Власть и бизнес вступили в извечное противоречие: одни — строить парковки не могут, а другие — не хотят.
Очереди из желающих купить за 700 тыс. рублей место на теплой стоянке не выстраиваются, и вложения окупаются слишком долго.
В 2007 году, по данным Госавтоинспекции по Красноярску, количество автомобилей в городе выросло почти на треть. И это не предел. А число свободных мест, где можно оставить свой автомобиль во время рабочего дня или на ночь, только сокращается: город застраивается жилыми домами, торгово-развлекательными и офисными центрами. «Вместе с тем улицы центральной части города, имеющей вековую историю, планировались для проезда конных повозок и изначально были узкими. Поэтому именно здесь наиболее актуальна проблема парковочных мест для транспорта», - добавляет заместитель начальника Управления архитектуры Красноярска Галина Голубь.
Обязательная стоянка
Как результат - машины ставить негде. Их припарковывают, не обращая внимания на ПДД, под запрещающими знаками, на тротуарах и на проезжей части, в два-три ряда, оставляя номер своего сотового, чтобы можно было быстро связаться с владельцем авто. А в сложившейся застройке, полагает главный архитектор проекта проектной мастерской «Вертикаль» Ирина Устюжанина, просто нет столько свободной земли, чтобы делать парковки с учетом всех санитарных и пожарных норм. Поэтому стоянки необходимо проектировать сразу, вместе с жилым кварталом.
Однако ситуация, заверяет Галина Голубь, не так давно сдвинулась с мертвой точки: «Так, многоместные подземные парковки скоро появятся за зданием городской администрации и на площади возле БКЗ. Рассматриваются варианты подземного освоения территории слева от театра оперы и балета, привокзальной площади и площади Революции». Кроме того, паркинги будут во всех крупных общественно-деловых и бизнес-центрах Красноярска. «Одним из первых появился подземный паркинг МВДЦ «Сибирь». Предусмотрен он и в недавно открывшемся бизнес-центре класса «А» на улице Весны, а также в общественно-деловых центрах в 6-м мкр Северного и во 2-м мкр Аэропорта. На правом берегу, на улице Крайней, вместе с офисным зданием появится подземная многоуровневая парковка», — продолжила г-жа Голубь.
Строительство стоянок в рамках жилой застройки, как сообщили «СВ» в Управлении архитектуры Красноярска, предусмотрено распоряжением главы города от 2007 года. Этот документ обязывает застройщиков при возведении жилого дома оборудовать наземные или подземные паркинги из расчета одно Машино-место на квартиру.
По данным Управления архитектуры Красноярска, с начала 2008 года в городе выдано около 30 разрешений на строительство жилья и социальной инфраструктуры вместе со строительством подземных парковок. Но те парковочные места, которые организуют вместе с новыми постройками, по данным департамента градостроительства, способны удовлетворить только треть от всей потребности красноярцев.
Андрей Клещёвзаместитель директора по маркетингу
компании «Сиблидер»
О технологических препятствиях строительства подземных стоянок рассуждает заместитель директора по маркетингу компании «Сиблидер» Андрей Клещёв:
«Есть некоторые «но». Во-первых, не на всех участках города, не во всех районах строительство подземных парковок возможно — из-за грунтовых вод.
У нас есть объект на улице Кутузова: когда мы начали копать котлован и ушли на уровень -2 метра, хлынула подземная река. Для формирования фундамента жилого здания — это ничего страшного. Есть специальные гидрозащитные мероприятия. А представьте, если в эту реку погрузить парковочный комплекс? Да его просто затопит рано или поздно».
Альтернативы от ГИБДД
К борьбе с нехваткой парковочных мест подключилась и ГИБДД Красноярска. 10 октября на заседании комиссии горсовета по городскому хозяйству и экологии инспекция обратилась к депутатам со своими предложениями. В ГИБДД полагают, что под парковку машин необходимо выделить новые зоны — в центре Красноярска. Замначальника ОГИБДД Андрей Маерчук охарактеризовал сложившееся положение как «значительно обострившееся»: новые полосы движения на таких улицах, как Бограда, Ленина, Горького, заняты припаркованным транспортом.
В красноярской Госавтоинспекции предлагают три варианта, как разрулить ситуацию. Рецепт №1: использовать для парковки в центре поперечные улицы (Диктатуры пролетариата, Кирова, Перенсона и Парижской коммуны). На них должен быть односторонний въезд — с Карла Маркса и Ленина, а выезд — только на проспект Мира. Несколько других перпендикулярных центральным улиц (Профсоюзов, Робеспьера, Декабристов, Горького, Вейнбаума, Сурикова), по задумке специалистов ГИБДД, станут функционировать только на пропуск транспорта, без парковок.
