новость

Красноярские трамваи прикатили в тупик

Попытки развить рельсовый или внеуличный общественный транспорт в Красноярске в последнее время неизменно заходят в тупик: стройка метрополитена стоит, кольцевая электричка все никак не запускается. На тот же путь бесконечных рассуждений, судя по всему, встал и проект скоростных трамваев.

Трамвай
Внятных решений по городским трамваям так и не принято

Напомним, что мэрия на прошлогоднем Красноярском экономическом форуме презенто­вала свои планы по ускорению трамвайного движения, включающие строительство разветвленной сети рельсовых путей и приобретение нового подвижного состава (см. подр. «Красноярск объедет пробки на скоростном трамвае»). Но все это в будущем, причем весьма далеком, а вот существующий

трамвай, созданный в советские годы, продолжает «высасывать» из бюджета серьезные дотации и сотрясать квартиры жителей правобережья.

Именно трамвай в нынешнем состоянии стал ранее предметом бурного обсуждения в стенах Заксобрания края (см. подр. «В Красноярске предложили ликвидировать трамваи»).

Краевые парламентарии до чего-то конкретного договориться не смогли и успешно переадресовали вопросы коллегам в горсовет.

Эстафету приняла комиссия по городскому хозяйству и экологии. К трибуне вызвали того же чиновника, который в октябре 2012 г. докладывал ситуацию в Заксобрании, — замглавы департамента транспорта администрации Анатолия Зуева. Как и ожидалось,

ничего нового он не сказал, а может, и вовсе читал все по предыдущей шпаргалке.

По крайней мере, Зуев привел те же цифры, свидетельствующие о неэффективности и небезопасности трамвая:

износ подвижного состава — свыше 93%, износ путей — почти 70%, себестоимость перевозки — на 4 руб. больше действующего тарифа (14 руб.), низкий пассажиропоток (один трамвай возит по 400–500 человек в сутки, хотя по вместимости в два раза превосходит купленные у белорусов автобусы) и так далее.

Тем не менее мэрия желает сохранить трамвай и уже заготовила на 2013 г. деньги на ремонт путей на пр. им. газ. «Красноярский рабочий» и ул. Московская, где жители жаловались в суды на постоянный шум.

С обновлением парка трамваев, правда, все сложнее.

Департамент предложил купить в этом году 5 вагонов, в следующем — сразу 39, а в 2015 г. — 34.

«Ориентировочная стоимость одной единицы — 12–13 млн руб. Однако источник финансирования не определен, в бюджете города на 2013 г. средств на приобретение подвижного состава нет», — пояснил Зуев.

Впрочем, не все так безнадежно: у мэрии есть целая концепция запуска скоростного трамвая,

а в ней — картинки с сетью рельсовых путей с правого на левый берег и обратно.

Схема скоростного трамвая
Схема скоростного трамвая была презентована на прошлогоднем форуме, покажут ее и на нынешнем КЭФ

«А что вообще означает скоростной трамвай? Какова его скорость?» — спросила депутат Елена Пензина.

На что замглавы департамента заявил, что такое название трамвая «весьма условное»: его обозначают так, если эксплуатационная скорость движения превышает 28 км/ч.

«Сейчас, к вашему сведению, средняя эксплуатационная скорость движения трамваев в Красноярске находится в пределах 12–14 км/ч, автобусов — около 30 км/ч», — добавил Зуев.

«Как водитель могу сказать, что некоторые автобусы у нас по городу ездят и 90 км/ч», — парировала Пензина.

«Скажите, скоростной трамвай в случае его запуска возьмет на себя какую долю пассажиропотока, учитывая, что автобусных маршрутов у нас под сотню, а вы сделаете пять трамвайных? Есть такой расчет?» — заинтересовался депутат Александр Глисков.

Скоростной трамвай
Скоростной трамвай мог бы объехать пробки, но цена вопроса пока слишком высока

«Расчета такого нет», — признал Зуев.

Но дал парламентариям задачку для самостоятельной работы: 1 км пути в однопутном исполнении стоит от 32 до 39 млн руб. По планам же протяженность новых веток составляет более 80 км — это в одну сторону. Плюс к этому нужны деньги на новые вагоны и другие сопутствующие инфраструктурные объекты.

Вопрос: какова же цена проекта? Сам Зуев ответил на него так: стоимость определит технико-экономическое обоснование, которое в свою очередь тоже стоит денег — 30 млн руб.

«А как мы вообще пришли к ситуации, когда трамваи имеют такой большой износ?» — вопросил после депутат Владимир Венедиктов.

«Ну как мы пришли к этой ситуации… Просто-напросто шли и не оглядывались, не смотрели вперед. Доэксплуатировались», — философски заметил чиновник.

«А вы будете менять эти грохочущие колымаги на аналогичные российского производства или на современные импортные на резиновом ходу?» — вопрос с антипатриотичным оттенком задал депутат Константин Филиппов.

Зуев объяснил, что закон 94-ФЗ нацеливает отдавать приоритет отечественному трамваестроению.

«Я это спросил к тому, что неделю жил в Женеве, и что такое трамвайная схема, я увидел там, — поведал коллегам бывший первый вице-мэр. — В Красноярске на трамвае я, наверное, лет 30 не ездил или 40 — не помню. А там я каждый день ездил и по нескольку раз и испытал эстетическое наслаждение, потому что, во-первых, быстро, во-вторых, ездит по всему городу, в-третьих, бесшумно. Если мы такой трамвай планируем, то тогда ничего не надо изучать, люди сами поедут, потому что это просто удовольствие».

Но получается, что красноярцам до испытанного Филипповым «эстетического наслаждения» далеко, так как

департамент транспорта дальше многословной концепции и презентаций в плане развития трамвая не зашел.

Председатель комиссии Сергей Литовчик высказал мнение, что нужно обратиться к мэру Эдхаму Акбулатову и просить его создать рабочую группу, которая займется разработкой уже конкретной программы.

Трамваи в депо
Денег в бюджете нет и на обновление трамвайного парка

Депутат Пензина, напротив, призвала чиновникам не помогать: дескать, создание программ входит в их обязанности, а департамент выполняет их плохо и, значит, ему нужно выразить свое официальное недоверие, о чем после уведомить градоначальника.

Однако при голосовании победило предложение Литовчика.

Между тем департамент транспорта уже в феврале вновь собирается на экономический форум со своими трамвайными макетами, которые, как сообщил Зуев, в прошлый раз были признаны одними из лучших, но частных инвесторов все равно не заинтересовали.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»