектов федерации в феврале. С учетом безвозмездных перечислений они были исполнены с дефицитом 43 млрд рублей (против профицита в 226 млрд рублей в феврале 2008 года).
Антон Силуановзаместитель министра финансов РФ
По словам заместителя министра финансов Антона Силуанова, январь завершили с дефицитом всего 3 из 82 регионов, а в феврале дефицитным стал бюджет уже 51 субъекта РФ. При этом, если в январе налоговые и неналоговые доходы бюджетов снизились на 11% относительно этого же периода прошлого года, то за февраль этот показатель упал на 31%. Основное сокращение доходов произошло по налогу на прибыль организаций — оно составило примерно треть от запланированного объема.
В этих условиях, безусловно, самым актуальным для региональных властей становится вопрос наполнения трещащих по швам бюджетов. Следует вспомнить нашумевшее заявление губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, сделанное им в конце февраля на Красноярском экономическом форуме.
«Запас прочности у самых сильных регионов России составляет месяц. Начались неплатежи между смежниками крупных предприятий, практически параличом охвачена банковская система, если не принимать каких-то конкретных мер, ситуация сложится критическая», — утверждал губернатор. По его мнению, нужно сегодня принять конкретные меры для недопущения ухудшения ситуации в российских регионах в условиях кризиса. Потому что даже у такого сильного региона, как Красноярский край, ресурсы по противодействию кризису на исходе.
Это заявление вызвало немедленную реакцию на всех уровнях власти. Тема регионального бюджетирования и роли федерального центра в этом процессе стала сегодня едва ли не самой обсуждаемой.
Кому плохо — вблизи виднее
Традиционно начало весны — время, когда регионы подводят итоги исполнения бюджета прошлого года. На минувшей неделе этой теме было посвящено заседание совета администрации Новосибирской области.
Согласно отчету, на 2008 год доходная часть бюджета определена в сумме 67,7 млрд рублей. По факту же поступления за прошлый год составили 66,6 млрд рублей, или 98,3% от плана. По словам руководителя областного департамента финансов и налоговой политики Леонида Горнова, на доходы повлияло снижение темпов роста по различным отраслям промышленности, связанное с началом экономического кризиса.
Что касается расходной части, то она составила 68,7 млрд рублей. Но кассовое исполнение расходов областного бюджета Новосибирской области за 2008 год равняется 62,9 млрд рублей, или 91,5% от запланированной суммы. Таким образом, фактически бюджет региона исполнен с профицитом в 3,7 млрд рублей.
Руководитель областного департамента финансов и налоговой политики отметил, что в структуре бюджетных доходов большая часть пришлась на налог для физических лиц (НДФЛ, составляет 37% от общего объема) и налог на прибыль организаций (33%).
Впрочем, интересны не сами цифры исполнения бюджета, а их интерпретация структурами власти. Леонид Горнов считает, что по шкале оценки степени влияния кризиса на экономику регионов Новосибирская область занимает некое среднее положение среди регионов-доноров, которые кризис затронул больше всего.
«Но в то же время о перспективах 2009 года говорить сложно, ведь даже доходная часть бюджета РФ снижена с 11 до 6 триллионов рублей, — сетует он. — Кроме того, до сих пор нет прозрачности в расходовании средств центром по федеральным целевым программам, и в 2009–2010 годах придется постоянно возвращаться к этому вопросу. В лучшем случае федеральные поступления в бюджет региона останутся на прежнем уровне, хотя в 2008 году они выросли практически вдвое по сравнению с 2007 годом».
Виктор Толоконскийгубернатор Новосибирской области
Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский считает, что нужно реально смотреть на вещи. «Мы внесли уточненную редакцию бюджета на 2009 год, полностью сбалансированную, и приняли в ней более высокий коэффициент при расчете собираемости налогов, чем сейчас принимает сам Минфин, — рассказывает он. — Он у нас равен 0,75 к уровню 2008 года, в то время как федеральное финансовое ведомство полагает этот коэффициент равным 0,6». Другими словами, местные власти надеются собрать с налогового поля региона денежный урожай в размере 75% от уровня прошлого года, а Минфин предполагает по всей стране только 60-процентный уровень.
По словам губернатора, такая самоуверенность власти вполне обоснована, но для достижения заявленной цели придется потрудиться. «Это для нас дополнительные два миллиарда рублей в масштабе региона, но чтобы взять эти деньги, надо повысить эффективность использования налогового потенциала и учесть все резервы, которые будут нами найдены при анализе бюджета 2008 года», — подчеркивает он.
