новость

Минсельхоз Красноярского края предложит ретейлу 10%

Красноярский Минсельхоз избрал новую тактику борьбы с высокими ценами на продовольствие. Чиновники больше не будут заставлять участников программы дополнительных мер государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса ограничивать надбавки к стоимости своих товаров.

Теперь торговым сетям предложат заключить с ведомством добровольное соглашение об установлении предельной наценки в размере, не превышающем 10%.

Цена продуктов
24 продукта можно наценить максимум на 10%

О том, что в краевом правительстве задумали принять постановление, устанавливающее торговую надбавку к цене поставщика при розничной реализации не более 10% (и в том же размере плюс ставка НДС для самих поставщиков), ДЕЛА.ru сообщали ещё в середине июля. Тогда на официальном сайте органов власти края появился проект документа с указанием списка из 24 видов продуктов (см. подр. «Ретейлу Красноярска порекомендуют надбавки к ценам на продовольствие»).

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики края Евгений Стрельцов пояснил ДЕЛА.ru, что ранее подобную практику сдерживания цен на социально-значимые продовольственные товары власти применяли в рамках закона о дополнительных мерах государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса. Участники программы заключали с ведомством ряд договоров, в которых торговые сети брали на себя обязательство применять к своим товарам надбавку менее 10%. В 2009–2010 гг. мера касалась только 20 наименований продуктов по два вида в каждой категории (мясо, молоко и проч.) — итого 40 товаров в ассортименте.

«В этом году эти меры не действуют, так как закон уже потерял силу, — отметил Стрельцов. — Те годы были кризисными, покупательская способность населения резко упала, поэтому со стороны министерства были предприняты такие шаги. И они были отражены в законе. Сейчас, как мы видим, потребительский спрос восстановился, наблюдается увеличение розничного оборота. В связи с этим мы включаем другие рычаги и идём на сдерживание через развитие конкуренции, то есть не указываем напрямую что делать, а через увеличение числа участников рынка пытаемся повлиять в обратном направлении на цены».

В министерстве полагают, что исключение надбавок из условий предоставления господдержки на её эффективность не повлияет. По словам г-на Стрельцова, в данный момент субсидирование субъектов АПК ориентировано на прирост объёмов реализации товаров через торговые сети, что само по себе создаст задел для вхождения новых игроков на рынок. Это должно спровоцировать снижение цен на продовольствие, считают в ведомстве. Правда, там сразу оговариваются, что вряд ли упадёт стоимость продовольственной продукции, которую в крае не производят. К таким, например, относятся гречка, рис, чай, яблоки. Однако все эти категории товаров министерство также включило в перечень.

Дешевая корзина
Уменьшения стоимости продуктов может и не случиться

Всего в нём 24 наименования, включая говядину, свинину, баранину, яйца, сливочное и растительное масло, молоко, пшено, вермишель, картофель, сахар и так далее. Обязанность устанавливать надбавку не более 10% на продукты из списка министерство намерено закреплять соответствующим соглашением с сетью. Здесь противоречий с законодательством правительство не видит, но, тем не менее, в реализации постановления могут «возникнуть вопросы», отметил Стрельцов.

Министерство уже направляло проект документа в управление антимонопольной службы, которое также не высказало претензий. Кроме того, по соглашению, чиновники получат право хоть как-то контролировать соблюдение достигнутых договорённостей через информационное взаимодействие с сетями. В этом смысле мониторингу официальных органов госстатистики в Минсельхозе особо не доверяют.

«Есть, конечно, цены статистики, но это средняя температура по больнице, — объяснил замминистра. — Эти данные важны, чтобы в целом смотреть, что происходит на рынке. Однако в каждой конкретной точке формируется своя цена, поэтому есть средние показатели статистики, а есть средние показатели в организации, и они зачастую различаются. То есть наша задача заключается в рекомендации цен и поддерживании информационной открытости».

Сейчас Минсельхоз собирает мнения о постановлении с торговых сетей. Проект уже был направлен представителям ретейла, но те пока своих ответов в ведомство не прислали. Впрочем, в некоторых организациях торговли Красноярска о письмах министерства ничего и не слышали. Генеральный директор сети магазинов «Чистые луга» Андрей Козиков рассказал ДЕЛА.ru, что к нему подобного рода обращений не поступало.