Суть второго варианта, который обозначил депутатам горсовета г-н Маерчук, сводится к тому, чтобы из части проспекта Мира сделать одну большую стоянку, направив движение по нему только в сторону железнодорожного вокзала.
Наконец, третье предложение от инспекции по безопасности дорожного движения: позволить оставлять автомобили на набережной Енисея, где «гаишники» обещают организовать достаточные меры безопасности.
Депутаты инициативу ГИБДД поддержали. Но прежде, чем хотя бы один из вариантов можно будет реализовать, пройдет не один месяц.
«Закончилось обсуждение на комиссии тем, что поручили администрации города согласовать с ГИБДД техническое задание на проектирование новой схемы движения, разработать проект для решения этой проблемы. Ведь для того чтобы заказать, например, в СФУ какие-нибудь расчеты, за это надо деньги платить. Чтобы платить деньги, надо проводить конкурс. Чтобы проводить конкурс, надо сначала разработать техзадание», - объясняет депутат горсовета Александр Глисков.
На подготовку техзадания ОГИБДД Красноярска, департаментам городского хозяйства и экологии, градостроительства и транспорта дали два месяца. После этого и будет объявлен конкурс.
Надежда на город
По данным департамента градостроительства, которые были обозначены на заседании комиссии в горсовете, себестоимость одного места на многоуровневой парковке - около 400 тыс. рублей. Внушителен и срок окупаемости такого строительства — под 30 лет. Руководитель красноярского РО «ОПОРЫ России» Виктор Захаров уверен, что необходимые условия для формирования стояночного бизнеса в Красноярске есть. Но достаточные — отсутствуют: «Нет экономической целесообразности, потому что строительство парковок — дело затратное. Крупные застройщики предпочитают возводить жилые дома как наиболее экономически целесообразное вложение средств».
Андрей Клещев говорит, что рыночная стоимость парковочных мест настолько высока, что никто из потенциальных покупателей не готов такие деньги тратить: «Например, на Взлетной — на уровне 700 тыс. рублей, в центре — 1,2 млн рублей. Рекордная сумма, которая меня поразила, - 2,5 млн рублей. Если у гражданина автомобиль стоит 180 тыс. рублей и он его в кредит взял (а основная масса именно таких), то, очевидно, такие цены за парковочные места - категорически не для всех».
В результате подземные стоянки оказываются просто невостребованными и остаются на балансе у застройщика. Андрей Клещев: «Ни одна компания не готова взять и вложить 200 млн рублей своих оборотных денег в парковку и, таким образом, их там «заморозить».
Эксперт пояснил, что подземные паркинги так дороги из-за того, что очень сложно соблюсти все строительные нормы. «Решение проблемы возможно только в комплексе. Себестоимость многоярусных надземных комплексов раза в три ниже, чем подземных. И тогда это будет уже более-менее доступно для людей», - констатирует эксперт. К тому же, на территории сложившейся застройки, добавляет Ирина Устюжанина, под землей находятся сети. «Плюс необходимо планировать площадь под въездные рампы. И в подземных паркингах можно расположить не так много машин, как, например, в многоярусных наземных», — заключает эксперт.
Логичным было бы софинансирование строительства парковок за счет муниципального бюджета. И такое предложение обсуждалось в горсовете. Теперь судьба его зависит от того проекта, который разработают в департаменте градостроительства.
Впрочем, в мэрии пока занимают достаточно сдержанную позицию. Галина Голубь: «К сожалению, строить подземные паркинги за счет муниципального бюджета город пока не может. Есть приоритетные задачи, на которые в первую очередь и направляются бюджетные средства, в том числе на строительство школ и детских садов, реконструкцию дорог, благоустройство дворов. Однако проблема, связанная с недостатком парковок, нам известна, и мы ищем пути решения. Есть надежда на то, что со временем город примет участие в строительстве паркингов».
Где паркуются новосибирцы и уральцы
В Екатеринбурге, чтобы разобраться с нехваткой стоянок, глава города утвердил долгсрочный проект «Дом для автомобиля». Программа рассчитана до 2015 года. За это время предполагается создать столько парковок (для временного и постоянного хранения), что они обеспечат местами 77% автомобилей. Большую часть средств в реализацию этого проекта внесут частные инвесторы — собственники объектов недвижимости, а не муниципалитет.
Похожую программу внедряют и в Новосибирске. Мэрия этого города подготовила постановление об образовании муниципального казенного предприятия. Его основная задача: организация средних и мелких инвесторов для строительства паркингов в Новосибирске. Но администрация не планирует заниматься финансовыми вопросами, а будет решать только организационные и технические вопросы и таким способом стимулировать предпринимателей вкладывать в парковки.
Ранее по теме на Рекламе-Маме: