мнения красноярцев

08 октября 2010 года

Мэров нужно назначать или выбирать?

Владимир Чащин

— По моему мнению, глава города должен избираться населением. Эта практика прове­рена в Красноярске временем. С декабря 1997 г., когда устав города был принят, мэр Красноярска избирается на прямых выборах. Схема действует до сих пор, и мы считаем, если избиратели на выборах избирают главу города, то тем самым они наделяют его властными полномочиями и оказывают доверие.

На мой взгляд, система назначения отдельно главы администрации, так называемого сити-менеджера, и отдельно главы города загромождает структуру управления. Здесь могу сослаться на опыт главы Калининграда.

В Калининграде как раз реализована схема, когда глава муниципального образования избирается из числа депутатов, а городскую администрацию возглавляет нанятый сити-менеджер. Так вот, в личной беседе глава Калининграда говорил, что при реали­зации полномочий администрации, проектов, планов по развитию города, возникает много сложностей и связаны они именно с тем, что по сути управляющих в городе двое.

Я считаю, что при выборе оптимальной схемы во главу угла нужно ставить ответст­венность перед населением. Когда человек избирается на пост мэра непосредственно на прямых выборах, у него высокая ответственность перед избирателями, и в то же время он наделяется властными полномочиями, чтобы доверие избирателей оправдать. Пря­мые выборы дают возможность избирателям осуществлять контроль за деятель­ностью главы города, требовать решения конкретных задач и проблем.

Я считаю, что самые главный показатель — это повышенная ответственность главы города и доверие населения. Эти составляющие определяют стабильность городской власти, на них и нужно базироваться.

В Красноярске именно эта схема доказала свою эффективность и результативность. Уже четырежды мэр Красноярска Петр Иванович Пимашков был избран непосредст­венно жителями города и имел очень высокий процент голосов на выборах. Но под­черкну, я не категоричен в оценках и схему назначения сити-менеджеров и глав городов не отвергаю.

Владимир Чащин
Красноярский городской Совет депутатов
Председатель

Николай Фокин

— Интересный вопрос, на него трудно ответить однозначно. Мне кажется, в этом вопросе определяющим фактором является наличие необходимого процента избирателей. Раньше явка на выборы состав­ляла минимум 70%, но последние годы этот показатель не превышает 25%. И, учитывая то, какой процент избирателей приходит на выборы сейчас (10–25%), то самым оптимальным решением будет следующее: главу города избирать, а председателя Совета депутатов назначать.

Останавливает то, что процедура назначения чревата определенными сложностями, она предполагает наличие двух глав в городе: главу городской администрации и отдельно мэра. Я больше 18 лет проработал главой района и знаю, что такое выборы на терри­тории и что такое процедура назначения. И, по моему мнению, процедура назначения для настоящего времени более актуальна, чем выборы, но все-таки глава города должен быть один.

У нас были цари, но одновременно двух царей не было никогда, и одновре­менно двух губернаторов в одном регионе тоже не было. Поэтому, на мой взгляд, структура управ­ления должна быть следующей: глава администрации (он же мэр), председатель Совета депутатов и глава района. В этом случае вертикаль власти будет четко выстроенной и понятной.

Николай Фокин
Законодательное собрание Красноярского края
Депутат, комитет ЗС по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества

Раиса Кармазина

— Я считаю, что мэров городов нужно назначать. Все в нынешней системе управления создано под схему назначения. Сейчас принят закон, согласно которому мэров и глав районов, даже если они были избраны на прямых выборах, можно отрешить от долж­ности.

Полно­мочиями по снятию с должностей глав городов и районов теперь наделены губернаторы и городской Совет депутатов. Отрешить мэра от должности губернатор может за грубое нарушение или за то, что глава города со своими задачами не справ­ляется. И я считаю, что это хороший закон.

По схеме назначения глава города избирается из депутатского корпуса городского Совета, а депутаты в свою очередь выбираются на прямых выборах. Иными словами, и в процедуре назначения мэр избирается, но не путем прямых выборов.

Также я считаю, что нет ничего плохого в том, что помимо назначенного депутатами мэра в городе есть еще и наемный менеджер, который управляет городской администрацией. На должность сити-менеджера подбирают грамотного и умного человека, который зани­мается сугубо администрированием города и подотчетен городскому Совету. По сути сити-менеджер — просто наемный профессионал, в то время как мэр города занимается политическим вопросами. Конфликта в управлении здесь нет и быть не может.

