статья

В стране невыученных уроков

Обсуждение бюджета Красноярского края на 2009-2011 гг

Законодательное Собрание выполнило недопустимую операцию, но не будет закрыто.

Обсуждение и принятие бюджета на грядущие три года (2009-2011) в Законодательном собрании края превра­тилось в настоящее политическое шоу, которое иной сторонний наблюдатель, слабо разбирающийся в том, как работает государственный аппарат, вполне мог бы принять за представление театра абсурда. Или в этакий, как сказал классик, «сеанс черной магии с последующим разоблачением». Впрочем, надо отдать должное краевым парламентариям: они сумели найти новое прочтение классического сюжета, ибо в данном случае сначала были разоблачения, а уж потом начались чудеса

Выбрать нужную таблетку

Проект бюджета на 2009-2011 г.г. правительство края представило Законодательному Собранию еще 15 октября.

Спустя почти месяц, 13 ноября, состоялось заседание краевого правительства, на котором министр финансов Михаил Котюков рассказал о том, сколько у правительства сейчас есть средств.

Выяснилось, что довольно много денег на тот момент потратить попросту не успели   за девять месяцев бюджет выполнили менее чем на две трети. Но это, мол, и хорошо, потому как вокруг бушует мировой финансовый кризис, уже сейчас понятно, что бюджет на будущий год будет дефицитным, и лишние деньги в такой ситуации завсегда пригодятся. Глава правительства Эдхам Акублатов так и сказал: «Начинаем формировать «подушку безопасности». Впрочем, тем, кто внимательно слушал выступление министра финансов, стало ясно, — какой бы пухлой эта подушка ни была, ее все равно может не хватить: Михаил Котюков говорил, что нужно тщательно все проверить, как следует все пересчитать, отменить все ненужные командировки и отказаться покупать все то, без чего можно обойтись.

В общем, ничего удивительного. Вполне разумные слова добросовестного финансиста, вынужденного считаться с реалиями наступающего кризиса.

Однако в тот же день, 13 ноября, заседало не только краевое правительство, но и комитет Законодательного Собрания края по бюджету и налоговой политике.

Комитет обсуждал проект бюджета на 2009 год. Проект, подготовленный тем самым правительством, которое в этот же самый день заседает где-то рядом и произносит слова о «подушке безопасности» и необходимости тотальной экономии. Когда юристы Заксобрания прочитали проект бюджета, они очень удивились. Начальник экспертно-аналитического отдела экспертно-правового управления ЗС Татьяна Миндеева прямо заявила, что этот проект написан так, словно никакого финансового кризиса нет и в помине, цены на никель по-прежнему растут, а вот цены на продукты первой необходимости и ставки по банковским кредитам напротив, расти и не думают. Стабильность, короче, сплошная. В реальности же, как всем известно, происходило совсем другое. То самое, о чем говорил председатель правительства, выступая перед теми самыми людьми, которые подготовили благостный проект бюджета, повергший в изумление парламентских юристов.

Невольно создавалось впечатление, что у краевого правительства в ходу целых две реальности, как в фильме Матрица

Невольно создавалось впечатление, что у краевого правительства в ходу целых две реальности, как в фильме «Матрица». Одна — настоящая, суровая, для реальных серьезных мужчин, которые вынуждены смело смотреть в лицо мировому кризису. А другая — красивая, розовая, вкусно пахнущая, благостная и беспечная — для депутатов.
Впоследствии выяснилось, что примерно так и было дело. Чиновники краевого правительства разработали два варианта экономического развития края, благоприятный и неблагоприятный. Впрочем, правильнее, было бы сказать так: очень благоприятный и не очень. Высокого уровня благоприятности удалось достичь исключительно за счет того, что исходные предпосылки брались не те, которые были похожи на правду, а те, которые очень хотелось иметь.

И дальнейшие события показали, что люди из краевого правительства с депутатами не ошиблись — предложили народным избранникам таблетку нужного цвета.

Морфеус — он такой, никогда не ошибается.

Качественно и неадекватно

Я уже говорил, что в этой истории все необычно — сначала идет разоблачение магии, а уж потом начинаются собственно чудеса.

14 ноября, на следующий день после того, как министр финансов призывал чиновников потуже затянуть пояса, а эксперты Заксобрания сильно удивлялись, читая проект бюджета, подготовленный подчиненными министра, этот самый проект начали обсуждать депутаты.

Накануне главный эксперт Заксобрания Татьяна Миндеева, прочитав проект бюджета, говорила: «Это всего лишь радужные ожидания. На чем они зиждутся, нам не очень понятно».

А на следующий день первый заместитель председателя Законодательного Собрания края, председатель комитета по бюджету и налоговой политике Валерий Семенов объяснил «на чем они зиждутся». Как оказалось, на неискоренимом оптимизме. «Сегодня мы закладываем в бюджет цену на никель 20 тыс. долларов за тонну, несмотря на то, что по итогам последнего квартала средняя цена составляет порядка 11,4 тыс. долларов. Однако любые кризисы рано или поздно заканчиваются, и мы надеемся, что этот закончится рано, цена по 2009 году подойдет к рубежу в 20 тыс., и мы получим те деньги, которые планировали».

Нестандартный подход к проблеме принятия бюджета, высосанного из пальца, продемонстрировал и заместитель председателя Счетной палаты Красноярского края Виктор Астраханцев. Начав свое выступление на слушаниях по бюджету, он прямо сказал, что бюджет этот неадекватный, и что многие показатели там взяты попросту с потолка. И даже прозрачно намекнул на то, что люди, сочиняющие подобные документы на федеральном уровне, стараются вписывать в свои прогнозы не настолько завиральные цифры.