«Видимо, наши 35 магазинов не считаются сетью, и мы предложений от Минсельхоза не получали», — отметил в разговоре с ДЕЛА.ru г-н Козиков. Однако, по его мнению, выжить сети при надбавке на продовольствие в 10% практически невозможно.

«Сейчас складывается такая тенденция, что минимум 7-9%рентабельности занимает логистика, заработная плата и всё остальное, — объяснил руководитель сети магазинов. — У нас, конечно, есть перечень продуктов, которые продаются с наценкой в 10%, — этот хлеб, молоко и другие социально-значимые товары. Но мы делаем это по собственной инициативе, ни с кем не согласовывая. Просто выбрали для себя такую программу и работаем». По мнению Козикова, для текущей работы сети нужно иметь минимум15-17%наценки на свой товар, а для развития и того больше.

Сети
Бизнесмены считают, что предложение Минсельхоза убьёт конкуренцию

Тем временем документ Минсельхоза уже видели в краевой ассоциации предпринимателей розничной торговли и были, мягко говоря, не в восторге.
По мнению исполнительного директора ассоциации Сергея Новикова, документ может «убить конкуренцию» в ретейле. Торговые сети уже фактически борются за покупателей именно заниженными наценками на социально-значимый товар, потому устанавливать наценку в 10% для сети нет смысла, считает эксперт.

«Есть ещё такой фактор как сила закупа, — пояснил г-н Новиков. — К примеру, у сети „Командор“ и сети небольших ларьков она разная. Для супермаркетов поставщик должен создать очень хорошие условия, тогда у него гарантированно заберут весь объём. Ларьки же обычно покупают товар на оптовых рынках. Смысла тогда будет в конку­ренции между ними, если наценка везде будет по 10%». В ассоциации считают, что к уменьшению стоимости продовольствия подобного рода документы не приведут, а могут и вовсе закончиться возбуждением антимонопольных дел по факту ценовых сговоров.

Как бы там ни было, сейчас проект постановления проходит последние согласования в правительстве края. Однако, когда он будет подготовлен к принятию кабинетом министров, пока никто не знает. В Минсельхозе отметили, что проект необходимо как можно тщательней обсудить с предпринимателями, чтобы он впоследствии не оказался ненужным.

Татьяна Павловская
Генеральный дирек­тор сети гастрономов «Красный Яр»

Татьяна Павловская

В целом мы готовы поддержать обоснованные усилия власти по стабилизации цен, но при этом будем ориентироваться на соблюдение действующего законодательства.

В 2009-2010 гг.мы участвовали в реализации закона «О дополнительных мерах государственной поддержки АПК Красноярского края» и держали наценку на определенный перечень товаров менее 10%. Но в рамках этого соглашения компании полагалась компенсация из краевого бюджета, рассчитываемая от объема товарооборота реализуемой нами продукции красноярских сельхозпроизводителей. При этом и объем продаж продукции местных производителей вырос до 30%.

Рынок сам формирует условия: торговые компании соперничают за покупателя, в том числе, по мере возможности, снижают цены на социальные товары. Например, возможна продажа определенных групп товаров с нулевой наценкой. Предложенное же соглашение регламентирует установление единой надбавки в размере 10%. Документ еще не получил конкретной юридической оценки. Возможно, подобного рода ограничения будут вступать в противоречие с требо­ваниями законодательства о защите конкуренции. В процессе изучения мы обратимся за разъяснениями в УФАС по краю.

Торговая наценка продиктована рыночными условиями. Зачастую именно недорогой товар требует подготовки для реализации в торговой сети: ручной фасовки в пакет, наклейки штрих-кода. Поэтому затраты на отдельные позиции могут значительно превосходить реализованную по ним торговую наценку, однако общая наценка сети позволяет сглаживать такой эффект.

В ситуации с возросшими налогами на фонд оплаты труда и увеличением затрат на электроэнергию при фактически отсутствующем механизме снижения тарифов, безубыточная работа возможна со средней торговой наценкой не ниже 20%. На наш взгляд, должна быть социальная ответственность бизнеса в получении прибыли, так как в этом случае сотрудники смогут вовремя получать зарплату, а предпри­ниматель платить налоги и развивать своё дело.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).