Что касается глав районов, то я глубоко убеждена, что и здесь должна быть реализована схема назначения. Главы районов — это представители региональной власти, продол­жение губернаторской власти, они должны назначаться губернатором. Такая схема, кстати, применялась в отдельных субъектах РФ до того, как был принят 133 феде­ральный закон.

Раиса Кармазина
Государственная Дума Российской Федерации
Депутат

Максим Глазунов

— Выбирать или назначать мэров — это вопрос некорректный, потому что ответить на него однозначно невозможно. Все зависит от логики политической ситуации в стране, которую мы хотим видеть.

В нынеш­ней действующей логике выбирать мэров не надо. Потому что в системе, в которой все и везде назначаются, выборность мэров лишняя. Кому она нужна? Только нашим западным друзьям, которые за это нас погладят по головке.

С одной стороны, если идти по логике процедуры назначения, то люди, которых назначают, должны нести ответственность за свои поступки, их нужно чаще сажать в тюрьму, а еще лучше расстреливать, и тогда в стране сформируется нормальная работающая система, которая у нас уже была. Сейчас — серединка на половинку.

С другой стороны, если мы хотим жить в немного другой стране, то мы должны выбирать всех, а не только президента и мэров. Тогда можно смело говорить: «Люди, вы посмо­трите, кого выбрали. Поэтому вы так и живете». И это будет совершенно другая ситуация.

Мой ответ такой, в логике сложившейся ситуации, конечно, нужно назначать и снимать, а руководствуясь нормальной человеческой логикой, только выбирать. Посмотрим, к чему мы придем.

Максим Глазунов
Бывший политтехнолог

Алексей Додатко

— Эта дискуссия снова обострилась в связи с отрешением от должности Юрия Лужкова, хотя ситуация и не порождает прямых аналогий. Мэр Москвы — это фактически губер­натор, руководитель субъекта РФ (как и мэр Санкт-Петербурга). Мэр любого другого города — выборное должностное лицо местного самоуправления.

Если быть точным, то федеральное законодательство предусматривает только один способ наделения властью главы муниципального образования (в том числе мэра города) — избрание. Оно может быть прямым, когда население выбирает главу непо­средственно, в ходе муниципальных выборов, либо глава может избираться из состава депутатского корпуса.

В последнее время многие муниципалитеты края изменили уставы и пошли по второму пути. В таком случае руководить администрацией (исполнительными органами местного самоуправления) будет так называемый сити-менеджер, принятый на работу по конкурсу, на основании контракта.

Определить, какая из схем более соответствует специфике муниципального образо­вания, каждая территория может самостоятельно, учитывая общественно-политическую обстановку, влияние элит, а также преимущества и недостатки самой модели.

Главными достоинствами прямого избрания главы являются: возможность каждого заинтересо­ванного жителя высказать свою позицию голосованием, большая публичность избирае­мого населением главы, более четкое разделение местной власти на исполни­тельную — глава возглавляет администрацию территории, и представительную — местный совет депутатов. Такая схема больше подходит для территорий с высокой политической активностью и информированностью населения, конкуренцией элит, значительным кадровым потенциалом.

При втором способе появляется возможность привлечь профессиональных и эффек­тивных управленцев к управлению муниципальным хозяйством, снизить «градус попу­лизма» исполнительной власти территорий. Кроме того, такая схема удобнее для государственной власти региона, т.к. позволяет представителям субъекта участвовать в конкурсе по подбору сити-менеджера.

Алексей Додатко
Красноярский городской Совет депутатов
Заместитель председателя

© МГ «Дела»
© АРК «БрэндОН»

 

что нам еще рассказали

29.10

Что для вас «Дела»?

Александр Васильев, Игорь Башкатов, Людмила Федорова, Казим Абасов, Фёдор Сидоренко

22.10

Кризис закончился бесповоротно?

Алексей Казаринсков, Михаил Паршков, Любовь Беккерман, Геннадий Лубинец, Никита Михайлов

27.09

Должны ли богатые платить за бедных?

Олег Сипетый, Игорь Ахрамович, Евгения Бухарова, Валентин Казаченко, Валерий Бурда

17.09

Как вы оцениваете пиар-войну «Норильского никеля» и «Русала»?

Rusal, Евгений Цветков, Владимир Стржалковский, Марина Добровольская, Сергей Комарицын

новости

Владимир Бахарь: «Край решил проблему с дефицитом бюджета»

Владимир БахарьВ 2020 году в крае будут профинансированы десятки проектов в ...

В Красноярске планируется рекордная замена теплосетей

В Красноярске планируется рекордная замена теплосетейОбъемы работ вырастут на четверть: новые коммуникации появятся на ул. …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»