мнения красноярцев
08 октября 2010 года
Мэров нужно назначать или выбирать?
— По моему мнению, глава города должен избираться населением. Эта практика проверена в Красноярске временем. С декабря 1997 г., когда устав города был принят, мэр Красноярска избирается на прямых выборах. Схема действует до сих пор, и мы считаем, если избиратели на выборах избирают главу города, то тем самым они наделяют его властными полномочиями и оказывают доверие.
На мой взгляд, система назначения отдельно главы администрации, так называемого сити-менеджера, и отдельно главы города загромождает структуру управления. Здесь могу сослаться на опыт главы Калининграда.
В Калининграде как раз реализована схема, когда глава муниципального образования избирается из числа депутатов, а городскую администрацию возглавляет нанятый сити-менеджер. Так вот, в личной беседе глава Калининграда говорил, что при реализации полномочий администрации, проектов, планов по развитию города, возникает много сложностей и связаны они именно с тем, что по сути управляющих в городе двое.
Я считаю, что при выборе оптимальной схемы во главу угла нужно ставить ответственность перед населением. Когда человек избирается на пост мэра непосредственно на прямых выборах, у него высокая ответственность перед избирателями, и в то же время он наделяется властными полномочиями, чтобы доверие избирателей оправдать. Прямые выборы дают возможность избирателям осуществлять контроль за деятельностью главы города, требовать решения конкретных задач и проблем.
Я считаю, что самые главный показатель — это повышенная ответственность главы города и доверие населения. Эти составляющие определяют стабильность городской власти, на них и нужно базироваться.
В Красноярске именно эта схема доказала свою эффективность и результативность. Уже четырежды мэр Красноярска Петр Иванович Пимашков был избран непосредственно жителями города и имел очень высокий процент голосов на выборах. Но подчеркну, я не категоричен в оценках и схему назначения сити-менеджеров и глав городов не отвергаю.
Владимир Чащин
Красноярский городской Совет депутатов
Председатель
— Интересный вопрос, на него трудно ответить однозначно. Мне кажется, в этом вопросе определяющим фактором является наличие необходимого процента избирателей. Раньше явка на выборы составляла минимум 70%, но последние годы этот показатель не превышает 25%. И, учитывая то, какой процент избирателей приходит на выборы сейчас (10–25%), то самым оптимальным решением будет следующее: главу города избирать, а председателя Совета депутатов назначать.
Останавливает то, что процедура назначения чревата определенными сложностями, она предполагает наличие двух глав в городе: главу городской администрации и отдельно мэра. Я больше 18 лет проработал главой района и знаю, что такое выборы на территории и что такое процедура назначения. И, по моему мнению, процедура назначения для настоящего времени более актуальна, чем выборы, но все-таки глава города должен быть один.
У нас были цари, но одновременно двух царей не было никогда, и одновременно двух губернаторов в одном регионе тоже не было. Поэтому, на мой взгляд, структура управления должна быть следующей: глава администрации (он же мэр), председатель Совета депутатов и глава района. В этом случае вертикаль власти будет четко выстроенной и понятной.
Николай Фокин
Законодательное собрание Красноярского края
Депутат, комитет ЗС по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества
— Я считаю, что мэров городов нужно назначать. Все в нынешней системе управления создано под схему назначения. Сейчас принят закон, согласно которому мэров и глав районов, даже если они были избраны на прямых выборах, можно отрешить от должности.
Полномочиями по снятию с должностей глав городов и районов теперь наделены губернаторы и городской Совет депутатов. Отрешить мэра от должности губернатор может за грубое нарушение или за то, что глава города со своими задачами не справляется. И я считаю, что это хороший закон.
По схеме назначения глава города избирается из депутатского корпуса городского Совета, а депутаты в свою очередь выбираются на прямых выборах. Иными словами, и в процедуре назначения мэр избирается, но не путем прямых выборов.
Также я считаю, что нет ничего плохого в том, что помимо назначенного депутатами мэра в городе есть еще и наемный менеджер, который управляет городской администрацией. На должность сити-менеджера подбирают грамотного и умного человека, который занимается сугубо администрированием города и подотчетен городскому Совету. По сути сити-менеджер — просто наемный профессионал, в то время как мэр города занимается политическим вопросами. Конфликта в управлении здесь нет и быть не может.
Что касается глав районов, то я глубоко убеждена, что и здесь должна быть реализована схема назначения. Главы районов — это представители региональной власти, продолжение губернаторской власти, они должны назначаться губернатором. Такая схема, кстати, применялась в отдельных субъектах РФ до того, как был принят 133 федеральный закон.
Раиса Кармазина
Государственная Дума Российской Федерации
Депутат
— Выбирать или назначать мэров — это вопрос некорректный, потому что ответить на него однозначно невозможно. Все зависит от логики политической ситуации в стране, которую мы хотим видеть.
В нынешней действующей логике выбирать мэров не надо. Потому что в системе, в которой все и везде назначаются, выборность мэров лишняя. Кому она нужна? Только нашим западным друзьям, которые за это нас погладят по головке.
С одной стороны, если идти по логике процедуры назначения, то люди, которых назначают, должны нести ответственность за свои поступки, их нужно чаще сажать в тюрьму, а еще лучше расстреливать, и тогда в стране сформируется нормальная работающая система, которая у нас уже была. Сейчас — серединка на половинку.
С другой стороны, если мы хотим жить в немного другой стране, то мы должны выбирать всех, а не только президента и мэров. Тогда можно смело говорить: «Люди, вы посмотрите, кого выбрали. Поэтому вы так и живете». И это будет совершенно другая ситуация.
Мой ответ такой, в логике сложившейся ситуации, конечно, нужно назначать и снимать, а руководствуясь нормальной человеческой логикой, только выбирать. Посмотрим, к чему мы придем.
Максим Глазунов
Бывший политтехнолог
— Эта дискуссия снова обострилась в связи с отрешением от должности Юрия Лужкова, хотя ситуация и не порождает прямых аналогий. Мэр Москвы — это фактически губернатор, руководитель субъекта РФ (как и мэр Санкт-Петербурга). Мэр любого другого города — выборное должностное лицо местного самоуправления.
Если быть точным, то федеральное законодательство предусматривает только один способ наделения властью главы муниципального образования (в том числе мэра города) — избрание. Оно может быть прямым, когда население выбирает главу непосредственно, в ходе муниципальных выборов, либо глава может избираться из состава депутатского корпуса.
В последнее время многие муниципалитеты края изменили уставы и пошли по второму пути. В таком случае руководить администрацией (исполнительными органами местного самоуправления) будет так называемый сити-менеджер, принятый на работу по конкурсу, на основании контракта.
Определить, какая из схем более соответствует специфике муниципального образования, каждая территория может самостоятельно, учитывая общественно-политическую обстановку, влияние элит, а также преимущества и недостатки самой модели.
Главными достоинствами прямого избрания главы являются: возможность каждого заинтересованного жителя высказать свою позицию голосованием, большая публичность избираемого населением главы, более четкое разделение местной власти на исполнительную — глава возглавляет администрацию территории, и представительную — местный совет депутатов. Такая схема больше подходит для территорий с высокой политической активностью и информированностью населения, конкуренцией элит, значительным кадровым потенциалом.
При втором способе появляется возможность привлечь профессиональных и эффективных управленцев к управлению муниципальным хозяйством, снизить «градус популизма» исполнительной власти территорий. Кроме того, такая схема удобнее для государственной власти региона, т.к. позволяет представителям субъекта участвовать в конкурсе по подбору сити-менеджера.
Алексей Додатко
Красноярский городской Совет депутатов
Заместитель председателя