Федеральный центр, в отличие от чиновников местного уровня, более пессимистичен. Минрегион опубликовал мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. По оценке ведомства, в текущем году 25 регионов в стране столкнутся с проблемой финансирования текущих расходов. Наиболее проблемными территориями по этому показателю в Сибири являются Новосибирская область и Красноярский край.
Михаил Котюковминистр финансов
Красноярского края
Чиновники последнего также не разделили точку зрения Минрегиона — даже несмотря на упоминавшееся заявление губернатора края Александра Хлопонина, в краевом правительстве считают, что оснований для паники нет, если, конечно, вовремя придет помощь федерального центра. Краевой министр финансов Михаил Котюков видит идеальным вариант, при котором бюджет региона получал бы средства от центра на возвратной основе. Отдавать занятые таким образом деньги власти будут, как только улучшится конъюнктура на внешних рынках. Пока же, по итогам февраля нынешнего года, индекс промышленного производства в крае сократился на 11% относительно уровня того же месяца 2008 года, и на 4% относительно января 2009 года.
В список сибирских субъектов федерации, которых по версии Минрегиона в наибольшей степени задел кризис, вошла и Омская область. И здесь также, с точки зрения местных властей, все неоднозначно.
Игорь Мураевминистр экономики Омской области
«Результаты этого исследования представляются экономистам Омской области не такими уж категоричными, — отмечает министр экономики Омской области Игорь Мураев. — Минрегион на основании данных за четвертый квартал 2008 года отранжировал регионы по степени влияния мирового финансового кризиса на их социально-экономическое развитие. Выделено 13 регионов РФ, которых на основании математических расчетов кризис коснулся больше всего. В эту группу наряду с Липецкой и Ярославской областями, в массе своей дотационными регионами, вошла и Омская область. Эта методика измерений отражает лишь кратковременный отрезок времени, сужая угол зрения. А цифры представляются тем мрачнее, чем динамичнее регион развивался на протяжении последних лет».
По данным статистики, в феврале 2009 года в регионе зафиксирован рост производства в промышленности по отношению к январю. Увеличение производства в феврале обеспечено за счет роста объемов выпуска резиновых и пластмассовых изделий (на 41%), электрооборудования (на 51,4%), транспортных средств (на 22,9%), пищевых продуктов (на 11,5%), производства кокса и нефтепродуктов (на 4,9%).
Не повезло с отраслями
Очевидно, что в нынешнем году наибольшие трудности по наполнению и исполнению бюджетов ждут регионы, экономика которых, по несчастью, оказалась ориентирована на экспортнозависимые отрасли. То, что раньше, при росте цен на сырье, считалось благом, сегодня представляется ярмом на шее региона и головной болью для его властей.
Обратимся вновь к данным уже упоминавшегося мониторинга Минрегиона. В нем к группе территорий с высоким уровнем риска неблагоприятного развития рынка труда отнесены 17, имеющих наиболее высокие риски в кризисное время — здесь доля занятого населения в «кризисных» отраслях составляет более 25%.
В Сибири в число этих регионов вошла, в частности, Кемеровская область. Экономика ее практически полностью опирается на отрасли, которые сейчас, что называется, не в фаворе. Упавший спрос на мировых рынках на металлургическую продукцию, а также обвальное снижение темпов строительства привели к падению объемов металлургического производства. По цепочке это затронуло производство коксующихся углей, электроэнергии. Угольные компании также оказались в зависимости от ситуации на мировых рынках и сейчас заметно сокращают инвестиционные программы. А ведь именно к угледобывающей и металлургической отраслям относятся основные налогоплательщики Кемеровской области, на долю которых приходится более трети налоговых бюджетных поступлений.
Учитывая тяжелую отраслевую ситуацию на Кузбассе, не случайно именно здесь Председатель Правительства РФ Владимир Путин провел недавно заседание правительственной комиссии по вопросам регионального развития «О состоянии консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и мерах по их оздоровлению». Это событие позволило властям региона напрямую адресовать правительству свои просьбы относительно бюджетной политики в 2009 году.
По словам губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, нестандартная ситуация в экономике требует и нестандартных подходов к управлению бюджетом. «Правительством приняты правильные антикризисные решения, и нам сегодня как никогда нужна скорость их исполнения. Это строительство жилья, программы инвестиций железных дорог, инвестиции вагоностроения, инвестиции в строительство мостов и дорог», — заявил губернатор. Реализация этих программ предполагает использование больших объемов металлургической продукции, что благотворно отразится на состоянии экономики региона.
