новость

Красноярский «Сибтяжмаш» делал не то, что надо

В суде Железнодорожного района Красноярска продолжился допрос свидетелей по уголовному делу в отношении экс-министра промышлен­ности и энергетики Дениса Пашкова.
На заседании всплыло много любопытных фактов. В частности, в минфине думали, что перечисляют субсидию крупному предприятию «Сибтяжмаш», производя­щему электрооборудование, а не фирме с созвучным названием. В свою очередь главный конструктор завода заявил, что вообще не слышал, чтобы они выпускали продукцию, связанную с электричеством: ее якобы все время покупали на стороне.

Первым к трибуне суда вышел замминистра финансов края Руслан Щербатюк. В 2009 г. он работал в той же должности и был членом инвестиционного совета, который одобрял (или не одобрял) выделение господдержки. Ничего особенного о том самом заседании, когда ЗАО «ПО «Сибтяжмаш» была согласована субсидия в размере 29,3 млн руб., чиновник не вспомнил.

Руслан Щербатюк
Руслан Щербатюк полагал, что край предоставляет поддержку заводу «Сибтяжмаш»

Да и вообще особо не задавался вопросом, кому именно его коллеги из минпромэнерго решили дать бюджетные деньги.

«Я понимал, что это был «Сибтяжмаш», и все, — ответил Щербатюк на вопрос гособвинителя. — А что там были у них за организации, меня не интересовало: все эти ПО или не ПО, как потом выяснилось. В моем представлении это был тот «Сибтяжмаш», который производит продукцию».

Далее речь зашла о самой процедуре выдачи субсидий и о том, как определяется ее размер. Щербатюк пояснил, что все расчеты делает профильное министерство, которое тогда возглавлял Пашков. Причем в обычных документах фигурируют конкретные предприятия, претендующие на господдержку, и ориентировочные суммы, подтвердил свидетель.

Затем вся эта информация передается в минфин, который закладывает деньги в бюджет. Его корректировка была произведена летом 2009 г. В догадках звучало, что минпром­энерго «брало цифры не с потолка», а, возможно, делало расчеты на основании каких-то статистических сведениях об объемах производства предприятия в предыдущие периоды.

Впрочем, тут сразу возникает вопрос: если ЗАО «ПО «Сибтяжмаш» официально стало производителем электрооборудования с 22 декабря 2009 г. — за неделю до того, как получило поддержку по этому направлению, — то какие статданные могли заложить в бюджет чиновники? На это пока ответа нет.

Какой получатель был в списке министерства промышленности — ЗАО «Сибтяжмаш» или ЗАО «ПО «Сибтяжмаш», Щербатюк не вспомнил. Для него очевидно лишь то, что деньги ушли тому предприятию, поддержку которому согласовывал инвестиционный совет.

«Другого и быть не может, в противном случае это называется подлогом», — отметил замглавы минфина.

Затем для допроса в зал пригласили Виталия Гостяева. Ныне он уже пенсионер, а в 2009 г. работал главным конструктором «Сибтяжмаша», причем в ЗАО «Сибтяжмаш».

«А что такое ЗАО «ПО «Сибтяжмаш»?» — спросил у него прокурор.

Виталий Гостяев
Виталий Гостяев: ПО «Сибтяжмаш» состояло из директора и экономиста

«Это, по моему понятию, совершенно другая организация, с другим директором — нашим бывшим работником Сергеем Крупичем», — ответил Гостяев и предположил, что через эту организацию на завод шли заказы. Он также пояснил, что о субсидии узнал от гендиректора «Сибтяжмаша», покойного Павла Лусникова. Тот якобы уверял, что есть возможность получить средства из бюджета на оснащение мостовых кранов новой системой управления.

«А ЗАО «Сибтяжмаш» производило электрооборудование?» — поинтересовался гособвинитель.

«Электрооборудование «Сибтяжмаш» не производил», — уверенно сказал Гостяев.

«Вообще никакого?» — переспросил гособвинитель.

«Вообще никакого. Это все покупное было. Кабельная продукция, лампы, узлы управления, все покупали и устанавливали», — объяснил свидетель.

Впоследствии он сообщил, что ЗАО «Сибтяжмаш» делало только кабину (для крана. — Ред.), в которую монтировалось «покупное» электрооборудование.

Тогда прокурор продемонстрировал и огласил материалы заявки на предоставление господдержки, которые были изъяты при обысках на «Сибтяжмаше».

Там говорилось о двух пунктах. Первое — это возмещение затрат на разработку конструкции новых кранов, оснащение программным обеспечением и компьютерами.

Второе — возмещение затрат на производство электрооборудования и электронно-оптического оборудования, которое, по словам Гостяева, завод не выпускал.

Гособвинитель спросил у свидетеля, кто составлял это обоснование. Тот ответил, что заявку делал планово-экономический отдел завода, который возглавляла специалист по фамилии Облетова. Она же с Лусниковым и самим Гостяевым была на заседании инвестсовета.

Судья Людмила Коврижных решила узнать, могло ли эту продукцию «своими силами» выпустить не ЗАО «Сибтяжмаш», а ЗАО «ПО «Сибтяжмаш». «Да не было у них никаких сил, — объяснил Гостяев. — Там, по-моему, только директор был да экономист».

Последней на допрос вышла бывший заместитель главного бухгалтера ЗАО «Сибтяж­маш» Ольга Ефимова. Она сообщила, что в 2009 г. также параллельно трудилась в ЗАО «ПО «Сибтяжмаш». Из показаний Ефимовой следовало, что она возила документы на получение господдержки в правительство края по заданию своего начальника — главбуха Марины Рязанской.

По сути, она была курьером, но ставила подписи в документах, оглашенных гособвинителем.

Именно они, видимо, могли быть поданы в минпромэнерго для субсидирования затрат на производство.

Одна из бумаг — накладная о получении товара для ЗАО «ПО «Сибтяжмаш» на сумму 2,7 млн руб.

«Вы сделали запись о получении товара. Вы получали этот товар?» — спросил прокурор.

«Нет», — ответила Ефимова, но уточнила, что поставить подпись по собственной инициативе она не могла, а кто ее надоумил, не помнит.

Ольга Ефимова
Ольга Ефимова ставила подписи под документами по просьбе лиц, о которых не помнит

Та же история — с аналогичным документом, где поставщиком «электрооборудования крана» якобы уже выступает ЗАО «ПО «Сибтяжмаш». Получатель — «Магнитогорский металлургический комбинат». Причем подпись за представителя комбината ставила свидетель Ефимова. В ходе заседания она это подтвердила.

«Вы работник «Магнитогорского металлургического комбината»?» — уточнил гособвинитель

«Нет», — сказала свидетель.

«А как вы ее сделали, эту запись?» — продолжал прокурор.

Ефимова ответила, что не помнит, и кто попросил ее расписаться, тоже вылетело из головы.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).