После чего Астраханцев заявил, что этот самый проект бюджета, который он только что разнес в пух и прах, принять все-таки нужно. В первом чтении. А потом, мол, поправим.

Спикер Заксобрания Александр Усс проект бюджета, который Астраханцев счел неадекватным и предложил принять в первом чтении, назвал «качественным документом».

Может ли быть официальный документ, — коим проект бюджета, представленный правительством на рассмотрение парламента, безусловно, является, — одновременно неадекватным и качественным?

Театра абсурда отнюдь не зря был помянут в начале этого текста.

Зачем они это делают?

Попробуем разобраться. Тот же Усс, открывая слушания 14 ноября, говорит, что обстановка очень нестабильная, и что в такой обстановке невозможно заниматься даже среднесрочным планированием. При этом депутаты на полном серьезе собираются принять основополагающий финансовый документ края, расписывающий доходы и расходы на три года вперед. Документ, который те же депутаты готовы кардинально пересматривать и кроить уже в феврале.

Вроде бы бред сивой кобылы. Но не надо забывать, что чиновники и депутаты — люди государственные, встроенные в систему, и у них своя логика. Которая, в общем, и нам в чем-то может быть вполне понятна. Ведь, так или иначе, деньги, сколько бы их на самом деле в краевой казне не было, придется тратить. На неотложные нужды. В первую очередь — на финансирование социальных программ. Но потратить деньги просто так чиновник не может. Ему нужен официальный документ, который разрешает эти деньги тратить. А таким документом для правительства края как раз и является бюджет на 2009 год, принятый краевым парламентом — Законодательным Собранием.

То есть фактически происходит вот что. Чиновник приходит к Депутату и говорит: войди, мол, друг, в положение — надо людям деньги платить по-любому. Сколько там этих денег у нас на самом деле будет со всем этим кризисом — хрен его знает! Лучшие умы мира точных прогнозов дать не могут. Куда уж нам с тобою! Так мы давай нарисуем липовую квитанцию, в которой будет написано, что денег у нас будет сколько надо. И я с этой квитанцией в банк пойду. Чтобы мне денег там дали – людям заплатить. А уж как дело дойдет до реальной бухгалтерии, там мы с тобой отдельно потом сядем и какую-нибудь новую, более приличную квитанцию сочиним. Ну, когда станет понятно, сколько у нас на самом деле денег будет.

Вот как-то так примерно. Хотя, конечно, это предельно упрощенная версия событий.

Show must go on

Краевой бюджет на 2009-2011 года был принят Законодательным собранием Красноярского края в первом чтении 18 ноября. Всем, в общем, было ясно, что бюджет абсолютно нереален. Но принимать его все равно надо. Потому что в противном случае государственный аппарат просто перестанет работать. А надо, чтобы работал. И вообще, и в период кризиса — особенно. Посему депутаты и подготовившие нереальный бюджет чиновники фактически заключили друг с другом негласное соглашение, суть которого предельно доходчиво изложена выше.

Выступая перед депутатами, министр финансов Котюков говорил, что, если денег не хватит,  федеральный бюджет подкинет сколько надо. Если правильно попросить. Все, в общем, понимали, что денег не хватит в любом случае. Да и насчет того, будут ли у федерального бюджета деньги, чтобы как-то помогать регионам, наверняка, были разные мнения. Но вслух их никто не высказывал. Все понимали, что бюджет нужен. Потому что он нужен. Потому что это — официальный документ, без которого никакие платежи и выплаты органы власти производить не смогут.

Бучу подняли коммунисты. Но и то не про кризис, а про свое любимое. Про то, что отнимают у трудового человека копеечку: про повышение тарифов на электроэнергию и на услуги ЖКХ. Оно и понятно — ведь коммунисты обращались не к упертым экспертам, отслеживающим динамику падения цен на лондонской бирже металлов, но к своему электорату, который платит за свет и воду.

Марина Добровольская: Устраивать из Заксобрания парламентские слушания не надо!
«Устраивать из Заксобрания парламентские слушания не надо!»

Когда коммунисты отыграли свою привычную роль, со столь же традиционной репликой разгневанной отповеди выступил и депутат, традиционно играющий роль разоблачителя всего и вся — Марина Добровольская. Представительница «Справедливой России» порадовала общественность перлом, который достоин быть записанным на одних скрижалях с известным высказыванием «единоросса» Бориса Грызлова про «парламент — не место для дискуссий»: «Устраивать из Заксобрания парламентские слушания не надо! И фракция «Справедливая Россия» справедливо предлагает голосовать! Вот так! Спасибо!».

Проголосовали. Коммунисты воздержались. Но они в меньшинстве — 6 голосов из 39, и их позиция на результат голосования никак не повлияла.

Трехлетний бюджет края на 2009, 2010 и 2011 годы, неадекватно-качественный документ, был принят в первом чтении.

Эпилог

На следующий день после того, как депутаты краевого парламента приняли бюджет с цифрами, взятыми с потолка, произошло несколько знаменательных событий, имеющих прямое отношение к нашей истории.

  • Поползли слухи о неминуемой девальвации рубля.
  • В некоторых московских обменниках за доллар стали давать 30 рублей.
  • В тот же день помощник президента России слухи о грядущей девальвации рубля категорически опроверг.
  • А сам президент Медведев, широко улыбаясь, сказал, что следующий год будет очень трудным.

Рассмотрение бюджета во втором чтении депутаты Законодательного собрания проведут 4 декабря.

Дмитрий Никитинский
Специально для «Рекламы-Мамы»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Часть медного производства переедет в Китай Медный завод на севере Красноярского края может быть перефор­ма­тирован: на его площадях планируется развернуть высокотехно­ло­гичные переделы…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).