Аман Тулеев также считает, что существенно увеличить внутренний спрос на металлопрокат может помочь отрасль ЖКХ, и это вновь выход из тупика для металлургов: «Предлагаю сформировать в этом году трехлетнюю программу ремонта инженерных сетей в рамках федеральной программы «Жилище» — с долевым участием в ней регионов. Получится, что одними деньгами мы решим сразу несколько ключевых проблем».
Он уточнил, что власти Кузбасса перешли на ежедневное бюджетирование: каждый день устанавливаются лимиты финансирования для каждого бюджетополучателя по первоочередным расходам. Это позволяет оперативно реагировать на изменение ситуации в области, но, несмотря на это, потери бюджета Кузбасса, по мнению Амана Тулеева, составят в текущем году не менее 32 млрд рублей (около трети от скорректированного объема доходов). И межбюджетный трансферт Кузбассу в 2009 году должен быть увеличен по этой причине не менее чем на 3 млрд рублей.
В Томской области сегодня наиболее тяжелая ситуация сложилась на предприятиях машиностроения и электротехнической промышленности. На них произошло максимальное сокращение объемов производства, там наиболее сложная ситуация с занятостью людей с точки зрения полного рабочего дня.
В условиях дальнейшего развития финансового кризиса в регионе ожидается снижение объемов реализации основных видов промышленной продукции. Производство горно-шахтного оборудования сократится на 55%, металлорежущего инструмента — на 10%, кабельной продукции — на 30%, манометрической продукции — на 30%. Вторая по напряженности отрасль — это строительство.
В то же время, хотя и наметился спад в экономических показателях строительной, нефтегазовой и некоторых других отраслях, говорить сегодня о крахе томской экономики нельзя, считает заместитель губернатора Оксана Козловская: «На территории области находится 17 подразделений крупных вертикально интегрированных компаний, среди которых «Роснефть», «Газпром», «СИБУР», «Трансгаз», «Транснефть», «Микроген», «Фармстандарт». Здесь действуют крупные предприятия сельского хозяйства — Сибирская аграрная группа, Межениновская птицефабрика, которые работают без существенного снижения объемов производства. Все эти компании сохранили инвестиционные программы в бюджетах на 2009 год. Не могу сказать, что там хорошая динамика роста по инвестициям, но, по крайней мере, инвестиционная составляющая присутствует у всех крупных предприятий».
Виктор Крессгубернатор Томской области
Тем не менее в этом году областной бюджет может потерять 2,5 млрд рублей. Это связано с тем, что в 2009 году ожидается снижение уровня нефтедобычи примерно на полмиллиона тонн. Губернатор Виктор Кресс обратился к недропользователям с призывом не сокращать уровня добычи нефти и газа, и областная власть готова оказать в этом максимальное содействие.
Основное нефтедобывающее предприятие региона и главный налогоплательщик — «Томскнефть» — в этом году снизит объемы добычи на 3%. Кроме того, компания намерена уменьшить объем капиталовложений на несколько миллиардов рублей. Более чем на 1 млрд снизятся налоговые отчисления «Томскнефти» — 2 млрд 200млн рублей против 3,5 млрд в прошлом году. Эта сумма может быть еще ниже, если стоимость углеводородов на внутреннем рынке останется на прежнем уровне.
Бюджеты любят счёт
До конца марта Томская область вынуждена прекратить ассигнования по всем дополнительным программам, кроме поддержки предпринимательства и субсидирования процентной ставки по ипотеке. Иначе теперь, в условиях бюджетной неопределенности, просто нельзя. Также облдума приняла поправки в закон «О бюджете региона на 2009 год и плановый период 2010-го и 2011 годов». С учетом поправок доходы областного бюджета в 2009 году остаются без изменений — 30,3 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые — 22,3 млрд рублей. Расходы бюджета Томской области составят 32,4 млрд рублей. Дефицит бюджета региона равен 2,2 млрд рублей или 9,7% к доходам областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
«Не могу сказать, что у нас все трагично, порой мы перебираем, — говорит Оксана Козловская. — Ситуация непростая, если сравнивать ее с ситуацией прошлого года. Мы ждем, что инвестиции в основной капитал в этом году составят не 80 или 90 миллиардов, как мы ожидали, но на уровне 70 миллиардов рублей вливание в экономику произойдет».
Игорь Есиповский губернатор Иркутской области
В Иркутской области правительство обсудило вопросы повышения доходной части бюджета региона за счет лесопромышленного комплекса. Губернатор Игорь Есиповский отметил, что «в Стратегии развития региона до 2020 года будет сделана ставка на лесоперерабатывающую промышленность. Иркутская область должна стать центром лесопереработки в России». Основными задачами в этой сфере на ближайшее время губернатор назвал увеличение объема переработки древесины и прекращение вывоза круглого леса за пределы региона, а также создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов и увеличения поступлений в бюджет.
Расходную часть красноярского краевого бюджета планируется сократить на 30%. Как считают чиновники администрации края, события развиваются не лучшим образом и поэтому корректировки бюджета не избежать. «Это будет не секвестр — равномерное сокращение всех статей, а именно корректировка бюджета. Но это не значит, что край переходит к бюджету простого функционирования, — подчеркивает Александр Хлопонин. — Даже в кризисном бюджете мы предусматриваем расходы на строительство сельских школ, объектов здравоохранения, дорог, жилья для ветеранов войны. В новые проекты заходить пока не будем, но все пусковые объекты обязательно достроим».
Пересмотру предполагается подвергнуть мероприятия краевых целевых программ, затраты на строительство новых объектов, почти на 3 млрд рублей планируется сократить расходы на содержание органов управления и краевых бюджетных организаций.
Бег по кругу
На 2009 год регионы РФ запланировали рост доходов в среднем на 7% и расходов — на 14%. При этом, по оценкам Минрегиона, доходная база территорий должна снизиться в сравнении с 2008 годом как минимум на 8–10%. Такие же прогнозы дают Минфин и Минэкономики. Покрывать образовавшийся дефицит доходов бюджета региональные власти, видимо, твердо намерены за счет трансфертов из федерального бюджета.
В свою очередь, федеральный центр от помощи субъектам не отказывается. На заседании в Новокузнецке Владимир Путин сообщил, что регионы России дополнительно получат из федерального бюджета в качестве финансовой помощи 300 млрд рублей. Из них дотаций для обеспечения сбалансированности бюджетов регионов в размере 150 млрд рублей, а также дополнительных бюджетных кредитов на срок до трех лет на сумму 150 млрд рублей. Выделение помощи будет тесным образом связано с выполнением регионами социальных программ.
«Приоритетами должны стать выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, выполнение других, предусмотренных федеральным законодательством социальных обязательств, финансирование программ содействия занятости и поддержки малого бизнеса», — отметил Председатель Правительства РФ.
Кроме этого, с января в бюджеты субъектов федерации зачисляется 100% акцизов на бензин и дополнительно 0,5% ставки налога на прибыль. Это даст в общей сложности еще около 100 млрд рублей дополнительных доходов для субъектов РФ.
Но по большому счету, радоваться тут регионам нечему. Заместить в полном объеме выпадающие из-за кризиса доходы региональных бюджетов федеральный центр не сможет при всем желании. Значит, по-прежнему остро для местных властей встанет вопрос собираемости налогов и оперативного бюджетирования. «Нужны прогнозы по налоговым поступлениям, для этого нужно наладить обмен информацией между УФНС и администрацией региона, — расставляет приоритеты Леонид Горнов. — Кроме того, нужно строго спрашивать с предприятий исполнение налоговых обязательств перед бюджетом».
Год обещает быть трудным, и от властей он потребует гораздо большей эффективности работы. «Минфин прогнозирует, что налоговый потенциал в 2009 году будет равен 2007 году. Мы же считаем, что будет выше, — уверен Виктор Толоконский. — Требуется большая эффективность расходования средств, затраты будут сокращены, но этими меньшими деньгами мы должны сделать столько же, сколько бы сделали в бескризисной ситуации. Это и есть повышение качества управления, а не формальная работа по расходованию бюджета».
Легко работать, когда финансирование прописано по всем статьям, но изыскать средства в ситуации нехватки денег — вот высший пилотаж антикризисного управления. Поэтому сегодня властям придется отходить от управленческого стереотипа, когда реализация региональных проектов начинается с выбивания федеральных средств. Придется искать новые резервы и подходы к финансированию, а это в 2009 году будет сделать очень непросто. При этом крайне важно не погрузиться в рутину решения сиюминутных проблем и задач, а все-таки жить на перспективу. В противном случае чиновники продолжат работать пожарными.